Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни.

Е. Зворыгина, Н.Комарова. ДВ № 5 – 89

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Средняя группа

Характеристика игровой деятельности на начало года.

Все знания, умения, полученные детьми в разных видах деятельности находят отражение в играх. На пятом году жизни особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Она становится ведущей формой игровой деятельности и обусловливает значительные изменения в психике ребенка. Именно в сюжетно-ролевой игре, основным содержанием которой является творческое воспроизведение (моделирование) взаимодействий и взаимоотношений людей, создаются благоприятные условия для развития мышления, речи.

Дети учатся решать игровые задачи коллективно, сообща согласовывать свои замыслы, при этом их ставят перед необходимостью произвольно выполнять правила.

В сюжетно-ролевых играх дети практически овладевают основами культуры отношений между людьми. Ролевые отношения могут быть содержанием как коллективной, так и индивидуальной (режиссерской) игры.

Успех формирования игры в этом возрастном периоде во многом будет зависеть от преемственности в содержании и педагогических приемах всех компонентов комплексного руководства игрой с учетом ролевого содержания.

ЗАДАЧИ.

В начале учебного года воспитатель совершенствует игровой опыт, приобретенный детьми ранее. Поддерживает их стремление играть не только с игрушками, но и с предметами-заместителями, воображаемыми предметами, побуждает к обозначению действий словом. Поощряет желание принимать роли людей тех профессий, с которыми они знакомились ранее. Воспитатель подсказывает некоторые ролевые способы поведения — более выразительные жесты, мимику, движения. Поощряет ролевые высказывания, первые содержательные диалоги. В игре помогает договориться со сверстниками, учит вступать во взаимодействие друг с другом.

(См. Таблицу «Задачи руководства сюжетно-ролевой игрой).

I. КОМПОНЕНТ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ:

Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни.

Источником, питающим игру, является реальный опыт, самые разнообразные знания об окружающем. Прежде всего нужно выделить знания, связанные с социальным опытом детей, отражающим взаимодействия и отношения людей в процессе их общения, труда, отдыха.

На пятом году жизни особое значение приобретает первый компонент комплексного метода формирования игры — ознакомление с окружающим в активной деятельности. Дети, активно вступающие в контакт с окружающими их взрослыми и сверстниками, на личном опыте убеждаются в необходимости усваивать определенные нормы общения и взаимодействия, учатся быть внимательными к другим, пытаются учитывать их характер и настроение. Им интересны люди разных профессий, их поведение в самых необычных критических, героических ситуациях, когда характер человека, его отношение к делу, к людям выступает наиболее выпукло и ярко. Поэтому многие педагоги (Р.И.Жуковская, Т.А.Маркова, Д.В. Менджерицкая) отмечали потребность детей пятого года жизни в героическом.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» предусмотрено ознакомление дошкольников с трудом почтальона, продавца, с жизнью воинов Российской Армии. Наряду с сообщением новых знаний о профессиях углубляют представления об уже знакомых: о шофере, враче, работниках детского сада. Закрепляется знание правил уличного движения. Предусматривается сообщение новых сведений о домашних животных, о людях, которые ухаживают за ними, о жизни диких животных в природных условиях. Детей знакомят с аптекой, киоском «Союзпечать», школой и другими общественно-бытовыми зданиями, расположенными вблизи детского сада.

Дети много узнают не только в детском саду, но и за его пределами: в семье, на улице. Богатым источником информации может служить общение и совместные дела со взрослыми членами семьи, с братьями, сестрами, а также детские телепередачи, книги и др. В этом возрасте дети довольно любознательны, наблюдательны, их интересуют многие события и, естественно, всё, о чем узнают, они стремятся перенести в игру. Например, дома ребенок узнал о водолазах и, придя в детский сад, стал играть. Привязал на пояс кирпичик (баллон с воздухом), бегает по группе, размахивая руками,— плывёт. Подбежал к воспитателю, сообщил о том, что он водолаз, был на морском дне, видел необычных рыб, и предлагает попробовать морскую капусту (протягивает пустую ладонь). Через несколько дней мальчик повторил игру, причём содержание изменилось: сначала он плавал, потом с трудом выбрался на землю (ковер) и, лежа с закрытыми глазами, сообщил: «Воздух кончился, чуть не захлебнулся. Баллон с воздухом надо заправить. Щуку опасную там видел».

Но особое влияние на игру все-таки оказывают знания, получаемые на занятиях. И очень важно, чтобы они естественным образом влияли на игры детей. При ознакомлении с трудом взрослых наибольшее предпочтение отдается экскурсиям, т. е. непосредственному наблюдению. Детям показывают не только действия, которые люди выполняют, но и раскрывают значимость их труда для других. Обращают внимание на личные качества человека-труженика. Например, объясняют, что продавец вежливый, внимательный, он выслушивает воспитателей, предлагает им нужную вещь и др. Когда знакомят с трудом почтальона, подчеркивают: он заботливый, и в дождь, и в холод приносит свежие газеты, письма, открытки.

Воспитатель выражает симпатию к человеку, с трудом которого знакомит детей, старается вызвать желание помочь ему. Так, во время экскурсии в прачечную спрашивает: «Как вы дума, чем мы можем помочь прачке? Как облегчить ей труд?» Подводит детей к выводу: если чисто мыть руки, полотенца не очень загрязнятся, их легче стирать. Дети начинают осознавать, что могут помочь взрослым и принять посильное участие в труде.

Мотивом сюжетно-ролевой игры является взаимодействие людей. При ознакомлении с окружающим надо показать, что взрослые не только совершают разные полезные дела, они еще постоянно вступают в контакты друг с другом. Разнообразные действия с предметами, которые осуществляют они в процессе своего труда, как бы отодвигаются на второй план, главное — это взаимосвязь людей: продавец не может быть без покупателей, больной — без врача, командир — без солдат и т. д.

Не только на занятиях, но и в повседневной жизни педагог обращает внимание на то, как взрослые вступают во взаимодействие друг с другом. Предлагает вспомнить, как разговаривают с продавцом их родители в магазине, обращаются к пассажирам в транспорте. Может даже показать, как следует обращаться к людям с просьбой, предложением.

Для активизации детей в процессе наблюдений за окружающим необходимо предусмотреть разные ситуации, предполагающие или совместный труд детей со взрослыми, или эпизодическое включение их в деятельность. Так, после чтения стихотворения Ю. Тувима «Овощи» можно провести экскурсию в овощной магазин и предложить детям купить те овощи, о которых они узнали из стихотворений (морковь, свеклу, картофель и др.). А потом попросить повара сварить эти овощи и приготовить винегрет.

После экскурсии в прачечную детей тоже можно включить в активную деятельность, к примеру, в вечернее время организовать стирку кукольного белья, посоветовать родителям, чтобы дома они разрешили ребенку выстирать мелкие вещи — носовой платок, носки, ленту. Дети понимают: чтобы выстирать белье, надо очень постараться. Положительный результат вызывает у них желание повторить стирку, но в реальной жизни это не всегда можно осуществить. Поэтому ребята с удовольствием постирают белье куклам понарошку.

Надо так организовать повседневную жизнь дошкольников, чтобы у них возникла необходимость обращаться зачем-либо к другим людям. Они на собственном опыте будут убеждаться, как важно умело налаживать контакты с окружающими. Воспитатель создает специальные ситуации, например может попросить ребенка сходить в медицинский кабинет и выяснить что-то у медсестры или с поручением пойти в соседнюю группу и пр. Такие ситуации помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения, совершенствуется ориентировка в помещении детского сада. Но самое главное — дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности.

Обогащению игры способствуют различные художественные произведения, предметы изобразительного искусства. Они знакомят детей с богатством человеческих чувств, помогают глубже познать эмоциональный мир человека. Такие произведения, как «Усатый полосатый» С. Маршака, «Про зайчат» Е. Чарушина, «Бишка» К. Ушинского и др., расширяют знания о животных, их повадках, воспитывают доброе отношение к ним. А если дети к тому же будут активно выполнять посильные индивидуальные и совместные поручения по уходу за животными, то игра еще более обогащается.

Произведения «Красный командир» Б. Житкова, «Пограничники» С. Маршака, «Дозор» З.Александровой дают богатый материал для игр на военную тематику, направляют их в нужное русло.

Хорошим дополнением к наблюдениям, беседам, чтению художественной литературы являются картины. Они помогают оживить, имеющиеся впечатления, дают представления о новых событиях, делают полнее образы, создаваемые дошкольниками в игре. Например, содержание картины В. Маковского «Дети, бегущие от грозы» ребята обычно связывают с сюжетом сказки «Гуси-лебеди». Эмоциональная насыщенность, выразительность этих двух замечательных художественных произведений вызывают желание развернуть игру.

Систематически занимаясь с детьми воспитатель формирует у них интерес к различным событиям окружающей жизни, желание расширить свои знания, побуждает к самостоятельным наблюдениям, поиску новой информации в процессе содержательного общения со старшими и сверстниками. Новые знания комбинируются с имеющимися, при этом ярко проявляются элементы творческого воображения.

II. КОМПОНЕНТ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ:

Маньяки в социальных сетях! Как вас грабят по селфи? – Все буде добре. Выпуск 862 от 16.08.16


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: