Диагностика: «Изучение классного коллектива».
Методика: «Социометрия».
Дата: 1.03.2008г.
Классный руководитель: Перченкова Елена Александровна.
Продиагностировано 97% учащихся класса.
В результате диагностики было выявлено:
1. Социальный статус учащихся в учебной деятельности
Квз = 0,57 (уровень выше среднего)
2. Социальный статус учащихся во внеурочное время
Квз = 0,53 (уровень выше среднего)
Соцальный статус учащихся в учебной деятельности:
Лидеры:
1. Лукашук Н.;
2. Новицкая Н.;
3. Ромейко А.;
4. Слижевская А.;
5. Шимбалева Н.
Отверженные:
1.Задрейко Т.;
2.Мордвиненко А.;
3.Минченя А.
Социальный статус учащихся во внеурочное время:
Лидеры:
1. Белянина М.;
2. Гринкевич В.;
3. Лукашук А.;
4. Новицкая Н.;
5. Смирная О.
Отверженные:
1. Минченя А.
РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
(
Уважаемая Елена Александровна, с разрешения психолога данного учреждения нами была проведена методика в Вашем классе (7 «А»), направленная на изучение классного коллектива. На основании полученных результатов «Социометрии» можно сделать следующие выводы: в классе имеется четыре социальные группы («Звёзды», «Предпочитаемые», «Принятые» и «Не принятые»), 57% из которых имеют благоприятный статус и 43% имеют неблагоприятный статус; коэффициент взаимодействия составляет 0,53% (выше среднего), что является показателем сформированности классного коллектива.
В социальном статусе учащихся в учебной деятельности выделились следующие лидеры: Слижевская А. (I место), затем Ромейко А. и Шимбалева Н., набравшие равное количество предпочтений (II место), Лукашук Н. и Новицкая Н. (III место); «Отверженные» — Задрейко Т., Мордвиненко А., Минченя А. не получившие ни одного предпочтения в данной сфере. Что касается социального статуса во внеурочное время, то здесь в качестве лидеров учащиеся выбрали Белянину М., Гринкевич В., Лукашук А., Новицкую Н. и Смирную О, а в качестве «Отверженных» — Минченю А.
Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живёт, от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна.
В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью
нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нём. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития. В данный период, период перехода от младшего школьного возраста к подростковому, происходит ряд изменений внутри каждой личности (биологические и психические); всё более начинает проявлять себя мотивационно-потребностная сфера – сфера общения, эмоциональных контактов, обуславливающаяся усложнением учебной деятельности. Высоко
оцениваются сверстники, которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта, как и в начальной школе, остаётся одним из ведущих оснований
межличностного выбора.
Выявлено, что предпочитаемые и отвергаемые подростки в классе отличаются разными системами ориентаций. Предпочитаемые в большей степени ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают угрозу утраты статуса, их
стратегия поведения становиться активной и деятельность приобретает более интенсивный, целенаправленный, организованный характер (в данном случае 36 — 40% учащихся класса). Ученики с неблагоприятным положением в классе фиксированы главным образом на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того неблагополучному положению в группе они
аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать отношения со
сверстниками. Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения, сопровождающиеся стойкими состояниями
тревоги и психологического дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов. Поэтому, принимая во внимание вышесказанное, целесообразно рекомендовать:
u Создание в классе благоприятной, комфортабельной атмосферы: условий для размышления о себе, для осознания социальных и учебных мотивов и побуждений (например, как они представляют себя в сравнении с другими учащимися, своим идеалом ученика и т.п.);
u По мере возможности исследование самочувствия, активности и настроения учащихся для своевременной эмоциональной поддержки;
u Организацию различного рода классных/внеклассных мероприятий (собрания, вечера, культурные походы и др.), что способствует поддержанию сплочённости и наилучшему пониманию друг друга, а также нахождению путей устранения дальнейших возможных конфликтных ситуаций и пр.;
u Стремиться к тому, чтобы как можно больше Ваших одноклассников было включено в совместную деятельность (особенно те детки, которые оказались «отверженными»: Задрейко Т., Мордвиненко А., Минченя А.), потому что именно совместные обязанности, совместное преодоление каких-либо трудностей сделает Ваш класс дружнее. Предоставляйте им важные поручения, дела, которые бы связывали с классом, находились в непосредственном контакте, были на виду у остальных, а не уединялись сами с собой в укромных местах, прятались за кем-то, то есть предлагайте и привлекайте к активным видам деятельности, предлагая значимые роли, способствующие поднятию самооценки, а также ситуаций успеха в учебной и во внеурочной деятельности;
u Не забывать и о «Звёздах», так как именно они ведут за собой многих одноклассников. Не стремитесь их лишний раз выделять из класса, но не ограничивайте в возможности для дальнейшего развития (участие в олимпиадах, конкурсах, в организации общественных мероприятий).