Неоромантизм — течение в искусстве (прежде всего, в литературе) рубежа XIX—XX веков, возникающее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции второй половины XIX века. Неоромантизм можно определить как середину между уже изжившим себя романтизмом и назревающей эпохой реализма. Направление возникло на основе неприятия буржуазной действительности. Одним из основоположников неоромантизма, наравне с Р.Л. Стивенсоном, А.К. Дойлем и Дж. Конрадом, был и Дж. Барри.
Категория | Романтизм | Неоромантизм | Реализм |
Материальность | Идеализация действительности | Материализация «Мира мечты». Альтернативная действительность. | Действительность |
Источник образов и мотивов | Фольклор, народные сказки, мифы, легенды | Интерпретация мифических образов в нестандартных условиях | Повседневные реалии жизни общества |
Событийность | Культ чувства и природы, мистические и исторические сюжеты | Неординарность, экзотика обстоятельств действия | Житейский уклад и догматическая мораль существования |
Мораль | Диалектика внутренних переживаний человека | Преодоление себя, личностное развитие, поиск идеала в себе | Моральный выбор индивида перед собой и обществом |
Типичные жанры | Исторические поэмы, пьесы, лирика, публицистика | Художественные романы и авторские сказки | Художественные романы, жизнеописания |
Таблица 1. Сравнение основных черт направлений в английской литературе – романтизма, неоромантизма и реализма.
Отношение к материальной стороне жизни. Писатели-неоромантики в своем творчестве противостояли, с одной стороны, прозаическому бытописательскому натурализму, упадничеству и изысканной изнеженности эстетов, а с другой стороны, отвергали реалистическую правдивость изображения жизни. В основе их творчества лежал романтический разлад между действительностью и мечтой. Однако, используя романтический метод, неоромантики существенно отличаются от своих предшественников-романтиков. Для неоромантического направления характерно не противопоставление обычным людям исключительных героев, а поиски идеала в самой действительности, иными словами, «открытие» героя в обыкновенном человеке.
Источник образов и мотивов. Английские романтики, в эстетике которых категория воображения играла философский замысел к национальным фольклорным традициям, сделали многое для привнесения целого ряда образом и мотивов, бытовавших в народных сказках, в область собственно литературного диалога. Однако становления литературной волшебной сказки как самостоятельной жанровой единицы происходит только под влиянием неоромантического течения. В случае этого направления классические мифические образы и символы интерпретируются в условиях новых, нестандартных условий.
Событийность. Неоромантики тяготели к сложным и необычным сюжетам, неординарным характерам, экзотике места и обстоятельств действия. Они не принимали житейского уклада, догматической морали и обыденной скуки буржуазного существования второй половины XIX века. Если они и обращались к современной им британской действительности, то под их пером, как в произведениях Конана Дойла о Шерлоке Холмсе, она представала не прозаической, будничной, а сенсационной и невообразимой своей стороной. Неоромантизм Р. Стивенсона был особого свойства. Его персонажи и в самых фантастических обстоятельствах действуют в строгом соответствии со своими характерами. Р.Стивенсон соединил психологическую прозу с приключенческой и фантастической, и в этом особое очарование его лучших творений [20, с. 47].
Писатели неоромантического течения полагали, что многое зависит от угла зрения, под которым рассматривается действительность, от умения человека увидеть красоту и необычность окружающего его мира. Именно поэтому для неоромантиковхарактеренкульт приключения, авантюризма, т. е. стремление к необычному.Неоромантизм показывает, как человек, сумевший увидеть окружающий его мир свежим взглядом, открывает в нем таинственное, необычное. Стремление к опасностям, авантюрам, к столкновению с трудностями и их преодолению делает, по мнению неоромантиков, жизнь человека яркой, насыщенной, разнообразной. Искусство, по мнению неоромантиков, не только приподнимает человека над будничностью деловой жизни, не только показывает ему чудесный мир фантазии, но и дает ему ключ к пониманию смысла жизни, требует от своего читателя изменения собственной жизненной позиции. Для такого направления характерен оптимизм, утверждение безграничности человеческих возможностей, борьба за духовную красоту человеческой жизни [1, с.20].
Мораль. Мир неоромантической литературы полон неожиданностей, приключений и опасностей, но действуют в нем самые обычные люди. Героизм поступков — это стремление прожить жизнь ярко, не теряя уважения к самому себе, а также стремление сделать мир справедливым.
Эстетическая и эмоциональная критика отдельных сторон общественной жизни, как правило, трансформируется в критику обыденного, неоромантического сознания индивидуума. Авторы-неоромантики не находят оснований отделять в Англии неоромантизм от романтизма и считают термин неоправданным ни в общем, ни в частном применении. Через неоромантизм — романтизм делается не столько «литературой», сколько «жизнью», «трагедией», «самопреодолением».
В целом, по мнению писателей, неоромантизм не столько отрицает действительность, сколько призывает к изменению взглядов на мир, окружающий человека. Для неоромантиков важно увидеть необычное в обычном, романтическое в повседневном.
Как пишет Д. Стоун в монографии «Романисты меняющемся мире», неоромантики были убеждены в том, что полнота человеческой жизни зависит от самого человека, отрицая буржуазную действительность, неоромантики отрицают мировоззрение обывателей, приучающее людей довольствоваться малым. В основе социальных противоречий, по мнению неоромантиков, в сказках-романах лежит все та же вечная концепция: борьба Добра со Злом, причем Зло в их понимании — это не только жестокость, предательство, пошлость, но и обыденность, посредственность. Победа Добра над Злом является неоспоримой, но, в первую очередь, она зависит от того, насколько терпимо будут относиться люди к Добру. Наиболее актуальными в творчестве Джеймса Барри «стали проблемы добра и зла в человеческой натуре, которые проявлялись в особой постановке сюжетов, в фантастических элементах, экзотической обстановке».
Неоромантики утверждали, что «окружающий человека мир прекрасен, нужно ли увидеть эту красоту, найти для себя в нем место. Причем обрести истинное видение действительности способен лишь тот, кто отрешиться от обывательских предрассудков, почувствует жажду подвига не ради награды, а во имя полноты существования, осознает свою личную ответственность перед другими людьми» [10, с. 192].
Творчество Джеймса Барри несомненно можно отнести к описываемому направлению в литературе в свете неоромантических тенденций в англоязычной прозе на рубеже XIX и XX-ых столетий. Все указанные выше проявления неоромантизма будут акцентироваться далее в работе.