Описание параметров оценки уровня речевого развития ребенка

ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

(методика изучения когнитивного развития ребенка М. Безруких)

Задание «Рыболов».

Цель — диагностика умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок, логическое мышление и особенности организации деятельности. Стимульный материал в Приложении А (рис. 4).

Инструкция ребенку:

1. Разложи картинки так, чтобы получилась история.

2. Расскажи историю.

Задание «Найди звук».

Цель – диагностика умения выделять звуки в начале, середине, конце слова.

Инструкция ребенку:

«Какой звук первый в слове «АИСТ»?

«Какой звук последний в слове «ЗОНТ»?

«Какой звук в середине в слове «СОК»?

«Сколько звуков в слове «МАК»? «СТУЛ»?

АИСТ ЗОНТ СОК МАК СТУЛ

Задание «Составь предложение».

Цель – диагностика умения грамотно строить предложения (согласование родов, падежей).

Педагог читает ребенку слова и просит составить из них предложения. Добавлять, убирать или заменять слова нельзя. Ребенку предлагается составить три предложения.

Инструкция ребенку:

«Я назову тебе слова, составь из них предложение».

надевать, пальто, девочка бабушка, книжка, читать, внук Стоять, на, стол, цветы, ваза

Задание «Предлоги».

Цель – диагностика умения выразить пространственные отношения с помощью предлогов.

Педагог кладет перед ребенком карточку, на которой изображены мяч, ящик и стол.

Инструкция ребенку:

«Скажи, где лежит мяч?»

Описание параметров оценки уровня речевого развития ребенка

Задание «Звуки».

Цель – диагностика уровня развития звукопроизношения и артикуляции.

Для углубленного анализа правильности звукопроизношения ребенку предлагаются предметные картинки. При этом нарушенные звуки отмечаются в бланке дополнительного обследования звукопроизношения (см. Приложение А, рис. 1-3).

Инструкция ребенку:

«Внимательно посмотри, что нарисовано на картинке, четко произнеси это слово».

Бланк дополнительного обследования звукопроизношения.

в начале слова в середине слова в конце слова
С
С¢
З —————-
З¢ —————-
Ц
Ш
Ж —————-
Щ
Ч
Л
Л¢
Р
Р¢

Показатели речевого развития (по всем 5 заданиям) оцениваются по 3-балльной шкале. Данные вносятся в таблицу, подсчитывается общая сумма баллов, которая позволяет выделить уровни речевого развития ребенка.

10-15 баллов – высокий уровень речевого развития

6-9 баллов – средний уровень речевого развития

1-5 баллов – низкий уровень речевого развития

Задания (показатели деятельности) 3 балла 2 балла 1 балл Наблюдение за ходом выполнения задания, организация деятельности
Речевое развитие
1. Может составить рассказ по последовательным картинкам. Запас слов позволяет выразить мысль, описать события
2. Умеет выделить звуки в начале, середине, конце слова
3. Умение грамотно строить предложение (согласование падежей, родов)
4. Умеет выразить пространственные отношения с помощью предлогов
5. Правильное звукопроизношение, четкая артикуляция
Сумма баллов

Описание параметров оценки уровня речевого развития ребенка

Речевое развитие
Задания 3 балла 2 балла 1 балл Факторы риска
1. «Рыболов» Ребенок способен составить развернутый рассказ по картинкам, предложения грамматически правильны, словарный запас богатый, задания выполняется самостоятельно Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов и (или) имеются аграмматизмы (нарушения согласования слов по роду, числу, падежу, неточное употребление предлогов) Ребенок не может составить рассказ даже по наводящим вопросам. Называет отдельные слова или действия Бедный словарный запас Неумение грамматически правильно строить предложение. Нарушение звукопроизношения Трудность звукобуквенного анализа Трудности при составлении рассказа
2 «Найди звук» Задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно Задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки. Задание выполняется не полностью Задание не выполняется даже с помощью
3. «Составь предложение» Задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно Задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки. Задание выполняется не полностью Задание не выполняется даже с помощью
4. «Предлоги» Задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно Задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки. Задание выполняется не полностью Задание не выполняется даже с помощью
5 «Звукопроиз-ношение» Звукопроизношение не нарушено Нарушено произношение 1-2-х звуков Нарушено произношение 3-х и более звуков

13 1 Технологическая цепочка логопедического обследования


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: