Основные способы росписи ткани

Состав дипломной работы

1. Пояснительная записка: ??с., с ? илл.

2. Практическая работа: «Хаатхи» декоративное панно в технике холодного батика ????? см

3. Приложение: папка с поисковым материалом.

СодержаниеВведение……………………………………………………………………….4

Глава 1. История батика…………………………………………….………6

1.1. Основные способы росписи тканей…………………………………….6

1.2. Холодный батик……………………………………………………9

1.3. Горячий батик………………………………………………..…….10

1.4. Свободная роспись…………………………………………………12

Глава 2. Технология выполнения декоративного панно в технике холодного батика «Хаатхи» ………..…………………………………………………….13

2.1. Слоны в истории и жизни Индии…………………………………..13

2.2.Материалы, инструменты и оборудование………………………….15

2.3. Подготовка к росписи……………………………………………….18

2.4. Рабочее место…………………………………………………….….19

2.5.Ход работы над декоративным панно «Хаатхи» в технике холодного батика …………………………………………………….………………….19

Заключение……………………………………………………………….20

Список литературы…………………………………………………………22

Приложение 1……………………………………………………………….2…

Приложение 2………………………………………………………………..2…

Введение

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера.

Одним из интересных направлений декоративно-прикладного искусства является работа с тканью — роспись по шелку. Ничто так не ценится сейчас в декоративном искусстве, как свободное проявление авторского почерка, живое движение руки мастера. А роспись ткани даёт для этого большие возможности. Она открыта для запечатления непосредственных чувств и ощущений художника, легко откликается на декоративные поиски, на разнообразие живописных и графических манер. Особое очарование вещам, предметам интерьера придает этот вид искусства. Пришедший к нам из самой глубины веков, он до сих пор не утратил своей актуальности. Древний и удивительно многообразный батик сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства и широко используется как для создания интерьерных работ, так и изделий, которые могут стать изысканным подарком. Дизайнеры одежды, интерьеров, художники обращаются к этой технике, создавая стильные и красивые сюжеты.

Сейчас понятие росписи по ткани разнопланово, оно включает не только восковую технологию многоэтапной окраски хлопка, но и узелковую разновидность этого вида творчества, и жгутовую, и китайскую сине-белую окраску шелка, и японскую многоцветную высокохудожественную роспись на шелке. Причем в современной художественной среде именно последняя технология является самой популярной.

В наше время человек стремится проявить свою индивидуальность во всем, что его сопровождает в жизни. В противовес массовой моде в своих предпочтениях он все больше и больше обращается к моде на эксклюзивные вещи, отражающие особенности личности своего хозяина. Волшебство, с которым под легким движением кисти мастера на ткани распускаются цветы, порхают бабочки, поют птицы, расстилается водная гладь или вырастают города, заставляет невольно поверить в чудо.

Батик доступен для преподавания, и детям интересно его изучать. Холодный батик интересен своей яркостью и простотой исполнения, а также тем, что можно изобразить свои рисунки не только на бумаге, но и на ткани. Именно поэтому представленная композиция выполнена в технике холодный батик.

Актуальность выбранной темы состоит в применении исторических традиций, а также в создании новых образов, отличающихся неповторимым авторским характером.

Задачи дипломного проекта, поставленные перед его выполнением:

-подбор и изучение специальной литературы;

-изучение теоретического материала;

-знакомство с историей и развитием росписи ткани;

-анализ изученного теоретического материала;

-поиск и выбор определенных композиций;

-изучение технологии выполнения техники холодный батик;

-изучение значение слонов в индийской культуре;

-подбор материалов, инструментов.

Целью данной дипломной работы является создание декоративной композиции «Хаатхи» в технике холодный батик.

Глава I. История батика

Основные способы росписи ткани

Батик (batik) – слово индонезийского происхождения. «Tik» означает «точка», «капля»; «ба» – хлопчатобумажная ткань. Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать. В общем смысле, батик – роспись по ткани, использующая специальные красители и резервирующие составы.

С давних времен человека сопровождают текстильные промыслы, и сегодня они занимают одно из важных мест в современном обществе. Своеобразный и интересный вид народного прикладного искусства – художественная роспись ткани. Узорные ткани разного назначения, пожалуй, как ни один вид декоративно-прикладного искусства, активно несут художественную культуру в быт. Массовость выработки их заставляет особо пристально отнестись к изучению искусства оформления тканей. Своими корнями оно уходит в далекое прошлое.

Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на ткани встречаются уже в «Естественной истории» Плиния. Множество способов оформления тканей породило и разнообразные эффекты декорирования. Самыми древними были разнообразные приемы нанесения резерва, т. е. состава, предохраняющего отдельные участки ткани от последующего окрашивания. Многие из них дошли до наших дней. С древнейших времен известна ручная роспись тканей в Японии, Китае, Индонезии и Африке. Суть заключалась в том, что разогретый воск, тонко растертую отмученную специальную глину или смесь гречневой муки с квасцами, наносили на ткань кистью или другими приспособлениями (в Индонезии, например, тростниковой трубочкой). Резерв впитывался в ткань и застывал водонепроницаемой пленкой, тем самым защищая от окрашивания в соответствии с нанесенным рисунком. В результате применения разнообразных резервов на окрашенном фоне проявлялся рисунок естественного цвета разрисовываемой ткани.
В Индии в средние века рисунок на ткань наносился двумя способами — кистями и при помощи деревянного штампа. Первый способ был весьма трудоемким и длительным. Известные исследователи индийского ткачества Дж.Ирвин и П.Шварц утверждают, что «раскрашивание ткани кистями было гораздо ближе к искусству, чем к ремеслу».

Из ручной технологии до настоящего времени широко распространена техника узелковой окраски ткани, так называемая бандхана, при которой узор выглядит составленным из мелких неровных пятнышек. Изображения людей в одежде, украшенной таким точечным узором, можно увидеть в скульптурах, рельефах и фресках древних индуистских храмов.

Другая древняя технология распространена в Гуджарате. Ткань свивают жгутом и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, затем ткань погружают в краску. После развязывания на месте свивки остается непрокрас. Такая техника называется лахерия. Она похожа на батик, но здесь иной метод резервирования.

Технология, соответствующая батику, известна под названием каламкари и сохранилась в основном в Короманделе и Тамилнаде в среде ремесленников, изготовляющих для местной клиентуры портьеры для храмов, пологи, балдахины, часто включающие мифологические сценки и даже портреты. Понятно, что такая технология не дает большого количества изделий и не может удовлетворить широкий спрос. А такой спрос появился в Индии в XVII веке, в связи с ее колонизацией англичанами.

Распространение метода набойки, или набивки явилось важным усовершенствованием. Индийские ситцы (голландское chintz от хинди «чхинт») пользовались огромной популярностью в самой Индии и за ее пределами, особенно в Европе XVII-XVIII веков. Европа была настолько покорена индийскими ситцами, что быстро переняла технологию их изготовления. Можно сделать вывод, что именно европейский спрос породил развитие индийской набойки, которая совершенно вытеснила ручное изготовление ткани в Индии. Набивные ткани упоминаются в произведениях художественной литературы и воспоминаниях путешественников первых десятилетий XVI века как уже распространенный вид текстильных изделий. Современные исследования находят относящиеся ко все более ранним периодам доказательства того, насколько высоко были развиты тканевое производство и технологии в средневековых Индии и Китае.

Холодный и горячий батик основаны на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. В холодном батике резервирующий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие. Художественные особенности этого способа росписи определяются тем, что наличие обязательного цветного контура и использование этого контура для разнообразных орнаментальных разработок придают рисунку графически четкий характер. При этом количество цветов, применяемых для росписи, практически не ограниченно.

В горячем батике разогретый резервирующий состав используется для нанесения контура, им же покрываются отдельные участки ткани для предохранения их от свеженанесённой растекающейся краски. Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов. Соединение различных технических приемов нанесения резервирующего состава позволяет делать более тонкие и разнообразные разработки орнаментальных форм, в особенности цветочных.

Свободная роспись производится без применения резервирующих составов. Рисунок наносят на ткань различными красками свободными мазками. Только окончательная отделка рисунка иногда производится при помощи холодного резерва.

Все три способа росписи тканей постоянно совершенствуются. Художники, работающие в этой области, находят все новые и новые художественные приемы, поэтому, описанные здесь способы оформления тканей не могут считаться исчерпывающими. Они являются лишь основой, на которой может строиться дальнейшее овладение искусством росписи тканей.

Холодный батик

Холодный батик — это техника росписи по ткани, при которой используется специальный резервирующий состав, ограничивающий растекание красок по поверхности. При нанесении этого состава проводится обязательно замкнутая контурная линия, что придаёт обязательное визуальное отличие этой техники батика от других.

Для нанесения на ткань контура рисунка применяют специальную стеклянную трубочку. Это трубочка с загнутым тонким концом и сферообразным резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части. Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава.

Толщина загнутого конца трубочки имеет большое значение, так как ширина контура зависит не только от величины отверстия, но и от толщины стенок этой самого отверстия.

Если не вести трубочку по ткани равномерно, сразу опуская на ткань, не дожидаясь, пока потечёт резерв, то обычно получаются капли. Отнимая трубочку от ткани, её нужно переворачивать носиком вверх. Противоположный конец трубочки должен быть слегка приподнят, чтобы резервирующий состав не стёк в утолщённое отверстие с обратной стороны.

После того как резерв нанесён, рисунку дают просохнуть. Делать это можно естественным способом или с помощью фена.

Заливка рисунка краской производится ватными тампонами, кистями или трубочками, в зависимости от случая. При заливке необходимо обратить внимание на то, чтобы большие и малые участки рисунка получали одинаковое насыщение краской, в противном случае они все будут разной светлоты или на них появятся ореолы и разводы. Так же нужно следить, чтобы в таких участках не было избытка краски с водой, иначе она перетечёт за контур, что приведёт к браку.

По окончании работы необходимо промыть трубочку в бензине и прочистить ватой, намотанной на упругую тонкую проволоку. После этого в носик трубочки рекомендуется вставить мягкую тонкую проволоку, для того чтобы он не закупорился от оставшейся капли резервирующего состава.

Горячий батик

Горячий батик — самый древний метод окрашивания ткани. Его отличительная черта состоит в многократном резервировании определенных мест рисунка горячим воском или парафином. В состав для резерва этого вида росписи классически входят только натуральные ингредиенты — пчелиный воск, но с развитием науки ему появилась масса альтернатив: парафин, стеарин, искусственный воск.

Способы росписи ткани горячим батиком как никакие другие мобилизуют творческую фантазию художника, его профессиональное мышление и волю, дают большие возможности для его самовыражения.

В этом способе окрашивания текстиля необязательны контурные линии, поэтому в рисунке возможны мягкие переходы тонов. Соединение различных технических приемов нанесения резервирующего состава позволяет делать более тонкие и фантазийные разработки орнаментальных форм, в особенности цветочных; рисунки получаются менее графичны. При воспроизведении изделий способом горячего батика исполнитель должен обладать высоким мастерством рисовальщика, так как при тиражировании образцов он неизменно вносит что-то свое, индивидуальное.

В классическом варианте рисунок на ткани резервируют воском и окунают в емкость с краской, затем высушивают и вновь повторяют последовательность работы до тех пор, пока не закроется весь рисунок резервом. В настоящее время различают несколько способов работы в данной технике: батик в одно перекрытие, в два или несколько перекрытий, роспись от пятна.

Для традиционного батика применяют только хлопчатобумажные ткани, а узор наносится специальным инструментом — чантингом. Он позволяет наносить сложнейший традиционный узор из тонких линий и множества мелких точек. Затем ткань окрашивается последовательно в индиго и коричневый цвет.

Любым инструментом для резервирования начинают проводить линии не сразу по ткани, а с бумаги или клеенки, точно закрепленной на кромке изделия, так как в начальной точке соприкосновения инструмента с тканью обычно происходит утолщение линий. С помощью такой бумажной или клеенчатой подложки начинают и прерывают линии на ткани.

Нужно учесть, что пары парафина вредны, поэтому работать нужно в проветриваемом помещении, около форточки или в помещении, оборудованном специальной вытяжкой. Следите за подогревом резерва. Если во время подогревания воск дымит, это значит, что он перегрелся. Нормально нагретый резерв вытекает из чантинга равномерно и не разливается, Перегретый резерв разливается на материале, а недостаточно нагретый не может глубоко в него войти и остается на поверхности в виде корочки.

В наше время применяется множество техник нанесения горячего воска. Резерв можно наносить при помощи кистей или специальных штампов или просто, капая его на ткань.

Изделия из горячего батика выглядят интересней, если на них выполнить эффект кракле. После окончания работы, когда вся поверхность покрыта резервом, изделие снимают с подрамника и осторожно сминают руками в разных направлениях, при этом на резерве образуются трещинки различной длины и толщины. После этого ткань снова натягивают на подрамник и широкой кистью или тампоном покрывают краской темного цвета (желательно такого цвета как фон или темнее). Она проникает в трещинки, образует на рисунке тонкую сеточку, которая эффектно смотрится, особенно на более светлых участках. Желательно, чтобы краска попадала только в трещинки, если она попадет на резерв, то ее вытирают чистым тампоном, чтобы при снятии резерва не остались на изделии ненужные, капли краски.

Чантинг («tjanting») инструмент, который используют в горячем батике. Другое его название – тьянтинг, тьянта. С помощью чантинга наносят на ткань расплавленный воск. Это инструмент в виде деревянной ручки и прикреплённой к ней тонкостенным медным или из нержавеющей стали сосудом для запаса воска и носиком, бывает разной формы. Из носика сосуда выливается воск на ткань. Существуют чантинг со съёмными носиками, что облегчает работу художников – батикистов, которые хотят прорисовывать тонкие, изящные линии. Под носиком чантинга во время работы стоит держать салфетку, так как именно на неё упадут первые капли воска, а после использования необходимо его вытереть мягкой тканью.

Свободная роспись

Свободная роспись производится без применения резервирующего состава и воска. Рисунок наносят на ткань различными красками свободными мазками, только окончательная отделка рисунка иногда производится при помощи холодного резерва.

В этом виде росписи используют различные загустители, которыми либо покрывают ткань (грунтуют), либо загущают сами красители.

Можно выполнять свободную роспись и по грунтованной ткани, используя как достоинство эффекты затекания, размывок, мазков и т.д. Разные текстуры ткани, кисти и красители дают большое количество вариантов цветовых сочетаний, изобретённых нюансов, стилистических изысков.

Существует несколько способов свободной росписи ткани.

Свободная акварельная роспись основана на применении солевого раствора или специальных акварельных грунтов. Натянутую на раму ткань пропитывают водным раствором поваренной соли или акварельным грунтом, а после высыхания расписывают красками. Так как солевой раствор ограничивает растекаемость краски по ткани, можно работать свободными мазками живопись выполняют по принципу акварельной живописи: от светлого к темному, от верхнего края к нижнему.

Бесплатный урок из курса росписи тканей \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: