Основные принципы игр на песке

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.

Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК “ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ЛАДОШКИ”

Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее — холодное, сухое — мокрое, колючее — гладкое, мягкое — твердое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. Поэтому наши игровые занятия мы начинаем с развития именно этого вида чувствительности.

Отпечатки ваших рук

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях:

“Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?”

Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Варианты:

— “поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)

— выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,

— “пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,

— создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),

— “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем по очередно правой и левой рукой, после — одновременно (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим, и наконец -мизинчиком).

— далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?

— “поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверх-вниз”. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Что же спрятано в песке?

Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком. Взрослый вместо руки может закапать любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытается догадаться, что же было закопано.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, КОРРЕКЦИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ. “ПЕСОЧНАЯ ГРАМОТА”

Путешествия к звукам

Начнем с игры-сказки “Путешествие в страну “А”.

Есть прекрасная страна — Где принцессу зовут А, (Взрослый ставит в песочницу фигурку, на которой прозрачным скотчем приклеено изображение А, то есть — буква А)

В реке плещутся А-кулы (в песочнице создается река и помещаются акулята из коллекции “Киндер-сюрприза” на них тоже наклеена буква А)

А-исты в садах живут (в песочнице создается сад из веточек и появляются птицы на них также наклеена буква А)

А-пельсины и А-рбузы и А-кации цветут (в песочнице появляются растения, на которых изображена буква А).

Для того чтобы начать игру взрослому придется немножко подготовиться:

— отобрать фигурки, в названиях которых есть звук А (5-1О штук),

— наклеить на них букву А,

— подготовленные к игре фигурки расставить рядом с песочницей,

— если нужных фигурок у Вас нет, то можно их нарисовать, вырезать, вылепить,

— приготовить деревянную или пластмассовую букву А, или карточку с ее изображением.

Взрослый одновременно проговаривает стихотворение-инструкцию и вместе с ребенком строит сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием. Ребенок становится непосредственным участником процесса — положительная мотивация сформирована… И тут звучит задание, требующее самостоятельной работы. Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребенок должен назвать не менее 3 слов, в которых есть звук А. Важно помнить о последовательности предъявления слов, содержащих звук, который Вы отрабатываете. Первыми предъявляются слова, содержащие звук в начале слова, потом -в конце, потом — в середине. Причем, мы стараемся не брать слова, в которых звук слышится не четко. Ребенку могут помочь Ваши вопросы. Например:

“Ты знаешь, у принцессы есть друзья, которых зовут Аня, Антон, и…?”

Кто может жить в этой стране? Мама, папа, бабушка и…?”

Какие упражнения можно делать с функциональными петлями \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: