Ое условие: совершение намаза в свое время.

Намаз и его условия.

Разъяснение шейха Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина (да смилуется над ним Аллах).

Источник: Вырезка из толкования шейха на книгу «Рияду-с-Салихин».

Содержание:

Вступление. Стр.: 2.

Условия намаза:

  • 1-ое условие: Совершение намаза в свое время. Стр.: 3.
  • 2-ое условие: Очищение (тахара). Стр.: 5.
  • Вопросы, касающиеся обтирания “хуффов” и носков. Стр.: 7.
  • 3-е условие: Обращение в сторону Каабы. Стр.: 8.
  • 4-ое условие: Намерение (ниййат). Стр.: 8.
  • Намерение имама и человека, стоящего за имамом. Стр.: 9.
  • Может ли человек, совершающий обязательную молитву, молится позади имама, который совершает добровольный намаз, и может ли человек, совершающий добровольный намаз, стоять позади имама, который совершает обязательную молитву? Стр.: 10.
  • Ставится ли условие, чтоб намаз имама соответствовал по виду намазу стоящего позади?! Стр.: 10.

Столпы намаза:

  • 1-ый столп: “Такбирату-ль-Ихрам”. Стр.: 11.
  • 2-ой столп: Чтение суры “аль-Фатиха”. Стр.: 11.
  • 3-ий столп: Поясной поклон (руку’). Стр.: 12.
  • 4-ый столп: Земной поклон (суджуд). Стр.: 12.
  • 5-ый столп: Спокойствие. Стр.: 13.

Постановление относительно оставившего молитву. Стр.: 14.

Вступление.

Арабское слово « ?????? » — (солят) — /намаз/ — от слова « ????? » — /сыля/, которое переводится как «связь». Ибо намаз является связью между рабов и его Господом! Поистине, человек, вставая на намаз, начинает беседу со своим Господом. Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах Всевышний сказал: Я разделил молитву между Собой и рабом Моим на две равные части, и будет рабу Моему даровано то, чего он попросит. Если раб Аллаха скажет: Хвала Аллаху, Господу миров, Аллах Всевышний говорит: Раб Мой воздал Мне хвалу. Если раб Аллаха скажет: Милостивому, Милосердному, Аллах Всевышний говорит: Раб Мой возблагодарил Меня. Если раб Аллаха скажет: Царю Дня воздаяния!, Аллах говорит: Раб Мой восславил Меня. Если раб Аллаха скажет: Лишь Тебе мы поклоняемся и лишь Тебя просим о помощи, Аллах говорит: Половина этого — Мне, а половина — рабу Моему, и будет [даровано] рабу Моему то, чего он просит. Если же раб Аллаха скажет: веди нас прямым путём, путём тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, что вызвали гнев [Твой], и не заблудших, Аллах говорит: Это — рабу Моему, и будет даровано рабу Моему то, чего он просит» . Муслим, 395.
Поэтому, намаз является беседой раба со своим Господом. Но вместе с этим, мы видим, что у большинства из нас во время этой беседы сердца летают где-то на востоке и на западе, только не в намазе, хотя человек знает, что говорит с Тем, Кто ведает о том, что в сердцах! Это из нашего невежества и нашей беспечности.
Поэтому, сердца обязательно должны присутствовать в намазе, дабы этот намаз принес нам пользу. Польза человеку дается только за полноценный намаз. Каждый из нас читает слова Аллаха Всевышнего: «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного». (Сура аль-‘Анкабут, аят 45) Но вместе с этим, мы видим людей, совершающих намаз, но в их сердце нет порицания порицаемого или побуждения к одобряемому. Сердце такого человека не изменилось и не получило пользы, ибо намаз его не был полноценным.
Намаз является самым великим столпом Ислама после двух свидетельств! Всевышний Аллах вменил намаз в обязанность пророку, да благословит его Аллах и приветствует, без посредников, и произошло это в самом высоком месте из тех, до которых когда-либо доходил человек, и в самую почетную ночь для пророка, да благословит его Аллах и приветствует, — в ночь его вознесения на небеса (ми‘радж). Аллах Всевышний вменил ему в обязанность совершение пятидесяти намазов в сутки. В этом содержится указание на несколько вещей:
Во-первых, намаз был вменен в обязанность не так, как были вменены в обязанность пост, закят или хадж. Аллах Всевышний вменил намаз в обязанность пророку, да благословит его Аллах и приветствует, напрямую без посредников.
Во-вторых, намаз был вменен в обязанность в самом высочайшем месте из тех мест, куда добирался человек.
В-третьих, намаз был вменен в обязанность в самую почетную ночь для пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то есть в Ночь вознесения (ми‘раджа).
В-четвертых, Аллах Всевышний вменил в обязанность не один намаз, а целых пятьдесят, что указывает на Его любовь к намазу.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал об этом: — Затем Аллах ниспослал мне откровение и вменил в обязанность совершать по пятьдесят молитв в течение дня и ночи. После этого я спустился к Мусе (мир ему), и он спросил: «Какие обязанности возложил Господь твой на членов твоей общины?» Я ответил: «Он обязал их совершать по пятьдесят молитв». Муса сказал: «Вернись к твоему Господу и попроси Его об облегчении, ибо члены твоей общины не смогут вынести этого, ведь я уже испытывал израильтян». Тогда я вернулся к своему Господу и сказал: «Господь мой, облегчи обязанности, возложенные Тобой на мою общину», и Он уменьшил количество молитв на пять. После этого я вернулся к Мусе и сказал ему: «Он снял с меня обязанность совершения пяти молитв». Муса сказал: «Члены твоей общины не вынесут этого, вернись же к твоему Господу и попроси Его об облегчении». И я возвращался то к моему Господу, то к Мусе (мир ему), пока Господь мой не сказал: «О Мухаммад! Поистине, в мирской жизни в течение дня и ночи вы должны совершать по пять молитв, за каждую из которых мусульманину запишется совершение десяти, что и составит пятьдесят молитв…». После этого я спустился к Мусе и рассказал ему об этом. Он сказал: «Вернись к твоему Господу и попроси Его об облегчении». Тогда я сказал: «Я возвращался к моему Господу [столько раз], что мне уже стыдно перед Ним!» аль-Бухари, 3207; Муслим, 163.
Пять раз в сутки ты беседуешь со своим Господом! Почему же ты не радуешься?! Благодари Аллаха за эту милость и выстаивай свой намаз! Намаз должен быть совершенным, с соблюдением всех его условий, столпов и обязательных предписаний. Разберем некоторые условия намаза.

ое условие: Совершение намаза в свое время.

[Намаз, совершенный до наступления положенного времени, недействителен по единогласному мнению всех мусульман. См. «аль-Мугъни», 2/45.]

Аллах Всевышний сказал: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время». (Сура ан-Наса, аят 103)
Если в сутки мы совершаем пять намазов, значит, времен их тоже пять. Но для людей имеющих уважительную причину [Например, больные или путники] разрешается объединение двух намазов, а именно, они могут объединить обеденную молитву (зухр) с послеобеденной (‘аср), а также вечернюю молитву (магъриб) с ночной (‘иша). Если человек имеет такую уважительную причину, он может совершить обеденную (зухр) и послеобеденную (‘аср) молитвы, начиная с времени обеденной молитвы и до конца времени послеобеденной. То же самое касается и объединения вечерней молитвы (магъриб) с ночной (‘иша). Но утренняя молитва не объединяется с другими, ибо у нее одно время. Именно поэтому, Аллах Всевышний отделил утреннюю молитву от остальных, сказав: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете [То есть: совершай утреннюю молитву «фаджр».] ». (Сура аль-Исра, аят 78)
Сейчас я приведу вам правильные мнения относительно времен совершения всех пяти намазов.

а – Утренняя молитва (фаджр) — начинается со времени второй утренней зари [Эта заря также называется действительной зарей. Действительная заря – это светлая полоска на горизонте, которая тянется вдоль горизонта. Это вторая утренняя заря, так как бывает еще и первая. Первая заря бывает раньше времени утренней молитвы и полоска в это время тянется не вдоль горизонта, а просекает небо вертикально. Это первая утренняя заря, и она не считается временем начала утреннего намаза.] и длится до восхода солнца.

б – Обеденная молитва (зухр) — начинается со времени отклонения солнца от середины неба и длится до тех пор, пока тень предмета не станет равной самому предмету [Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Время полуденной (зухр) молитвы начинается с того момента, как солнце прошло зенит, и продолжается до времени, когда длина тени человека станет равна его высоте». Муслим 612.]. Но этот критерий касается только тех дней, когда солнце идет ровно посередине неба, однако в некоторые времена года оно отклоняется и в полдень тень предмета не исчезает полностью. Например, зимой тень будет направлена в сторону севера, а не исчезнет полностью [То есть, если солнце идет ровно посередине неба, то ровно в полдень предметы не будут давать тени, так как солнце прямо над ними, а когда солнце начинает отклоняться, тень предмета начинает расти, и именно в это время наступает время обеденной молитвы.]. И в такой ситуации тень постепенно уменьшается, но в полдень она не исчезает совсем. Когда эта неисчезнувшая до конца тень вновь начинает расти, наступает время обеденной молитвы. И время обеденной молитвы длится до тех пор, пока тень предмета станет равной самому предмету, плюс тому остатку тени, который оставался в полдень [Понять это немного сложно, потому объясню на примере. Например, у нас на глазах предмет высотой 1 метр. Солнце потихоньку поднимается, а тень предмета уменьшается, уменьшается и вот наступил полдень, но тень предмета не исчезла совсем, а, допустим, осталось 40 сантиметров тени. Солнце достигло середины неба, и тень предмета перестала уменьшаться. И вот когда эти 40 сантиметров начнут увеличиваться, наступает время обеденной молитвы. А заканчивается оно тогда, когда тень предмета будет равна самому предмету, плюс тому остатку, который оставался в полдень. Тень предмета – 1 метр, а остаток был 40 сантиметров, следовательно, время обеденной молитвы длится до тех пор, пока тень нашего предмета не достигнет 1 метра 40 сантиметров.].

в – Послеобеденная молитва (‘аср) — наступает сразу после окончания времени обеденной молитвы (зухр) и длится до тех пор, пока солнце не начнет опускаться в сторону места своего заката и станет желтым [От Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершайте послеобеденную (‘аср) молитву тогда, когда тень предмета равна ее длине». ан-Насаи 1/91, ат-Тирмизи 1/281. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Альбани]. Но если у человека есть крайне уважительная причина (дарура), то его молитва считается действительной вплоть до захода солнца.

г – Вечерняя молитва (магъриб) — начинается сразу после захода солнца и длится до исчезновения зари на западе [Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершайте вечернюю (магъриб) молитву, как только зайдет солнце». ат-Табарани 4058. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1915. Длится же время молитвы магъриб до полного исчезновения красноты, т.е. вечерней зари. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Время вечерней (магъриб) молитвы длится до исчезновения вечерней зари». Муслим 1/427]. Это время постоянно меняется, но примерно можно сказать, что оно длится полтора часа.

д – Ночная молитва (‘иша) — наступает сразу после окончания времени вечерней молитвы (магъриб) и длится до середины ночи [Когда ангел Джибриль (мир ему) обучал временам молитв пророка (мир ему и благословение Аллаха), он сказал ему: «Совершай ночную (‘иша) молитву, когда исчезнет вечерняя заря». ан-Насаи, ат-Тирмизи. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 250]. Мы считаем, сколько времени проходит от захода солнца до рассвета, а затем делим это время пополам, в результате чего рассчитываем полночь. [То есть, если заход солнца в 21:00, а рассвет в 5:00, значит между ними восемь часов. Разделив, это время пополам, получаем 4 часа. Следовательно, полночь наступает в 01:00.]
Отсюда можно сделать некоторые важные выводы. Например, если женщина очистилась от менструации (хайда) в последнюю треть ночи, она не должна совершать ночную и вечернюю молитвы, ибо их время уже вышло. Доводом этому являются слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Время ночной молитвы (‘иша) длится до середины ночи!» Муслим, 612.
Знай, что намаз, совершенный до наступления времени, не будет действительным, даже если ты сделал до наступления времени только один /такбир/. Что же касается молитвы, совершенной после окончания положенного времени, то тут есть два положения.

а) Человек может иметь оправдание, так как он либо не знал о наступлении времени молитвы, либо забыл о ней, либо проспал.
Если человек не знал о наступлении времени намаза, то на нем нет греха. Когда он уже точно узнал, что время молитвы наступило, и совершил её, она принимается, ибо он имел уважительную причину.
Человек также может забыть о времени молитвы. Например, он был чем-то очень сильно занят, и время молитвы уже вышло, а он даже не вспомнил о ней. В таком случае он должен совершить молитву сразу как вспомнит, даже, если время молитвы уже вышло.
Также уважительной причиной считается сон. Например, человек так глубоко спал, что даже не услышал ни азана, ни будильника. Такому следует совершить намаз сразу, как проснется. Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь забудет о молитве или проспит ее, пусть помолится, когда вспомнит о ней. Нет иного искупления, кроме этого». аль-Бухари, 597; Муслим, 684.

б) Человек отложил намаз без уважительной причины, в результате чего время намаза уже вышло. Насчет этой ситуации все ученые единогласно говорят, что такой человек совершил грех и ослушался Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
Некоторые ученые сказали, что такой человек даже впал в неверие (куфр), которое вывело его из религии. Но большинство ученых говорят, что такой человек не становится неверным, и это мнение является правильным.
Некоторые ученые сказали, что, если этот человек возместит этот намаз после выхода его времени, такое возмещение будет принято, ибо этот человек покаялся. Но правильное мнение заключается в том, что, если время молитвы вышло, преднамеренно пропущенная молитва не будет принята от человека, пусть даже он возместит ее тысячу раз. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то совершит деяние, на которое не было нашего указания, оно будет отвергнуто». Муслим, 1718. Также похожий хадис есть у имама аль-Бухари, 2697.

Знаете ли вы правильно совершать намаз?(2-ое условие).


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: