Основные задачи программы.

Рабочая программа кружка «Полезные привычки»

Пояснительная записка.

Обстановка общего кризиса социально-экономических отношений, резкое ухудшение здоровья, рост наркомании, пандемия СПИДа, приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ (далее ПАВ), связанное с двумя явлениями.: первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные, второе – это доступность ПАВ в обществе, — все это требует неотложных контрмер, активного формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.

Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Дополнительная образовательная программа «Полезные привычки» имеет интеллектуально-познавательную направленность.

Новизна предлагаемой программы состоит в следующем:

она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но и их воспитания; педагог вместе с детьми изучает новую для себя учебную дисциплину, учитывая психологические, физиологические и возрастные особенности детей

Актуальность и практическая значимость данной программы в воспитании здорового образа жизни подчеркиваются высокими статистическими показателями.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что 8 – 13% школьников младших классов пробовали спиртные напитки, около 25-30 % детей, пришедших в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

Особое беспокойство вызывают слабоуспевающие дети, большинство которых из социально-неблагополучных, неполных семей. Значительная часть слабоуспевающих детей предъявляет многочисленные жалобы неврологического характера. Уровень здоровья у этой категории детей ниже, сниженным оказался и уровень физиологической зрелости.

Необходимо отметить, что половина этих детей не успевают с первого класса, а это значит, что они не были подготовлены к школьным нагрузкам при поступлении в школу, что в сочетании с неблагоприятными условиями в семье и явилось причиной социальной дезадаптации на самых ранних этапах обучения в школе.

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:

  • Умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
  • Проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);
  • Честен, самокритичен (нравственное здоровье);
  • Коммуникабелен (социальное здоровье);
  • Уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

Цель программы:

Несмотря на существующие официальные документы, профилактика употребления ПАВ в рамках федерального, регионального или школьного компонентов образовательных программ не стала повсеместной и последовательной. Профилактика в образовательных учреждениях чаще всего осуществляется работниками медицинских учреждений и учителями-предметниками, как правило, эпизодически. При этом используется преимущественно информационная модель в форме индивидуальных бесед и лекций, массовых акций и отдельных уроков в рамках учебных предметов. Поэтому данная программа превентивного образования необходима школьникам, т.к. имеет систему формирования навыков социальной и личностной компетентности, а также профилактики употребления ПАВ.

Целью программы по психологии является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями о факторах, влияющих на здоровье, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам, cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни

Основные задачи программы.

Обучающие:

  • Обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;
  • Расширить представление учащихся о дорожной среде;
  • Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене;
  • Научить ориентироваться в экстремальных ситуациях.

Развивающие:

  • Развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье;
  • Развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;
  • Развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);

Воспитательные:

  • Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;
  • Формирование установки на здоровый образ жизни;
  • Стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;
  • Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением;
  • Воспитывать эстетический вкус и аккуратность;
  • Установление положительной психологической атмосферы в классе;

Возраст детей-участников программы — учащиеся начальной школы, 7-8 лет

Срок реализации программы — программа краткосрочная, рассчитана на 1 год

Основная форма работы — групповая

Учебная нагрузка — 1 час в неделю – 33 часа в год

В итоге обучения учащиеся должны:

Знать:

  • Основные режимные моменты;
  • Правила поведения учащихся в школе;
  • Правила личной гигиены;
  • Как устроен человек на уровне первоначальных сведений;
  • Что такое полезные и вредные привычки;

Уметь:

  • Планировать свое время;
  • Поддерживать чистоту тела и иметь опрятный внешний вид;
  • Выполнять гимнастические упражнения для сохранения и укрепления здоровья;
  • Оказывать первую медицинскую помощь.

Владеть:

  • Основными правилами сохранения здоровья;
  • Навыками коммуникации;
  • Практическими упражнениями, помогающими заботиться о своем здоровье;

Освоение обучающимися дополнительной образовательной программы определяется следующими методами диагностики: тесты, контрольные опросы, собеседования, выполнение контрольных заданий.

Формой подведения итогов будут праздники, семейные дни здоровья.

Содержание программы

Введение.

С чего все началось. Библия о возникновении жизни на земле. Ученые о зарождении жизни. Появление человека. Роль родителей в нашей жизни. Все живое в природе растет и изменяется. Что такое здоровый образ жизни?

Теоретическая часть: беседа

Практическая часть: обзор книг о здоровье. Режим дня, учёбы и отдыха.

Есть ли режим в природе (на примере растений и животных Тюменской области). Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Правила рациональной организации учебной деятельности ученика:

  • чередование видов деятельности, учебы и отдыха,
  • чистота рабочего помещения, проветривание.
  • Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения.
  • Как нужно отдыхать на перемене и почему.
  • Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков.
  • Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания.
  • Правильная посадка за столом.
  • Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий.
  • Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления.
  • Индивидуальный подход к организации активного отдыха.
  • Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки)
  • Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.
  • Природа как источник отдыха и восстановления сил.

Теоретическая часть: беседы, конкурсы, викторины

Практическая часть: экскурсии, составление индивидуального режима дня .

Виды и основные задачи пожарной охраны в Российской Федерации


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: