Оформление результатов исследования с помощью текстового редактора

Кафедра медицинской информатики и инновационных технологий с курсом ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

По дисциплине «Информатика»

Для специальности 060301 – Фармация

(очная форма обучения)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №10

ТЕМА: «Microsoft Word»

Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «21» ноября 2011 г.

Заведующий кафедрой

д.м.н., проф. ________Россиев Д.А.

Составители:

старший преподаватель _________ Кичигина Е.И.

Красноярск

Занятие №10

Тема: «Microsoft Word. Редактирование и форматирование текста. Применение стилей. Сноски, перекрестные ссылки, гиперссылки. Оглавление и списки иллюстраций. Вставка и форматирование рисунков, таблиц, диаграмм. Подготовка научной статьи (работы) к публикации».

2. Форма организации учебного процесса: практическое. Разновидность занятия: традиционное, занятие-упражнение. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический.

3. Значение темы: овладение навыками работы в текстовом редакторе позволит студентам грамотно оформлять рефераты, научные статьи, деловые письма и т.д.

Цели обучения:

— общая (обучающийся должен обладать способностью и готовностью к редактированию текстов профессионального содержания (ОК-5); владеть компьютерной техникой, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);

способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31));

— учебная:

знать способы использования информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении; способы переработки и преобразования информации в медицинских и биологических системах;

уметь проводить текстовую обработку медицинских данных с использованием стандартных средств операционной системы и общепринятых офисных приложений, а также прикладных и специальных программных средств,

владеть базовыми технологиями преобразования информации: текстовые редакторы.

4. Место проведения практического занятия:компьютерный класс.

5. Оснащение занятия:программное средство MS Word, упражнения по редактированию статей медицинского и общекультурного содержания, расположенные в системе дистанционного обучения КрасГМУ.

6. Структура содержания темы.

Хронокарта практического занятия

№ п/п Этапы практического занятия Продолжи-тельность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
22. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний, умений Тестирование или фронтальный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Изложение основных положений темы.
55. Работа на практическом занятии с упражнением по редактированию статьи Работа: Редактирование статьи
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тесты по теме, отработка практических навыков, защита работы
77. Задание на дом (на следующее занятие) Учебно-методические разработки след. занятия, тесты, сит. задачи
Всего:

7. Аннотация (краткое содержание темы).

Общие сведения по работе в текстовых редакторах

Все материалы, полученные в процессе исследования, разрабатывают, систематизируют и оформляют в виде научной работы. Это документ, который содержит исчерпывающие систематизированные сведения о выполненной работе.

Оформление — одна из важнейших стадий работы в научном исследовании. Придание соответствующей формы тексту описания результатов научного исследования имеет принципиальное значение. Причем определенные элементы оформления нельзя откладывать «на потом» — на то время, когда текст в своей основе уже будет написан. Об оформлении нужно думать по ходу работы над темой, в процессе создания черновой рукописи. Ведь результаты научного исследования часто состоят не только из текстовой части, но включают в себя формулы, приложения, таблицы, диаграммы, графики, иллюстрации. Все эти виды материала должны быть представлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам, направляемым в печать.

Оформление результатов исследования с помощью текстового редактора

Текстовые документы выполняют с использованием компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 по ГОСТ 2.301-68 шрифтом Times New Roman размером 14, межстрочный интервал принимают полуторный. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту документа и равен 1,25 см.

Как открыть новый документ и начать ввод текста?

Как сохранить документ в Word?

Как форматировать текст (устанавливать тип шрифта, размер шрифта)?

Как установить межстрочный интервал и абзацный отступ?

Как установить размер полей для документа?

Заголовки структурных элементов «СОДЕРЖАНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ», «РЕФЕРАТ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» располагают симметрично тексту и отделяют от текста интервалом в одну строку. Заголовки не подчеркивают и не нумеруют.

Текст основной части документа делят на разделы.

Текст разделов при необходимости разбивают на подразделы, пункты и подпункты. При делении текста на пункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Пункты могут не иметь заголовков. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов или пунктов.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов печатают с абзацного отступа, с прописной буквы, без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их отделяют точкой.

Заголовки разделов и подразделов отделяют от текста интервалом в одну строку.

Как добавить заголовок?

Как применить стиль заголовка?

Как настроить стиль заголовка?

Разделы, подразделы, пункты и подпункты нумеруют арабскими цифрами, номер проставляют перед заголовком.

Разделы нумеруют в пределах основной части документа.

Пример – 1; 2; 3; 4 и т. д.

Нумерация подразделов должна быть в пределах каждого раздела и номер подраздела должен состоять из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

Пример – 1.1; 1.2; 1.3; 1.4 и т. д.

Если раздел не имеет подраздела, то номер пункта в нем должен состоять из номера раздела и пункта, разделенных точкой.

Нумерация пунктов должна быть в пределах каждого подраздела и номер пункта должен состоять из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точкой.

Пример – 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3; 1.1.4 и т. д.

Пункты при необходимости делят на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта.

Пример – 1.1.1.1; 1.1.1.2; 1.1.1.3; 1.1.1.4 и т. д.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис и запись производить с абзацного отступа. Для дальнейшей детализации необходимо использовать арабские цифры со скобкой.

Пример

______________________ :

1) ____________ ;

2) ____________

______________ ;

______________________ .

Если необходимо в тексте документа дать ссылку на один из элементов перечисления, то перед каждой позицией вместо дефиса ставят строчную букву, приводимую в алфавитном порядке, а после нее – скобку.

Как установить нумерацию заголовкам?

Нумерация страниц

Страницы текстового документа следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу.

В диссертациях номер страницы проставляют в центре нижней части листа.

Титульный лист текстового документа включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Как добавить номер страницы?

Формулы

Формулы выделяют из текста в отдельную строку. Если формула не умещается в одну строку, то она может быть перенесена после знаков выполняемых действий, причем знак в начале следующей строки повторяют.

Формулы, за исключением помещаемых в таблицах, приложениях и поясняющих данных к иллюстрациям, нумеруют по порядку арабскими цифрами в пределах документа. Номер указывают в круглых скобках с правой стороны листа на уровне формулы.

Допускается формулы нумеровать в пределах каждого раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой.

Пример – (1.1)

Формулы, помещаемые в таблицах или в поясняющих данных к иллюстрациям, не нумеруют.

Формулы, помещаемые в приложениях, нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения, добавляя перед каждым номером обозначение данного приложения и разделяя их точкой.

Пример – (А.1)

Пример – Для каждой точки кривой титрования определить объём титранта (Vj), соответствующий заданной степени оттитрованности ( f ), по формуле

Vj = fj?VB(ТЭ1), (1)

где VB(ТЭ1) — эквивалентный объём титранта.

Требования к написанию математических, химических уравнений в текстовом документе такие же, как и при оформлении формул.

Как вставить сложные формулы?

Таблицы

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения числового или текстового материала.

Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают непосредственно под текстом, в котором дана ссылка на нее, или на следующей странице, а, при необходимости, в приложении к документу.

Как вставить таблицу?

Над таблицей помещают слово «Таблица» без абзацного отступа, затем – номер таблицы, через тире – название таблицы.

Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким.

Таблицы нумеруют арабскими цифрами по порядку в пределах текстового документа.

Если в тексте документа одна таблица, то ее обозначают «Таблица 1».

Таблицы в тексте приложения нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения, добавляя перед номером таблицы обозначение данного приложения и разделяя их точкой.

Пример – Таблица А.1– Перечень сокращений слов и словосочетаний

Заголовки граф и строк таблицы печатают с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком граф, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков граф таблицы точки не ставят.

Пример

Таблица 1 – Анализ катионов первой группы.

Название иона Реагент Условия эксперимента Наблюдаемый эффект Мешающие ионы
Литий Торон [1(2-арсонофенилазо)-2-нафтол_3,6-дисульфокислота] (pH7-оранжево-красная окраска) pH7 Жёлтая окраска
8-Оксихинолин (0,03% этанольный раствор) pH7 Голубовато-зелёная флуорисценция Al, Mg, Zn

Заголовки граф следует располагать параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Разделять заголовки и подзаголовки граф и боковика диагональными линиями не допускается.

Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается.

При необходимости нумерации показателей, включенных в таблицу, порядковые номера указывают в первой графе (боковике) таблицы перед их наименованием.

Пример

Таблица 1 – Исходные данные

Наименование показателя Значение показателя
1 Нормативный срок эксплуатации оборудования, лет
2 Площадь земли, занимаемая производством, м2
3 Численность персонала, обслуживающего установку, чел.

Текст в таблице допускается выполнять через один межстрочный интервал шрифтом размером 12 и менее.

Если графы или строки таблицы выходят за формат листа, то таблицу делят на части и помещают их одну под другой или на следующей странице. При этом слово «Таблица», номер и наименование таблицы помещают над первой частью, а над другими частями – слова «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием ее номера.

Для сокращения текста заголовков и/или подзаголовков граф таблицы отдельные наименования параметров заменяют буквенными обозначениями, установленными ГОСТ 2.321-84, или другими обозначениями, если они пояснены в тексте или графическом материале. При этом буквенные обозначения выделяют курсивом.

Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице физической величины, то ее обозначение указывают один раз справа над таблицей.

Если числовые значения величин в графах таблицы выражены
в разных единицах физической величины, то их обозначение указывают в заголовке каждой графы или строки через запятую.

Иллюстрации

Иллюстрации (чертежи, диаграммы, фотоснимки, схемы) используют в тексте документа, чтобы придать излагаемому материалу ясность и конкретность.

Иллюстрации располагают непосредственно после упоминания в тексте или на следующей странице и обозначают словом «Рисунок».

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, нумеруют арабскими цифрами по порядку в пределах документа.

Если в документе одна иллюстрация, то ее обозначают «Рисунок 1».

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела.

Иллюстрации, помещаемые в приложениях, нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения, добавляя перед каждым номером обозначение данного приложения и разделяя их точкой.

Пример – Рисунок А.1

Иллюстрации могут иметь тематическое наименование и поясняющие данные (подрисуночный текст). Подрисуночный текст помещают под иллюстрацией, а ниже по центру печатают слово «Рисунок», его номер и наименование.

Для оформления подрисуночного текста допускается применять шрифт размера 12 и менее.

Если рисунок не умещается на одной странице, допускается переносить его на другие страницы. При этом тематическое наименование помещают на странице, с которой начинается рисунок, поясняющие данные к рисунку – на любой из страниц, на которых расположен рисунок, и на каждой странице указывают номер листа.

Примеры

Рисунок 1 – Блок-схема процессов при проектировании, лист 1

Рисунок 1, лист 2

Оформление результатов исследования с помощью текстового редактора

Оформление результатов исследования с помощью текстового редактора

Как лучше вести конспекты | Бумага VS. Компьютер


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: