Организация жизнедеятельности детей в период адаптации к доу

Первичный прием ребенка в ДОУ должен проводиться педиатром, психологом и педагогом-воспитателем учреждения. При этом уточняются сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, особенностям воспитания и поведения ребенка, назначаются необходимые медико-педагогические мероприятия.

Для облегчения адаптации необходимо постепенное формирование групп вновь поступающими детьми (не более 3 детей в неделю), укороченное пребывание ребенка в ДОУ (начиная с 2–3 часов) с постепенным увеличением на 1–2 часа в день в зависимости от поведения малыша.

Формирующиеся группы должны быть в первую очередь обеспечены помощниками воспитателей, чтобы у педагога оставалось больше времени на работу с детьми. В этих группах следует избегать частой смены воспитателей и перевода ребенка из одной группы в другую. В период адаптации обязательно сохраняются привычные для ребенка способы кормления, укладывания спать, следует разрешить принести в сад любимую игрушку, кружку, пижаму и т.д. Временное сохранение привычных для ребенка приемов воспитания, даже в том случае, если они противоречат установленным в ДОУ правилам, помогает облегчить адаптацию. Для предупреждения формирования у малыша защитно-оборонительных реакций запрещается насильно кормить его и укладывать спать, проводить какие-либо травмирующие или непривычные для ребенка процедуры – стричь ногти, волосы, полоскать горло, чистить зубы, выполнять закаливающие процедуры.

В период адаптации ребенку не рекомендуется проводить прививки. Первая профилактическая прививка в ДОУ назначается по окончании периода адаптации, но не ранее чем через месяц после поступления ребенка. Организация игровой деятельности в первые дни ближе к взрослому, в стороне от детей, помогает ребенку привыкнуть к новому фактору – большому количеству сверстников – и удовлетворить чрезвычайно острую в период адаптации потребность в эмоциональном контакте со взрослыми. Удовлетворению этой потребности также хорошо помогает частое ласковое обращение к ребенку, общение «лицом к лицу», периодическое пребывание малыша на руках, тактильный контакт (поглаживание, ласковые прикосновения).

Если ребенок очень привязан к маме, сильно плачет, отказывается есть, рекомендуется рассмотреть вопрос о ее кратковременном присутствии (при соблюдении санитарно-противоэпидемического режима) в первые 3–4 дня в группе.

Условия успешной адаптации:

— Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

— Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей.

— Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов ребенок — взрослый и ребенок — ребенок.

Контроль за поведением и здоровьем ребенка в период адаптации осуществляется с первого дня его пребывания в ДОУ.

Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ:

• поведенческие реакции;

• уровень нервно – психического развития;

• заболеваемость и течение болезни;

• главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Адаптационный период считается законченным, если:

• Ребенок ест с аппетитом;

• Быстро засыпает, вовремя просыпается;

• Эмоционально общается с окружающими.

• Играет.

2. Нарушение осанки, этиология, клиника, профилактика.

Этиология.Понятия, означающие различные искривления позвоночника, — лордоз (искривление выпуклостью вперед), кифоз (искривление выпуклостью назад), сколиоз (искривление выпуклостью вбок) впервые ввел древнегреческий ученый и Гален.

У здорового ребенка к 7 годам позвоночник приобретает нормальную форму с физиологическим лордозом в шейном и поясничном отделах и физиологическим кифозом — в грудном. Форма позвоночника зависит от состояния скелета ребенка и мышц, окружающих позвоночник, плечевой и тазовый пояс. Даже в течение дня разный тонус мышц оказывает влияние на величину физиологических изгибов позвоночного столба.

Усиление физиологических изгибов позвоночника в силу раз личных причин (сниженный мышечный тонус вследствие отсутствия систематических занятий с детьми массажем, гимнастикой, физкультурными упражнениями; перенесенный рахит; гипотрофия; повторные заболевания) приводит к развитию патологической осанки.

Течение и лечение болезни.Изменение физиологического кифоза в грудном отделе позвоночника создает патологические типы осанки — сутулую спину, когда наклон таза и поясничный лордоз незначительны, и круглую спину, когда усилены физиологические лордозы. Слабо выраженные физиологические изгибы позвоночника, полное сглаживание поясничного лордоза создают тип осанки — плоскую спину. При плоской спине предрасположенность к развитию сколиозов выражена больше всего. Нарушения осанки — сутулая спина, круглая спина, плоская спина — могут явиться началом больших деформаций и, в частности, привести к развитию сколиозов, лордозов, кифозов.

Наиболее частой деформацией позвоночника у детей является сколиоз. Сколиоз — это боковое искривление позвоночника, сочетающееся с его поворотом (торсией), обусловленное патологическими изменениями в позвоночнике и околопозвоночных тканях, т.е. костной, нервно-мышечной и соединительной.

По тяжести деформации различают 4 степени сколиоза. Диагноз сколиоза должен быть подтвержден рентгенологическим исследованием. Своевременное распознавание сколиоза чрезвычайно важно, так как раннее и систематическое его лечение может предупредить прогрессирование искривления. Лечение I и II степени сколиоза проводится консервативными методами — лечебная гимнастика, массаж мышц спины, жесткая постель, иногда ношение гипсового корсета; при III и IV степени сколиоза обязательное ношение гипсового корсета, часто необходимо оперативное лечение.

Профилактиканарушений осанки начинается с самого раннего детства. Она включает общие мероприятия, направленные укрепление здоровья детей, и специальные, обеспечиваю воспитание правильного положения тела.

К общим мероприятиям относятся организация рационального режима, обеспечение достаточной продолжительности сна. Пребывание на свежем воздухе, организация полноценного питания, правильное сочетание активной деятельности и отдыха.

Большое значение имеет подбор мебели: постель не должна быть слишком мягкой, размеры мебели должны соответствовать росту

К специальным мероприятиям по профилактике осанки следует отнести систематические занятия физическими упражнениями, начиная с массажа и гимнастики на первом году жизни. Методически правильно проводимые физкультурные занятия включают все элементы, необходимые для формирования у детей правильной осанки: бег, ходьбу, лазанье, упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, живота, спины.

Воспитатель во время физкультурных занятий следит за тем, чтобы дети выполняли упражнения без напряжения, правильно дышали, не поднимали высоко плечи, прямо держали голову. В повседневной работе с детьми необходим постоянный контроль воспитателя за тем, как ребенок сидит за столом во время еды, на занятиях, в какой позе спит (на спине, на животе, на боку).

Елена Александровна Мартынова


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: