Освоение детьми обобщающих понятий

Рассмотрим третью группу занятий, на которых задачи словарной работы решаются в процессе обобщений, формирования понятий.

Существуют понятия, различные по объему и степени отвлеченности и обобщенности. В связи с особенностями познавательной деятельности дети дошкольного возраста осваивают лишь те понятия, существенные признаки которых достаточно ярко выражены и доступны для наглядно-действенного и наглядно-образного способа мышления.

В программу воспитания в детском саду включено требование формировать видовые и родовые обобщения. Последние в программе названы элементарными, бытовыми понятиями. И видовые, и родовые понятия требуют выделения существенных признаков и обобщения по ним, но характер этих признаков, их количество различны.

Видовые понятия — узкие по объему, объединяют один вид предметов(чашка-всевозможные виды чашек

Так, существенными признаками для видовых обобщений часто могут быть внешние особенности предметов: части, форма, величина и т. п. Например, кресло от стула отличается наличием подлокотников; гольф, чулок, носок отличаются длиной; шарф, платок, косынка — формой и т. д.

Родовые понятия – большие по объему, состоящие из видовых понятий

Для родовых понятий существенными могут быть как внешние, так и внутренние, более скрытые признаки или группы их.

Например, в основе таких родовых понятий, как «игрушка», «одежда», лежит способ использования различных по внешним признакам предметов (платье, рубашка, юбка); в основе понятий «овощи», «фрукты» лежит несколько признаков: способ использования, место произрастания, выращивание их человеком и т. д.

В процессе формирования видовых и родовых понятий осуществляется введение слов, точно обозначающих виды и группы предметов, благодаря чему обеспечивается точное словоупотребление, точное называние предметов. Это обеспечивает краткость, точность и взаимопонимание в речевое общении.

Занятия, посвященные формированию понятий и соответствующего им словаря, требуют от детей умения видеть особенности предметов: части, форму, величину, назначение и др. Поэтому они опираются на умения, полученные дошкольниками на занятиях, где осуществлялось углубление знаний о предметах. Таким образом, эти занятия входят в общую систему работы по развитию словаря и тесно связаны с другими видами занятий.

Несмотря на значительную общность, занятия по формированию видовых и родовых понятий имеют свои методические особенности, которые объясняются содержанием понятий и возрастом детей.

Занятия по формированию видовых понятий проводятся главным образом с детьми четвертого года жизни. В их структуре и методике учитывается следующее:

1часть: Отбор предметов определенного назначения. Занятие строится на наглядном материале. Наборы предметов должны включать предметы одного вида, различающиеся по несущественным признакам, и предметы близких видов, например: чашки, различные по цвету, форме, величине, а также стакан, бокал и т. п., от которых дети должны отличать чашки. Детям предлагается разрешить проблемную ситуацию.

2часть: Определение существенных общих признаков предметов, складывающих видовое понятие. (Все чашки круглые, высокие, есть ручки, все они сделаны из разных материалов и т.д)

3часть: Ребенок ставится перед необходимостью выбора предмета из группы сходных. Он должен мотивировать свое решение, выделив признак, положенный в основу выбора.( Принеси мишке чашку? Почему ты взял именно этот предмет?)

Необходимость выбора должна быть понятна ребенку. В связи с этим задача выбора включается в интересную для ребенка деятельность, чаще всего игровую. Для занятий такого рода могут быть использованы игры-занятия с куклой.

Методика занятий, посвященных формированию родовых обобщений и соответствующего словаря, также направлена на выделение из группы признаков существенных. Но поскольку в этом случае обобщается группа предметов различных видов.

Такое занятие будет иметь особую структуру.

Первая часть его посвящается выделению всего набора уже известных детям по предыдущим занятиям признаков предметов, отобранных для занятия( Н-р: “Тема: Овощи”.Рассматриваются морковь, лук, огурец. Называются все признаки овощей: форма, цвет, вкус и т.д., для чего необходимы овощи, где растут, как мы их используем.)

Вторая часть имеет целью отделить, существенные для обобщения признаки от несущественных, обобщить группу предметов по существенным признакам и ввести слово, обозначающее эту группу (работа над понятием).Воспитатель просит сравнить чем отличаются рассмотренные овощи и что у них общего, как можно узнать, что это овощи. Затем обобщает ответы детей, поведя их к обобщению: «( и морковка и огурец и лук растут в огороде, используют для супа, и т.д.)». Затем вводится новое слово, обозначающее данное обобщение: «Все, что растет на грядке в огороде мы называем «овощи ». Затем детям предлагается повторить, как можно эти предметы назвать одним словом.

Третья часть занятия посвящается упражнению детей в подведении видов предметов под понятие на основе учета существенных признаков. Дети рассматривают картинки лука, моркови и огурца и дополнительно берутся картофель, капуста, редис, свекла, помидор, репа и т. д. и для отличия даются яблоко, груша, грибы, ягоды, лимон и т. п.( Дети выбирают cреди всего картинку с овощем и обосновывают свой ответ)

Специфика подбора наглядного материала для разных частей занятия.

Для первой и второй частей отбираются три-четыре вида предметов, ярко различающихся по несущественным признакам.

Для третьей части занятия набор предметов дополняется другими видами, входящими в данное понятие, и видами, в чем-то близкими, но входящими, в другие понятия. Так, например, для первых двух частей занятия по формированию понятия «овощи» могут быть взяты морковь, лук, огурец, различающиеся по форме, цвету, вкусу. Для третьей части дополнительно берутся картофель, капуста, редис, свекла, помидор, репа и т. д. и для отличия даются яблоко, груша, грибы, ягоды, лимон и т. п.

На занятиях, посвященных закреплению понятий и соответствующих слов, первая часть может быть опущена. Работа проводится сразу с двумя ранее сформированными понятиями (например, овощи и фрукты, одежда и обувь, мебель и посуда и т. п.). Здесь используются не только картинки и предметы, но и словесные игровые упражнения по типу «летает — не летает» и т. п.

Дальнейшая работа над понятиями касается закрепления и дифференцировки, расчленения понятий. Например, понятие «транспорт» дифференцируется, и на этой основе вводятся новые слова: транспорт -воздушный, водный, наземный, подземный; одежда — зимняя, летняя, демисезонная; посуда — чайная, столовая, кухонная и т. п. Это содержание реализуется на специальных занятиях, но главным и здесь будет выделение существенного признака и подведение под понятие.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста c речевыми нарушениями


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: