Обучение иностранному языку

При организации учебного процесса учитель иностранного языка должен, в первую очередь, учитывать все особенности овладения родным языком. Так, иностранный язык лучше всего усваивается, когда:

  • обучение проходит в непринуждённой и весёлой атмосфере;
  • развитие навыков восприятия (слушания) происходит до развития навыков воспроизведения (говорения);
  • существует взаимосвязь слушания, ярких иллюстраций и движений.

Кроме того, обучение иностранному языку требует дополнительных стратегий. По одной простой причине — изучению иностранного языка уделяется гораздо меньше времени, чем родному (не будем забывать и о том, что ребёнок постоянно находится в окружении родного языка). Поэтому учителю нужно использовать методы, которые позволили бы ребёнку стать более эффективным учеником — научить его быстрее воспринимать, обрабатывать, хранить и вспоминать информацию.

Г. Пухта и Г. Генгроссе подчёркивают преимущества мультисенсорного подхода в обучении языкам. Этот подход основан на следующих принципах:

  • Мультисенсорное восприятие

Когда нашим ученикам нужна новая информация, она поступает к ним через органы чувств: они усваивают её из того, что видят, слышат и делают. Чем больше органов чувств задействовано в процессе восприятия новой информации, тем надёжнее ученик её сохранит.

  • Мультисенсорная обработка информации

Если ученик обрабатывает информацию, обдумывает и запоминает её, используя зрительные, слуховые и кинестетические (двигательные) неврологические системы, это активирует работу мозга в процессе обработки. Усиливается способность к запоминанию, улучшается концентрация внимания и долговременная память.

  • Ведущий сенсорный канал

Ученики в группе обычно обладают разными ведущими каналами восприятия, у каждого свой доминирующий канал (возможно с более слабо развитыми двумя остальными каналами). Поэтому важно учитывать это в процессе обучения. Нужно сохранять баланс между зрительным, слуховым и двигательным каналом на всех стадиях обучения

  • Ассоциативное запоминание

Запоминание слов работает ассоциативно, поэтому для формирования активного словарного запаса существенно важна яркая иллюстрация языкового материала.

Как реализовать мультисенсорный подход к обучению иностранному языку?

Истории привносят сильную мотивацию. Через мультисенсорную подачу эти истории (а вместе с ними информация об иностранном языке) прочно удерживается в памяти ученика.

Видоизменения в одной и той же истории (изменение имен главных героев, места действия, пересказ от лица разных героев) вырабатывают языковое чутьё, ощущение взаимосвязей внутри текста. Ребенок заменяет отдельные слова, сохраняя структуру и логику высказывания. Таким образом закладывается основа для способности воспроизводить текст.

Юмор, стимулирование фантазии детей, живые иллюстрации, понятные зрительные опоры и хорошая система обучения – важные методы для успешного освоения языка.

Успешно изучать иностранный язык — значит присвоить его (сделать своим). Когда дети учат английский язык как иностранный, учитель должен сделать всё возможное, чтобы сократить эмоциональную дистанцию между ними и этим языком. Присвоить означает сократить «иностранность» в этом языке, приблизить его к сердцам учеников, позволить им наслаждаться новым языком как средством выражения самих себя, играть с ним и осваивать его звуки и интонационные рисунки.

Когда ученики слушают, читают, смотрят хорошую историю, они способны целиком погрузиться в неё, и в своем воображении они часто сами становятся частью этой истории. Когда дети играют в пьесе, процесс идентификации может стать ещё сильнее.

Использование пьес также положительно влияет на развитие познавательных процессов.

Прежде всего, история должна влиять на формирование познавательных механизмов детей. Они могут повлиять на этот процесс ещё больше, если в них будет присутствовать сильный эмоциональный контраст, например, хорошее против плохого, счастливое против грустного, легкомысленное против серьёзного, жадное против хитрого и т.д. Детям необходимы такие истории для формирования собственной системы ценностей, чтобы узнать какое поведение приемлемо, а какое нет.

Итак, становится ясно, что обучение иностранному языку принципиально отличается от обучения родному языку. Родным языком сначала овладевают, а потом систематизируют в рамках школьного предмета. При обучении иностранному языку эти процессы идут одновременно при чём с уменьшенными временными затратами. При изучении иностранного языка задействуются все психические познавательные процессы, в результате чего происходит общее развитие ребёнка. Для изучения иностранного языка важно создать благоприятные условия. Дружелюбная атмосфера не менее важна, чем грамотный подбор учебных пособий и методов обучения.

Коммуникативная методика по изучению иностранного языка


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: