О сверхъестественных существах

Приверженцы иудаизма верят в единого Бога, Яхве (“Сущий”, “Существующий”). Однако, согласно точке зрения ортодоксального иудаизма, имя Бога скрыто от людей до времени прихода Мессии. Бог в иудаизме обладает всеми божественными атрибутами, которые в 12 веке сформулировал иудейский философ Моисей Маймонид (1135-1204). Основные положения (Символ Веры) легли в основу ортодоксального иудаизма.

В Символе веры выражена основная мысль о всемогуществе, вездесущности, вечности и единстве Бога. Бог есть невидимый Дух Бытия. Он и только Он – Создатель и источник жизни. Это Личность бесконечно удаленная от мира, в мире проявляется только слава Иеговы, Его отображение – Шехина. Одновременно Он грозный, страшный, недоступный Владыка, разящий и милующий. Современные иудейские богословы утверждают, что Бог бестелесен, поэтому его изображений нет и быть не может, а антропоморфные описания Бога в Торе, Танахе и Талмуде надо понимать символически.

О Машиахе (Мессии)

Согласно основному догмату иудаизма, царство Божие должен провозвестить Мессия (Машиах). Иудеи верят в грядущий приход Мессии, который построит Храм и станет провозвестником новой эры, он будет потомком царя Давида, человеком исключительной святости и учености. Ему якобы удастся объединить все человечество на основе особой роли евреев и подчиненного положения всех прочих народов, установить мир и благоденствие на Земле. Тогда прекратятся войны, религиозные конфликты уступят место единой религии, основанной на так называемых общечеловеческих ценностях.

О загробной жизни, о душе

Иудаизм учит, что, когда человек покидает этот мир, он получает награду или наказание за все, что делал в течение своей жизни. Под наградой понимается степень приближения к Богу. Наказание осознается как процесс очищения. Евреи не верят в ад как место вечных мучений. Они верят, что человек не может сделать ничего настолько плохого, чтобы наказание за это было бесконечным. В еврейском понимании ад — своего рода прачечная, где души отмываются от грехов, чтобы в конечном итоге удостоится приближения к Богу. Иудеи также верят в воскрешение из мертвых. Кроме того, существует представление о переселении душ (шлгул). Те иудеи, кто не достиг совершенства в своей жизни, для очищения перевоплощаются в новых телах — в растениях, в животных, в телах неевреев, и, наконец, в теле еврея, после чего могут заслужить вечное блаженство.

О запретах

Внешней обрядовой стороне в иудаизме придается очень большое значение. Именно от соблюдения или несоблюдения обрядов и запретов зависит, по мнению иудеев, их спасение. Другими словами, соблюдение предписаний является главным мотивирующим фактором личности иудея. В иудаизме внешняя обрядовость, соответствие Закону, правильный образ жизни (Галаха) являются преобладающими над внутренней обусловленностью личности.

Внешние законы, которые регламентируют личность сведены в Талмуд (от др.-евр. lamed – изучение) – обширный свод комментариев к Торе, касающийся области вероучения, философских построений, права, истории, медицины, естественнонаучных знаний, частной и общественной жизни. Талмуд регламентирует все стороны жизни иудея. Фактически в иудаизме по авторитетности и значимости он заменил само Ветхозаветное Откровение.

В Талмуде разработаны до мельчайших деталей предписания и запреты, касающиеся всех сторон повседневной жизни иудея. Насчитывается 613 таких предписаний и запретов, которые называются мицвот. Они касаются пищи, одежды, туалета, распорядка дня, молитв, соблюдения праздников, указывают, что когда можно и что когда нельзя делать. Среди мицвот разделяют 248 повелений и 365 запретов.

На восьмой день жизни новорожденный мальчик-еврей подвергается обрезанию, которое проходит также и взрослый человек, обращающийся в иудаизм. Каждый шаг иудея должен сопровождаться молитвой. Особенно многочисленны пищевые запреты и правила, поэтому в городах, где есть крупные иудейские общины, имеются специальные магазины, продающие кошерные (дозволенные в пищу) продукты питания, приготовленные по особому ритуалу. Особые правила касаются одежды: мужская одежда должна быть длинной, сделанной из однородной ткани, иметь карманы ниже пояса, голова, даже во время сна, должна быть покрыта (обычно маленькой круглой шапочкой – киной); религиозному иудею предписывается иметь бороду, отпускать длинные волосы на висках (пейсы), во время молитвы надо надевать поверх одежды особое молитвенное облачение талит и т.д. Многочисленны предписания, касающиеся омовений, особенно для женщин; омовения должны совершаться в специальном обрядовом бассейне микве.

В целом женщине иудаизм отводит подчиненное положение в семье и в обществе. Согласно Талмуду, жена — послушная раба мужа. Каждый верующий еврей ежедневно произносит молитву, в которой благодарит Бога за то, что он не создал его женщиной, а женщина должна в молитве благодарить Бога за то, что он создал ее для послушания мужчине. Следует отметить, что внешние законы, нормы и ритуалы буквально пронизывают всю жизнь иудеев и занимают в ней доминирующее положение, являясь эквивалентом истинности веры. При этом главным критерием в нормах являются последствия поступка, а высшим принципом для его совершения является реальная от него польза. Любовь, добро не отрицаются в иудаизме, однако, акцент в данном случае все же смещен в сторону пользы или вреда. С позиции иудаизма любовь находит свое выражение в делах, соответственно ее ценность определяется зримым действием. Добро в этой связи рекомендовалось с точки зрения его благих последствий для человека, а от зла необходимо отвращаться потому, что оно “приносит несчастье”.

В иудаизме формируется направленность личности, прежде всего, на национальную общность, поэтому среди раввинов невозможно встретить неиудеев. В перечне заповедей Торы существует заповедь: “Люби ближнего своего как самого себя” (Лев. 19; 18: 33). Можно встретить и другие подобные выражения: “брат твой”, “ближний твой”. Однако принципиальным моментом является то, что под “ближним” и под “братом” здесь понимается тот, кто принадлежит к еврейскому народу.

Общепризнанным является учение об особой роли еврейского народа. “Евреи приятнее Богу, нежели ангелы”, “как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете” – учит Талмуд. “От ближнего не отымай ничего, ? как гласит заповедь, ? но ближний твой еврей, а не прочие народы света” (Санхедрин), Избранничество мыслится в иудаизме как право на господство, в тоже время, приверженность национальной идее становится выше идеи религиозной.

О богослужениях

Богослуженияв иудаизме осуществляются в синагоге. Синагога(от греческого «собрание», сами иудеи ее называют шух или бет а-кнессет) является культовым зданием в позднем иудаизме, представляющим собой молитвенный дом, а не храм. Первые синагоги начали строиться незадолго до Р.Х. и поначалу выступали не более как смысловое дополнение в религиозной жизни еврейского народа, средоточием и центром которой был храмовый ритуал. После гибели храма в 70 г. по Р.Х. роль синагог претерпела существенное изменение и переосмысление, став новым центром ритуальной жизни.

Богослужение в синагоге не велось священниками и левитами, и культ жертвоприношения полностью отсутствовал. Место священников заняли законоучители-раввины. В рамках синагоги выработались новые формы богослужения. Синагога приобрела огромное значение, будучи одновременно молитвенным домом, местом религиозного обучения и центром общественной жизни. В современном иудаизме память о выродившемся и вычеркнутом из религиозной жизни священническом сословии представляют коганим, — лица, являющиеся потомками (по отцовской линии) Аарона. Потомки священников Иерусалимского Храма («коганим») сохраняются в качестве особой группы с почетным статусом и некоторыми почетными правами (например, первым подниматься к свитку Торы при синагогальном богослужении). Входящие в коганим иудаисты обязаны соблюдать ряд дополнительных предписаний — не заходить на территорию кладбища, не касаться мертвого тела, не жениться на разведенных женщинах в целях сохранения и передачи по наследству статуса. В настоящее время коганим отведены символические обязанности: проводить обряд выкупа первенцев и благословлять народ в синагоге.

Организационная специфика иудаизма обусловлена многообразием возможных форм совершения богослужения при необязательном присутствии раввина. В еврейских общинах принципиально исключается существование какого-либо особого клира или иерархии. Соподчинение духовным лидерам возникает только внутри раввинских конгрегации, которые могут создаваться по сугубо практическим соображениям — ради объединения определенного круга общин и координации их деятельности.

О праздниках

Празднества.Из годичных праздников доныне соблюдаются: пасха (14-го нисана по староеврейскому календарю), шеббуот (в пятидесятый день после пасхи, в древности праздник жатвы), рошгашана (новый год, осенью, в седьмой день месяца тишри), иомкипур (день прощения, на десятый день после Нового года), суккот (кущи, семидневный осенний праздник, когда по ритуалу требуется жить в особых шалашах — кущах), пурим (весенний праздник в память библейской истории Эсфири и Mapдохея) и др.

Каббала

Каббала(буквально: «то, что получают») представляет собой иудейское теософское учение с элементами мистики и магии. Иудеи, практикующие каббалу, не составляют какого-то особого течения в иудаизме, это общее мистическое учение, к которому может при желании обратиться иудей любого направления, хотя в целом каббала большее имеет распространение среди хасидов, чем среди ортодоксальных иудеев. Наряду с Каббалой, как учением, существует практическая каббала — род магии, целью которой является воздействие на высшие миры, что достигается с помощью сосредоточенного созерцания тайного смысла имен Бога и манипуляциями над духами. Каббалисты признавали огромное количество духов, которых вызывали к себе, стремясь подчинить их своему влиянию и посредством их воздействовать на мир.

ПОДВОДЯ ИТОГИ,следует напомнить и перечислить наиболее важные отличия позднего иудаизма от богооткровенной ветхозаветной религии.

1.Упразднен ритуал жертвоприношений, в связи с чем, по ветхозаветным меркам и заповедям все современные иудеи находятся в состоянии скверны, ритуальной нечистоты.

2.Упразднено священство как особое родовое сословие, посвященное на сугубое служение Богу и имеющее особую на это благодать. 3.Отсутствует храм и предписанное Писанием храмовое богослужение, в связи с чем, празднования и обряды современных иудеев не могут признаваться истинными с точки зрения Завета.

4.Прервана цепь пророков, и сами последователи позднего иудаизма признают, что после I века у них не было ни одного пророка. Наконец, нет царя.

Вместо этого появилось новое Писание — Талмуд, новое иерархическое служение — раввины, центром религиозной жизни стала синагога, богослужение и обряды претерпели значительные изменения, появились новые праздники, новые вероучительные положения, каббала.

Все это вынуждает беспристрастного исследователя признать, что поздний иудаизм — совершенно иная религия, ничуть не в большей степени связанная с ветхозаветным иудаизмом, чем самарянство или ислам.

Число последователей современного иудаизма оценивается около 18 млн. человек. При этом 70 процентов всех иудеев проживает в двух странах мира: 40 процентов в США, 30 процентов в Израиле. Третье и четвёртое место по количеству иудеев занимают Франция и Россия ? по 4,5 процента, пятое и шестое Англия и Канада ?по 2 процента.

Иудаизм в России. Иудеи переселялись в Россию двумя путями: через малую Азию и Нижнее Поволжье, где в VIII – X вв. существовал Хазарский каганат, государство, где основные жители – хазары были не евреями, но исповедовали иудаизм. Другой путь: через Европу в Польшу и на Украину. В настоящее время в России по примерным оценкам около 1 миллиона иудаистов.

7 МИФИЧЕСКИХ СУЩЕСТВ, КОТОРЫЕ МОГЛИ РЕАЛЬНО СУЩЕСТВОВАТЬ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: