Особенности сохранения и развития культурного наследия коренных малочисленных народов янао

М.П. Няч

С.Л. Чернышова

институт народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург, [email protected]

Стремительные процессы глобализации подвергают испытанию традиционные культуры, унифицируя их, и взамен предлагая обществу усваивать новые стандартные формы жизни, в большей степени связанные с потребительским отношением, приоритетным значением материального аспекта. Все это, в конечном итоге усиливает негативное воздействие на человеческую природу. При таких условиях ценности традиционной культуры, к которым относятся язык, традиции, обычаи и другие элементы этнической культуры постепенно утрачивают свое первостепенное значение, приводя к деструктивности современного общества. По справедливому замечанию В.Д. Боровикова и Л.С. Боровиковой: «Осуществление глобализации приводит к тому, что история утрачивает свой естественно-исторический характер, всё более становясь предметом социального конструирования».[1] Осознавая негативные последствия глобализационных процессов необходимым становится актуализация эталонов культурно-исторического формирования общества, с обязательным условием приобщения его к уникальным наследиям традиционной культуры. Культурное наследие — это совокупность объектов культуры и природы, отражающих этапы развития общества и природы и осознаваемых социумом как ценности, подлежащие сохранению и актуализации. [2] Сохранение культурного наследия народов России принадлежит к числу приоритетов государственной политики. Об этом свидетельствует действующая законодательная база нашего государства, а также муниципального, регионального уровней. Именно региональная культурная политика формирует основные направления по сохранению и развитию уникальных образцов этнической культуры.

Ямало-Ненецкий автономный округ (далее ЯНАО), как один из самобытных регионов нашей страны богат природными ресурсами и культурными традициями автохтонных народов. На сегодняшний день он является одним из ведущих регионов России, где успешно реализуются региональные программы по сохранению и популяризации культурного наследия региона в культурных, научно-исследовательских и образовательный учреждениях. Здесь эффективно организуются и проводятся мероприятия, направленные на поддержку уникальных культурных ресурсов коренных народов арктического региона, с учетом их традиционных особенностей и типовых черт, родного языка и письменности, возрождением традиционных ремесел, этнических праздников, сохранением историко-культурной среды территорий, являющейся локальным местом формирования традиционной культуры, а также активным внедрением современных технологий в традиционные формы хозяйствования арктических этносов, что способствует актуализации традиционного образа жизни, а следовательно, и культуры, и росту благосостояния автохтонного населения.

К особенностям сохранения и развития культурного наследия арктических этносов необходимо отнести общеобразовательную деятельность, реализуемую школами ЯНАО, а именно связанную с ведением предметов по родному языку, литературе и культуре коренных малочисленных народов региона, функционированием кружков по декоративно-прикладному искусству и художественным промыслам. Например, на уроках родного языка и литературы, в воспитательной работе с детьми, педагогом передается бесценный кладезь народной мудрости и знаний ученикам. [3] Перспективным становится внедрение в национальные школы авторских программ элективных курсов для старшеклассников «Основы оленеводства», «Традиционная ненецкая кухня» и др., направленных на предпрофильную подготовку учащихся. Также в округе результативно реализуются мероприятия в рамках окружных целевых долгосрочных программ «Культура, язык, традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа», «Культура Ямала» и др.

Очень важно понимать, что, как и язык, форма традиционного уклада этноса имеет особое значение в жизни общества. Полная форма его бытования возможна лишь в условиях целостного сохранения традиционного уклада жизни. Например, традиционный образ жизни позволил арктическим этносам выработать черты, исключающие потребительское отношение к природе и ее дарам. По мнению А.А. Транина «Природа для коренных малочисленных народов — не просто ресурс традиционного жизнеобеспечения, это среда их обитания, их жизни в исторически сложившемся ареале, в пределах которого эти народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность, который влияет на их самоидентификацию и образ жизни. Весь исторический опыт коренных малочисленных народов показывает, что традиционные формы природопользования способствовали сбережению для человеческой цивилизации ценнейших в природном отношении огромных экосистем Севера». [4]

Территория ЯНАО является стратегической зоной нашего государства, ее большая часть территории расположена за Полярным кругом, в арктической полосе. На ее территории существуют особо охраняемые природные территории, предназначенные для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия, относящиеся к объектам общенационального достояния нашей страны. На многих природоохраняемых территориях разрешены традиционные виды хозяйствования (кочевое оленеводство, рыболовство, заготовка дикоросов для обеспечения собственных нужд и мн. др.) в основном только для представителей коренных народов региона.

На протяжении многих лет ненцы выработали универсальные механизмы взаимодействия с окружающей средой, сохранив в первозданном виде уникальные природные заповедники, активно ведя на этих территориях кочевой (экстенсивный) образ жизни. Такая особенность ненцев культурно обусловлена и отражает высокоспециализированную систему их традиционной культуры жизнеобеспечения. Кочевое оленеводство зависит от доступа к пастбищам на прилегающих территориях на протяжении всего годового цикла, что требует от ненцев пристального контроля над огромными территориями. Например, территория выпаса оленей в Гыданской тундре очень обширная. Зимой оленеводы кочуют со стадом на юг — до границ Тазовской (р. Мессо Яха) и Антипаютинской тундры, а летом направляют стадо на север — доходя до острова Олений или самого северного обитаемого населенного пункта на Гыданском полуострове — полярной станции Лескино, а также фактория Юрибей, проходя за весь период в общей сложности больше 1000 км. Преодоление длительных расстояний и на сегодняшний день диктуется лишь тем, что ненцы заботятся о повышении урожайности пастбищных угодий и естественной восстановлении почвенно-растительного покрова тундры, от чего и будет зависеть состояние и численность поголовья оленьего стада.

Все хозяйственные функции ненецкой семьи находятся в тесной связи с оленеводством. Оно наложило свой отпечаток на конструкцию их одежды (которая на сегодняшний день имеет заметные преимущества перед современной), способы ее пошива и выработки материала, тип жилища, а также на рацион питания и мн. др. Оно также отразилось на социальной дифференциации у ненцев. Например, в семье ненцев Гыданской тундры имеются в индивидуальной собственности по 200 — 500 голов оленей, у более зажиточных оленеводов поголовье оленей доходит 1000 — 1500 голов.

Каждый год с февраля по апрель в ЯНАО (Салехард, Надым, Тазовский, Антипаюта, Гыда) проходит традиционный праздник «День оленевода». Этот праздник представляет собой слет оленеводов, на котором ненцы-оленеводы состязаются в различных национальных видах спорта: прыжки через нарты, гонки на оленьих упряжках, метанию тынзяна на хорей, перетягиванию палки, национальной борьбе. Женщины показывают свое мастерство в конкурсах национальной одежды, традиционной кухни и лучшей женской оленьей упряжки.

Современное состояние культуры автохтонных коренных народов ЯНАО должно обуславливаться традиционным типом культуры, связанным с взаимодействием человека и природы и ориентированным на максимально органичное «встраивание» жизнедеятельности человека в процессы природы. [5]

Большую роль в сохранении и развитии культурного наследия коренных малочисленных народов ЯНАО играют немногочисленные региональные общественные организации и родовые общины данного арктического региона. К числу таких организаций относятся: Ассоциация коренных малочисленных народов Севера «Ямал — потомкам!», общественная организация коренных малочисленных народов Севера ЯНАО «Север», некоммерческие организации: родовая община коренных малочисленных народов Севера «Дянки-Кой», семейно-родовая община коренных малочисленных народов Севера «Апыдю начей» и. др. Основная их деятельность направлена, прежде всего, на:

— содействие решения проблем социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов ЯНАО;

— обеспечение их прав на землю и другие природные ресурсы;

— защиту исконной среды обитания, сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры и мн. др.

В заключении необходимо отметить, что для дальнейшего поисках эффективных способов сохранения и развития культур коренных народов Севера и Арктики, представляющих многообразие культур нашего многонационального государства, необходимо исследовать историко-экономические особенности развития того или иного этноса, разные аспекты его культурного развития, современную этнокультурную проблематику регионов, учитывать его этнорегиональную специфику.

Литература

[1] Боровикова В.Д., Боровиковой Л.С. Россия в эпоху глобализации: опыт, проблемы, перспективы: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Барнаул, 17 мая 2013 г. — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2013. — 191 с. — С. 7

[2] Дьячков А.Н. Культурное наследие //Российская музейная энциклопедия. М., 2005. — С. 312

[3] Гашилова Л.Б., Гашилов А.И. Свидание со сказкой. Фольклорное наследие народов Севера в этнопедагогическом процессе. /Реальность этноса. Роль этноса в развитии межнациональных отношений в современной России: Сборник статей по материалам XV Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 23 – 25 апреля 2013 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – 502 с. – С. 468

[4] Транин А.А. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российского Севера (проблемы и перспективы). — М.: Институт государства и права РАН, 2010. — С. 3

[5] См. об этом: Бережная О.Г. Культура коренных малых народов Ямало-Ненецкого автономного округа в современных условиях и ее перспективы. Автореферат на соиск. уч. степ. к. филос. н. — Тюмень, 2007. — С. 3

Внимание к деталям. Сохранения культуры коренных малочисленных народов.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: