Обратите, пожалуйста, внимание на то, что домашние задания должны выполняться в специальной тетради очень аккуратно

Задания к лекциям № 1, № 2

Типы словарей, их значение, основные различия.

Напишите, к какому словарю (или каким словарям) Вы обратитесь, если Вам нужно узнать значение таких слов, как бахча, кочет, квашня, аз, колготиться, инфляция, лавка, генезис, панацея, чип, вечор, дивиденды, ветрило, экстраполировать, поблaзнило, десница, протеже?

Богатство русского языка (синонимы, пословицы и поговорки, крылатые слова, перифразы).

1. Вспомните, что такое синонимы, какую роль они играют в языке. Обратите внимание на богатство синонимического ряда слова храбрый: мужественный, смелый, отважный, дерзкий, бесстрашный, безбоязненный, доблестный, героический, дерзновенный, бестрепетный, бравый, решительный, не робкого десятка, о двух головах.

Продолжите синонимические ряды (укажите источник):

1) слабый… (о человеке), 2) маленький … (о материальном объекте).

2.

2.1. Закончитеданныепословицы и поговорки: 1) Слова к делу … . 2) Слово бело, да … . 3) Языком болтай, а … . 4) Слово не воробей: … . 5) Слову верь, а … . 6) Язык мой – …: … . 7) Слово – серебро, … .

2.2. Напишитеначало данныхпословиц и поговорок: 1) …, а речь короткая. 2) … , того не вырубишь топором. 3) … стоит целкового. 4) …– соловей поет. 5) … хуже огня. 6) …, а дел мало.

2.3. Опишитеситуации, в которых могут прозвучать следующие пословицы и поговорки: 1. Вашими бы устами да мёд пить. 2. Не выноси сор из избы. 3. И у стен есть уши. 4. Хватит из пустого в порожнее переливать. 5. Язык до Киева доведёт. 6. На чужой роток не накинешь платок. Используете ли Вы сами эти пословицы и поговорки в речи или только слышали их от людей старшего поколения (видели в книгах)?

3. Напишите, чем крылатые слова отличаются от пословиц и поговорок? Приведите 5 примеров крылатых слов с указанием источника.

4. Перифраза – это замена однословного наименования предмета или явления описательным оборотом, указывающим на один или несколько существенных признаков предмета или явления, например: нефть – «чёрное золото». Перифраза – важное средство, с помощью которого можно сделать речь более разнообразной.

Напишите,

1) слова, которые заменяют следующиеперифразы: обитатели каменных джунглей, царь зверей, цветы жизни, канцелярская крыса, дары моря, санитары леса, гарант конституции, слуги народа, заслуженный отдых, страна восходящего солнца, виновник торжества, слабый пол, Поднебесная империя, князь тьмы;

2) перифразы, которые используются по отношению к Москве и Санкт-Петербургу.

3. Паремиологические трансформации – это намеренное искажение общеизвестных пословиц, поговорок и крылатых слов. Например: Чем дальше влез, тем ближе вылез.

Исходных пословиц может быть две и больше: Заставь дурака богу молиться, а сам не плошай.

Напишите исходные пословицы для следующих примеров:

1. Чем дальше в лес, тем толще партизаны. 2. Не плюй в колодец, вылетит – не поймаешь. 3. Много будешь знать – не дадут состариться. 4. Назвался груздем – обратись к психиатру. 5. Баба с возу – и волки сыты. 6. Тише едешь – кобыле легче. 7. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось. 8. Сколько волка ни корми, а из свинины шашлык лучше. 9. Что с воза упало, того в мешке не утаишь.

Приведите 5 примеров паремиологических трансформаций, указав исходные варианты.

Топонимы и антропонимы.

1. Названия некоторых российских городов имеют иноязычное происхождение. Например, Саратов – тюркское ‘жёлтая гора’, Холмогоры Колмогоры – фин. ‘могила’ и ‘утёс’. Есть исконно русские названия городов, значение которых сейчас уже не вполне понятно без объяснения: так, название города Брянск изначально звучало как Дебряньск, от слова дебрь (дебри).

Знаете ли Вы, что значат топонимы Москва? Санкт-Петербург? Углич? Владимир?Что значит название населённого пункта, откуда вы родом? В каком словаре Вы можете найти эту информацию?

2. Напишите, что значит Ваше имя и как оно звучит в других языках. Кто из знаменитых людей носил то же имя, что и Вы? В каких источниках можно найти эту информацию?

3. Какими принципами должны руководствоваться родители при выборе имени для своего ребёнка? Какие имена наиболее популярны в наше время? Считаете ли Вы удачными такие современные имена, как Ангел, Ветер, Ненаглядный, Луна, Прохлада?Аргументируйте свой ответ.

Этический аспект культуры речи. Ты- и Вы- обращения.

Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Ты и Вы»:

Пустое вы сердечным ты Она, обмолвясь, заменила, И все счастливые мечты В душе влюбленной возбудила. Пред ней задумчиво стою, Свести очей с нее нет силы; И говорю ей: как вы милы! И мыслю: как тебя люблю!

Какие чувства хотел передать автор? Почему он обращается к девушке на ты только в мыслях? Аргументируйте свою точку зрения.

Обратите, пожалуйста, внимание на то, что домашние задания должны выполняться в специальной тетради очень аккуратно

Социология – это боевое искусство (2001)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: