Определение текста. текстовые категории

Интерес к тексту как речевому произведению проявился у лингвистов еще в 20-30-е годы XX в. и усилился в 50-е годы XX в. в связи с обращением к изучению языка в функциональном аспекте, когда язык стал рассматриваться не как статическая система знаков, а как система динамическая. Тогда и текст стал изучаться в свете теории речевой деятельности и речевой коммуникации.

Ориентация на коммуникативный процесс привела к выявлению коммуникативной единицы высшего (по сравнению с предложением – высказыванием) порядка. Такой единицей является текст, который мыслится как единица, организованная в условиях реальной коммуникации. Порождение текста и его функционирование прагматически ориентированы, т.е. текст создается при возникновении определенной целеустановки автора и функционирует в определенных коммуникативных условиях (в конкретной речевой ситуации). Мы рассматриваем текст как цельное речевое произведение. В тексте заключена речемыслительная деятельность пишущего (говорящего) субъекта, рассчитанная на ответную деятельность читателя (слушателя), на его восприятие. Так рождается триада: автор (производитель текста) – текст (материальное воплощение речемыслительной деятельности) – читатель (интерпретатор) (Валгина, 2003, с.8).

В теории текста еще много дискуссионных вопросов. Изучение текста осуществляется дисциплинами под разными названиями: «лингвистика текста», «грамматика текста», «стилистика текста» и т.д.

Наличие разных терминов отражает тот факт, что сам феномен текста предполагает многоаспектность его изучения. Текст можно рассматривать с точки зрения заключенной в нем информации; с точки зрения психологии его создания, как творческий акт автора, вызванный определенной целью; текст можно рассматривать с позиций интерпретатора; наконец, текст можно характеризовать со стороны его структуры, речевой организации, его стилистики. В науке не решены еще задачи типологии текстов, так как не разработаны сами принципы классификации. При определении самого понятия «текст» обнаруживаются различные подходы и методы изучения этого феномена.

Само слово «текст» (лат. textus) означает ткань, сплетение, соединение (ср. «текстиль»). Имеются существенные различия в подходах к осознанию природы текста. Эти различия касаются прежде всего вопроса о том, к какой системе относится текст: к системе языка или речи.

Соотносимость текста с актом коммуникации, его речетворческий характер, функциональная направленность текстовой деятельности субъекта убеждают в том, что текст – явление речевое. Из понимания текста как произведения словесности вытекает, по мнению многих учёных (Л.В.Щерба, вслед за ним А.И.Горшков и др.), что текст никак нельзя считать единицей языкового строя, текст представляет собой феномен употребления языка (Горшков, 2001, с.58). Однако другие учёные считают: «В основе конкретных речевых произведений – текстов лежат общие принципы построения текстов; они относятся не к области речи, а к системе языка или к языковой компетенции. Следовательно, текст надо считать не только единицей речи, но и единицей языка» (Москальская, 1981, с.9).

Можно видеть, что текст – это моделируемая единица языка,обладающая смысловой коммуникативной законченностью в общении (Колшанский, 1984, с. 35). Такое понимание текста подтверждается возможностью типизации реального многообразия текстовых форм и структур общественной речи, описанием типизированных контекстов, основных коммуникативных типов речи (Золотова, 1984, с. 164). В связи с этим наряду с термином «текст» в лингвистической литературе появился термин «дискурс», который обозначает наблюдаемое, конкретное проявление языка в речи, реализацию текста как единицы языка в речи.

В зависимости от того, считается ли текст единицей языка, высшим уровнем языковой системы, стоящим над предложением, или текст рассматривается как сугубо речевое явление, исследование текста осуществляется в разных направлениях. Первое из направлений основано на познании грамматической природы текста, описании его грамматических признаков. Другое направление исследует такие признаки текста, которые раскрывают его коммуникативные возможности. Это различие исходных позиций в исследовании текста находит отражение в определениях текста, которые содержатся в лингвистической и методической литературе.

По мнению Г.В. Колшанского, текст – это связь по меньшей мере двух высказываний, в которых может совершаться минимальный акт общения – передача информации или обмен мыслями между партнерами (Колшанский, 2007, с. 10-14). С точки зрения Л.М.Лосевой, текст – это сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершённостью и определённым отношением автора к сообщаемому (Лосева, 1980, с.4).

Одно из наиболее часто цитируемых определений текста принадлежит И.Р. Гальперину: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанного в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» (Гальперин, 2005, с. 18). А.И.Горшков полагает, что текст – это выраженное в письменной или устной форме упорядоченное словесное целое, заключающее в себе определённое содержание, соотносимое с одним из жанров художественной словесности, отграниченное от других подобных целых и в случае необходимости воспроизводимое в том же виде (Горшков, 2001, с.65).

Указанные выше и множество других определений текста свидетельствуют о том, что между учеными нет договоренности, считать ли текстом произведение не только письменной, но и устной речи, допускать ли существование текста как в речи монологической, так и в диалогической. Вместе с тем многие ученые сходятся в том, что основными признаками текста (или категориямитекста, если некоторые признаки текста получают конкретные формы реализации) являются информативность, членимость, цельность (целостность), связность, модальность, завершенность. Число категорий (признаков) текста, представленных в научной литературе, велико и постоянно увеличивается в связи с тем, что текстовые категории не однородны: среди них выделяются содержательные, формальные, функциональные и другие категории. В целом же «текст представляет собой объединенную по смыслу последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность» ( Валгина, 2003, с. 12).

Excel Урок 09. Текстовые формулы ПСТР НАЙТИ и другие


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: