Нормы и методы контроля и испытаний

Методы испытаний, общие для всех типов машин, устанавливает ГОСТ 11828.

При поступлении машины на стендовые испытания ее подвергают тщательному внешнему осмотру, проверяют ее комплектность, правильность сборки, надежность затяжки крепежных деталей, отсутствие внутри машины случайно попавших посторонних предметов и легкость вращения ротора (якоря) от руки.

Проверка габаритных, установочных и присоединительных размеровпроводится согласно ГОСТ 8592, который устанавливает предельные отклонения установочных и присоединительных размеров, а также способы их контроля. ГОСТ предусматривает три точности исполнения: нормальную, повышенную и высокую. Для машин с выступающим концом вала предельные отклонения высоты оси вращения h (рис. 1) и непараллельность ее относительно опорной плоскости электрической машины измеряют индикаторами. Размер h измеряют в трех положениях вала после его поворота примерно через каждые 120°. За результат принимается среднее значение.

Для определения непараллельности оси вращения выступающего конца вала измеряют индикатором расстояния h] и h2 отопорной плоскости до образующей вала.Измерения производятв трех положениях. Измерять абсолютные значения нет необходимости, достаточно определить только их разность. Эта разность, отнесенная к длине 100 мм, определит величину непараллельности: .Рассчитанная по этой формуле величина не должна быть более допустимой.

Длинные валы могут иметь прогиб, который проверяют уровнем. Отклонения уровня на обеих шейках вала должны быть одинаковыми и направленными в противоположные стороны.

Разбег вала производят на холостом ходу машины с номинальным напряжением. Для этого достаточно вращающей части сообщить легкие толчки в том и другом направлениях, упирая неметаллический стержень в торцы вала или галтели. Для проверки биения свободного конца вала измерительный стержень индикатора располагают перпендикулярно оси вала и слегка нажимают на его поверхность. Проверяемый вал медленно вращают. По отклонениям стрелки индикатора судят о форме поверхности шейки вала. Если на одной половине окружности шейки вала стрелка отклоняется вправо, а на другой — влево, то это свидетельствует об эксцентриситете шейки вала. Если же при обходе шейки вала стрелка индикатора два раза отклоняется вправо и два раза влево, то это указывает на эллиптичность формы шейки вала.

Неплоскостность опорной поверхности электрической машины характеризуется зазором между опорной поверхностью и поверочной плитой (рис. 2) и определяется по контуру лап. Щуп не должен проходить между лапой и плитой. Допускается свободное прохождение щупа под каждой лапой в пределах 30 % ее опорной поверхности

Нормы и методы контроля и испытаний

Рис.1–Проверка высоты и непараллельности оси вращения вала:

1–контрольная плита, 2-стрелочный индикатор

Нормы и методы контроля и испытаний

Рис.2–Проверка неплоскостности опорной поверхности лап электрической машины

Нормы и методы контроля и испытаний

Рис.3–Проверка смещения осей отверстий в лапах:

1–комплексный калибр, 2-измерительные пробки

Смещение осей отверстий в лапах от номинального расположения контролируется посредством комплексного калибра, базирующегося на конце вала (рис. 3) и измерительных пробок, установленных в отверстия лап.

В машинах постоянного тока особенно тщательно проверяют щеточно-коллекторный узел. Обращают внимание на зазоры между обоймами щеткодержателей и поверхностью коллектора. Эти зазоры проверяют при помощи калибра в виде пластины из твердого неметаллического материала, толщина которой равна заданному зазору. При радиальных щеткодержателях проверяют перпендикулярность щеткодержателей поверхности коллектора. Щетки в щеткодержателях должны быть пригнаны к контактной поверхности. Правильно пригнанные щетки начинают прирабаываться сразу по всему зеркалу после самого непродолжительного вращения. Приработка щеток будет тем дольше, чем тверже их марка.

При наличии вентилятора на валу машины необходимо проверить не задевает ли он за неподвижные части корпуса или кожуха как в радиальном, так и в осевом направлениях.

В машинах с подшипниками скольжения проверяют наличие свободного разбега вала между упорными поверхностями вкладышей. Мерными щупами или по указателям проверяют необходимый уровень масла.

В машинах фланцевого исполнения производят определение радиального биения заточек крепительного фланца. Для этого индикатор закрепляют посередине посадочной части вала или на расстоянии 10 мм от опорного торца крепительного фланца (рис. 4, а). При невозможности закрепления индикатора на валу его закрепляют на вертикальных стойках при вертикальной установке машины с неподвижным зажимом вала в центрах (рис.4 ,б).

Нормы и методы контроля и испытаний

Рис. 4–Проверка биения опорного торца крепительного фланца машины относительно оси вращения:

а– при закреплении индикатора на валу., б– при проверке в вертикальных центровых стойках

Маркировку выводных концов обмотокпроверяют сравнивая обозначения выводов на клеммной доске с требованиями ГОСТ 26772.

Обозначения выводов электрических машин трехфазного переменного тока производят в соответствии с табл. 1 и 2.

Когда выведенные на клеммную доску для подключения к сети все шесть концов обмотки статора не замаркированы, замаркированы неправильно или отсутствует маркировка на отдельных концах, то при незнании способов правильного соединения обмоток допускаются ошибочные подключения. Такие подключения вызывают перегрев обмоток статора и ротора, и, как следствие, тепловое разрушение изоляции и аварийный выход двигателя из строя.

Существует несколько способов определения начала и конца трехфазных обмоток статора. Рассмотрим три способа (рис. 5).

Первый способ (рис. 5, а). Для проверки правильности обозначений выводов обмотки концы фаз U2,V2, W2 соединяют между собой, а начала фаз U1,V1,W1 подсоединяют к источнику трехфазного напряжения. При этом возможны четыре варианта условных обозначений и подсоединений фаз обмотки двигателя. Если после подключения двигателя к сети в нем слышно гудение низкого тона, а частота вращения заметно понижена, то это свидетельствует о том, что одна из фаз «перевернута». Методом последовательного перебора подключений фаз обмотки можно добиться нормальной работы двигателя.

Второй способ (рис. 5, б). Соединяют последовательно любые две фазы и подключают к источнику пониженного переменного напряжения. Если концы фаз соединены так, как показано слева на рис. 5, б, то на свободной фазе W1-W2 будет напряжение, примерно равное напряжению источника. Если подключение выполнено так, как показано справа на рис.5,б,что соответствует правильной маркировке фаз, — напряжение на фазе W\~W2 будет близким к нулю. Вместо вольтметра в указанном способе можно воспользоваться лампой накаливания. В последнем случае лампа не загорится.

Третий способ (рис.5, в). К условному началу одной фазы подключают «плюс» аккумулятора, а к условному концу — «минус». При размыкании рубильника на других фазах будет «плюс» на началах и «минус» — на концах. Определяют полярность напряжения на свободных фазах при помощи милливольтметра магнитоэлектрической системы.

Нормы и методы контроля и испытаний

Рисунок 5–Способы определения начала и конца обмоток статора

а–четыре варианта условных обозначений и подсоединений фаз обмотки ,б–два варианта подключения двух фаз к сети, в– с помощью аккумулятора и вольтметра.

Для машин, предназначенных для одного определенного направления вращения, порядок чередования обозначений выводов должен соответствовать порядку чередования фаз для данного направления вращения.

В машинах постоянного тока начало и конец каждой обмотки обозначают согласно табл. 3 одной и той же прописной буквой со следующими цифрами: для начала — 1, для конца — 2. Если в машине имеется несколько обмоток одного наименования, то их начала и концы после буквенных обозначений должны иметь цифровые обозначения: 1 — 2, 3 — 4, 5 — 6 и т. д.

Концы обмоток, соединенные между собой внутри электрической машины и не выведенные наружу, не обозначают. Обозначения выводов выполняют так, чтобы при правом вращении в режиме двигателя ток во всех обмотках (за исключением размагничивающих обмоток на главных полюсах) протекал в направлении от начала I к концу 2.

Таблица 1–Обозначение выводов обмоток машин переменного тока

Нормы и методы контроля и испытаний

Таблица 2–Цветовое обозначение выводов обмоток статора трёхфазных машин переменного тока

Нормы и методы контроля и испытаний

Таблица 3–Обозначение выводных концов обмоток машин постоянного тока

Нормы и методы контроля и испытаний

Для машины постоянного тока производят также оценку степени искрения на коллекторепод сбегающим краем щетки.

В соответствии с ГОСТ 183 коммутация машин постоянного тока оценивается степенью искрения визуально. Согласно этому стандарту установлена шкала, состоящая из пяти степеней, для оценки класса коммутации или степени искрения, представленная в табл. 4.

Таблица 4 — Оценка степени искрения под сбегающим краем щеток по ГОСТ 183

Нормы и методы контроля и испытаний

Степень искрения на коллекторе после 60 мин работы при номинальном режиме должна быть не более . Проверка коммутации при кратковременной перегрузке машины постоянного тока производится при повышении тока якоря на 50 % сверх номинального значения в течение 1 мин. Степень искрения оценивают по таблице 4. При кратковременной перегрузке по току допускается степень искрения не выше 2.

Сильное искрение щеток (степень искрения 3) может привести к образованию между бракетами разной полярности электрических дуг — кругового огня на коллекторе. При этом оплавляются щеткодержатели и коллекторные пластины.

Состояние коллектора и щеток для машин мощностью до 100 кВт проверяют не ранее чем через 2 ч работы. Для машин большей мощности устанавливают более продолжительное время.

Причинами сильного искрения щеток могут быть следующие неисправности в машине:

— неправильная установка траверсы;

— неодинаковое расстояние между щетками по окружности коллектора;

— слишком сильное или слабое прижатие щеток к коллектору;

— вибрация щеточных болтов (бракетов) или всей машины;

— замыкание пластин заусенцами;

— замыкание между петушками коллектора;

— витковое замыкание в обмотке якоря.

Сильное искрение на коллекторной пластине может быть вызвано обрывом провода обмотки якоря, который должен быть соединен с этой пластиной.

Искрение щеток при нагрузке может быть вызвано непра’вильным чередованием главных и добавочных полюсов или неправильной полярностью отдельных полюсов. В этом случае при холостом ходе машина не искрит.

Вопросам снижения вибрации и шумав последнее время уделяется все большее внимание. Так, если раньше стандартами предусматривалось измерение вибрации и шума электрических машин как обязательное только при проведении приемочных испытаний, то возрастающие требования к виброакустическим характеристикам электрических машин новых серий находят отражение в программах приемо-сдаточных испытаний.

Снятие виброакустических характеристик рекомендуется проводить в специально подготовленных для таких испытаний помещениях («шумовых»), удовлетворяющих требованиям ГОСТ 11870. Для измерения шума испытуемую машину устанавливают так, чтобы исключить передачу на нее посторонних вибраций, а также передачу вибраций от испытуемой машины к другим конструктивным элементам, которые могут стать источниками звуковых помех.

Для этого испытуемую машину, независимо от способа ее установки в условиях эксплуатации, подвешивают упруго либо крепят к фундаменту на амортизаторах.

Измерение шума производят в установившемся режиме работы испытуемой машины.

Аппаратура, применяемая для снятия виброакустических характеристик, должна позволять измерять не только уровни шума и вибрации испытуемой машины, но и получить данные для анализа причин ухудшения этих характеристик.

Подбор рецепта асфальтобетонных смесей в программе «ЛинтеЛ ЛИС» LIMS


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: