Основные пути повышения эффективности урока

1. постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач;

2. оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся);

3. стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся;

4. применение активизирующих методов и средств обучения;

5. организация самодеятельности учащихся;

6. единство формирования знаний, умений и навыков как специальных, так и общих;

7. организация оперативной обратной связи;

8. формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся; создание благоприятного психологического микроклимата;

9. интенсификация учебного процесса путем НОТ учителя и учащихся.

Этапы планирования урока и подготовки к нему студента-практиканта

1. Определение темы урока, место темы в разделе.

2. Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы. На основании этого идет определение учебных задач урока.

3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.

4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

5. Формулирование учебных задач урока.

6. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.

7. Нахождение связей с другими предметами при изучении нового материала и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

8. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

9. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

10. Проверка оборудования и технических средств обучения.

11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

12. Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленность на развитие их самостоятельности.

13. Приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

14. Составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания.

15. Продумывание форм подведения итогов урока.

16. Проектирование конструкта урока.

17. Заверка конструкта урока: За две недели студент заверяет черновик конструкта урока сначала у учителя, затем у методиста, за неделю — чистовик конструкта. В обоих случаях в конструкте ставится подпись учителя и методиста, а так же дата. Учитель-предметник рекомендует студенту структурно-содержательную сторону урока, заверяет в содержательном плане. Методист заверяет конструкт с методической стороны. Заверка конструкта урока (занятия) у учителя-наставника осуществляется в день практики.

Самоанализ урока

Анализ урока- это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Основные требования к анализу урока учителем:

1. цель и задача анализа темы;

2. знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;

3. умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;

4. характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;

5. обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

6. обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;

7. психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;

8. оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;

9. выполнение намеченных задач урока;

10. оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;

11. умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;

12. удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);

13. намечаемые меры по устранению недостатков.

Схема анализа урока

Схема полного анализа урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

(рекомендуется на первом этапе пробного урока)

Полный анализ — это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результативность урока.

Цель посещения:

Дата:

Класс, учитель:

Количество учащихся в классе:

Присутствовали на уроке:

Тема урока:

Тип урока:

Дидактическая задача урока:

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):

Ведущие аспекты анализа урока

Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) 1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию. 2.Результативность решения дидактической задачи
Содержание урока Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника
Методы обучения Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
Формы обучения 1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока. 2. Целесообразность использования предложенных заданий
Результативность урока Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока
Практическая направленность урока Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности 1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока 2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий) 3. Взаимопомощь
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные
Формирование ИКТ-компетентности Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся
Структура урока Соответствие структуры урока основной дидактической задаче
Педагогический стиль Соблюдение норм педагогической этики
Гигиенические требования Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы

Type


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: