Основы музыкальной драматургии спектакля

Музыкальной драматургией называется комплекс музыкальных выразительных средств, которые раскрывают идейное содержание спектакля, создают характерные образы действующих лиц, показывают их в драматических ситуациях, в конфликтных столкновениях и в развитии. Основным элементом музыкальной драматургии является музыкальная тема, которая воплощает основные существенные черты художественного образа.

Стр. 17

По своим музыкальным особенностям темы чрезвычайно разнообразны, так как зависят от характера воплощенного в них образа.

Музыкальная тема может представлять собой обобщенный музыкальный образ действующего лица (или группы персонажей), какой-либо значительной идеи или какого-нибудь понятия.

Музыкальные темы могут давать характеристику неодушевленных предметов, фигурирующих в спектакле, если они играют существенную роль в развитии действия. Бывают темы, обрисовывающие обстановку действия, создающие своего рода музыкальный, пейзаж, на фоне которого происходит событие.

По ходу действия значительные и наиболее острые драматические ситуации также нередко выделяются особой музыкальной темой.

Важнейшим видом музыкальных тем являются темы, выражающие одну из ведущих идей спектакля. Таковы, например, темы, воплощающие идею патриотизма, темы, создающие обобщенные образы драматических сил, противодействующих в спектакле.

Музыкальные темы, несущие основную идею, довольно часто бывают связаны с образами и музыкальными характеристиками главных действующих лиц — конкретных носителей этих идей.

Музыкальная характеристика может быть выражена любыми вокальными и инструментальными жанрами.

Наиболее часто для создания музыкальных образов и характеристик обращаются к инструментальной или оркестровой музыке. Именно инструментальная музыка способна наиболее выразительно раскрыть главную мысль данной драматической сцены или ее подтекст — мысли и чувства героев, не высказанные в словах и в сценическом действии.

С инструментальной музыкой бывает связано проведение или развитие музыкальных тем — воспоминаний и лейтмотивов. Развитие тематического музыкального материала, сопоставление, повторение и видоизменение отдельных тем — средство, при помощи которого можно воплотить драматургическое развитие пьесы.

Простейшим видом музыкально-драматургического развития являются так называемые темы-воспоминания, с помощью которых сцена приобретает большую выразительность и глубину, конкретность.

Стр. 18

Своего рода разновидностью служат темы музыкальных ассоциаций, то есть темы, которые вызывают в сознании зрителя представление о каком-либо образе, уже знакомом по предыдущим действиям, хотя они не носят характера воспоминаний самого героя. В этом случае отображается или общность мыслей героев, или сходная ситуация, или же просто вызываются* у зрителя воспоминания, ассоциации с ранее происшедшим действием.

Большое значение имеют музыкальные темы, которые несколько раз повторяются на протяжении всего спектакля, выражая какую-либо определенную идею, чувство или черту характера героя. Такие темы называются лейттемами или лейтмотивами.

Виды лейтмотива довольно разнообразны и зависят от характера воплощаемого образа, от жанровых особенностей драматического произведения. Это могут быть неизменяющиеся лейттемы, в основном портреты действующих лиц, если образ по пьесе статичен и в характере героя больших изменений не происходит. В этом случае лейттемы — это своего рода музыкальные «маски» тех или иных персонажей или звуковых символов отвлеченных идей.

Но не всегда лейтмотив остается неизменным, наоборот, он развивается, видоизменяется в зависимости от конкретных сценических ситуаций и психологического состояния героя в данный момент действия.

Видоизменение лейтмотивов, развитие тем-характеристик называют обычно тематическим развитием. Тематическое развитие является одним из важных элементов музыкального оформления спектакля.

Довольно часто два противоположных стремления, две каких-либо идеи сталкиваются в пьесе. И в этом столкновении обычно заключается основной драматический конфликт произведения, приводящий к развязке. В этом случае музыка помогает ярко и образно воплотить столкновение противоборствующих сил путем противопоставления двух резко различающихся по своему характеру музыкальных тем, которые воплощают эти противоположные начала.

Бывает музыкальное оформление спектакля и без лейтмотивов, и далеко не всегда принцип тематического развития применяется широко и является главным. Нередко композиторы пользуются тематическим развитием в очень ограниченном объеме, либо вовсе от него

Стр. 19

отказываются, предпочитая другие средства музыкальной драматургии.

Наряду с лейтмотивами в музыкальном оформлении спектакля часто применяются лейтритмы, лейтгармоиии, лейттембры, то есть повторяющиеся ритмические рисунки, имеющие определенное смысловое значение аккорды или связанные с каким-либо действующим лицом звучания отдельных групп инструментов, приобретающие значение конкретных музыкальных характеристик.

Большую роль в развитии музыкальной драматургии играют выраженные музыкой живописные картины и изображение разбушевавшихся сил природы (буря, гроза, метель и т. д.). Часто они связаны с переживаниями героев и помогают раскрыть их характеры и чувства.

Разнообразие различных музыкальных форм и жанров неисчерпаемо так же, как неисчерпаемы средства музыкальной образности. Знание и глубокое понимание всех возможностей музыкальной драматургии дается постепенно, вместе со слуховым опытом и знанием музыкальной литературы.

Каждый раз, когда музыка вводится в ткань спектакля, необходимо оправдать ее, найти «закон включения» в сценическое действие. Подчиняясь этому закону, она перестает жить как самостоятельный род искусства, становится музыкой драмы.

Предусмотреть заранее эти законные случаи невозможно, как невозможны всякие рецепты в творчестве, но одно несомненно: вне этого закона музыка в драматическом спектакле противозаконна.

Type


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: