Основные виды речевой деятельности школьников. особенности овладения ими в условиях одновременного изучения русского и украинского языков.

Обязательный минимум содержания языковых курсов

(стандарт языкового образования)

Речевой компонент

Аудирование. Говорение. Чтение. Письмо. Сведения о речи. Устная и письменная, диалогическая и монологическая речь. Тема, главная мысль высказывания. Культура речевого общения.

Языковой компонент

Общие сведения о языке, его роли в жизни человека и общества. Звуки и буквы. Лексика. Фразеология. Состав слова. Предложение. Текст. Правописание.

Лингвонародоведческий компонент

Национальная специфика культуры быта народа. Национальные особенности речевого и неречевого поведения, речевого этикета. Общее и различное в культуре, обычаях народов Украины.

Психолого-педагогические основы обучения русскому (неродному) языку младших школьников.

Психолого-педагогические основы обучения русскому языку в школе с украинским языком обучения – подбор таких методов и приёмов обучения, которые в полной мере учитывали особенности детского внимания (неустойчивость), восприятия (избирательность), мышления (преобладание операций синтеза), памяти (кратковременность, недостаточный объем);

способствовали умственному развитию детей – формированию на соответствующем языковом материале приёмов умственной деятельности (анализа, синтеза, классификации, обобщения, умозаключения).

ТРАНСПОЗИЦИЯ – положительный пере-нос знаний и умений, сформированных на уроках родного языка
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ– отрицательный пере-нос знаний и умений, сформированных на уроках родного языка

Механизм чтения и письма, графические (алфавитные)

Каллиграфические навыки, и орфографические навыки,

Существенные признаки грамматический строй речи,

Понятий орфоэпические навыки

Метод обучения – способ организации совместной деятельности учителя и учащихся, который обеспечивает усвоение содержания образования, а также развитие и воспитание учащихся в процессе обучения.

Приём обучения – совокупность конкретных учебных ситуаций, которые способствуют достижению промежуточной цели конкретного метода; самостоятельное средство организации учебного взаимодействия.

Познавательные методы (получения языковых знаний)

  • Объясни-тельные (информа-ционные)
  • Проблемные (поисковые)

Тренировочные методы (приобретения речевых умений и навыков)

  • Имитаци-онные (подража-тельные)
  • Оперативные
  • продуктивные

Характеристика действующих учебно-методических комплектов по русскому языку для школ с украинским языком обучения.

Структура Базовой программы по русскому языку для школ с украинским языком обучения (авторы – Гудзик И.Ф., Лапшина И.Н.)

1. Пояснительная записка (объяснение целей, задач курса с учетом речевой, языковой и социокультурной линий содержания, специфики распределения учебного времени между языковой и речевой линиями).

2. Общая характеристика курса русского языка (выделены такие разделы: «Речевая линия», «Языковая линия», «Графические навыки, техника письма, культура оформления письменных работ»).

3. Распределение учебного материала по классам (содержание учебного материала; государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся): Развитие устной речи (1 класс).

Обучение грамоте. Развитие устной и письменной речи (2 класс).

Речь и язык. (3-4 классы).

Специфика учебного предмета – курс русского языка в начальных классах не предполагает обязательного деления на уроки языка и чтения.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ

Учебно-методический комплект – совокупность учебно-методических средств, обеспечивающих достаточную эффективность учебного процесса.

  • Учебник
  • Методические пособия для учителя

Дидактические материалы, таблицы, хрестоматии

Игра как методический прием включения школьников в речевое общение. Использование занимательных речевых заданий.

Рече-игровая деятельность– это деятельность, которая требует использования ранее приобретённых знаний, речевых умений в новых связях и обстоятельствах (Богуш А.М.). Основой для рече-игровой деятельности являются сформированные представления о построении игрового сюжета, разнообразных игровых действиях с предметами, усвоенные речевые умения и навыки.

Как форма обучения детей этот вид деятельности выполняет познавательную и развлекательную функции.

Р а з л и ч и е

Пение в речевой позиции (1/13)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: