Основные этапы исследовательской деятельности учащегося

Требования

По содержанию и оформлению исследовательской работы

Общие положения

1.1. Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с поиском ответа на творческую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Исследование – задается системой норм (структура работы, принципы подбора и реализации методики исследования) и ценностно-смысловой направленностью (стремление к истине). Результат при этом заранее не известен.

Проектирование – главная цель: достижение заранее запланированного результата, реализация проектного замысла. На разных этапах проекта необходимо решать исследовательские задачи, иначе проект отрывается от жизни.

1.2. Результатом (продуктом) исследовательской творческой деятельности являются исследовательские работы (проекты), выполненные учащимися под руководством ученых или опытных преподавателей.

1.3. Главная цель исследования или проектирования:

самостоятельное проведение исследовательского цикла от начала и до конца, при освоении его структурных элементов в соответствии со сложившимися в научной среде нормами.

1.4. Исследовательские работы учащихся (проекты) могут быть выполнены на материалах как естественных, так и гуманитарных наук.

1.5. Положение определяет:

Основные этапы исследовательской деятельности учащегося

2.1. Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы (от правильно выбранной темы зависит вся работа).

Тема(отражает характерные черты проблемы исследования):

  • должна обязательно содержать проблему, что дает возможность для дискуссии на страницах работы, для высказывания собственной позиции, проведения исследования;
  • не должна быть обширной (зачастую берутся такие темы, с которыми взрослый совладать не в силах, а ребенок – тем более);
  • должна иметь материал для исследования (бывает – тема интересна, но нет достаточного материала для исследования).

2.2. Постановка проблемы (социально значимое противоречие, разрешение которого является целью работы, т.е. означает нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать);

2.3. Изучение теории, связанной с выбранной темой.

Работа с литературными источниками.

Этапы работы: Содержание этапов:
1. общее ознакомление ознакомление с оглавлением; беглый просмотр
2. внимательное чтение по главам и разделам выделение наиболее важного текста
3. выборочное чтение перечитывание наиболее важного текста
4.составление плана прочитанного в пунктах плана отражается наиболее существенная мысль
5.выписки из прочитанного полные и точные (цитата + ее библиографическое описание)
6.сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками отмечается общее и отличительное в решении проблемы
7. критическая оценка прочитанного и запись замечаний должна быть объективность суждений
Вывод: автору необходимо описать источник, которым он пользовался, проверить понимание всех терминов, ссылок и упоминаний в тексте.

В тексте раздела следует помещать ссылки на использованные научные

работы. При необходимости воспроизводятся рисунки и таблицы, снабженные

ссылками на источник.

В конце необходимо сделать краткий вывод о степени изученности и

перспективах дальнейших исследований по данной проблеме.

2.4. Выдвижение гипотезы исследования.

Гипотеза – обязательный элемент в структуре исследовательской работы, предположение, при котором на основе ряда факторов, делается вывод о существовании объектов, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать, вполне доказанным. Чаще всего, гипотезы формулируются в виде определенных отношений между двумя и более событиями, явлениями;

2.5. Выбор методов исследования и практическое овладение ими;

2.6. Собственное исследование, (практическая часть работы, т.е. проведение опытов, экспериментов и др. сбор собственного материала);

2.7. Анализ, синтез и обобщение;

2.8. Формулировка выводов.

3. Требования к исследовательской работе:

3.1. Исследовательская работа учащегося выполняется индивидуально и должна отвечать следующим требованиям:

  • носить исследовательский характер;
  • быть актуальной для исследователя;
  • иметь практическую значимость;
  • отличаться грамотным изложением материала;

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: