Отношение к культуре и основные положения функционализма

Малиновский часто относится к культуре как к “социальному наследию”. Он не интересуется эволюционизмом и выражает прежде всего интерес к культуре. Он тверда верит в необходимость детального полевого исследования и стимулирует изучение на границе между дисциплинами, такими как социология, психология, история и антропология.

Какова бы ни была текстуальная дифференциация содержания, “культура” в сравнении с “социальной структурой”, которая имеет место внутри теоретической гегемонии британских функционализмов, они разделяют концепцию времени. Это измерение времени является решающим в изучении культуры, как сегодня, так и тогда. Функционализм, через свою зависимость от застоя, не имел никакого практического или теоретического отношения к изменениям. Темой исследования является “организм” или функционирование целого, происходящего во времени через равновесие его “внутренних” механизмов взаимозависимости и взаимосвязи. Это то, к чему современный структурализм учит нас относится как к “синхронности”. Функционалистская антропология ограничивается, в общем и целом, изучением современных необразованных обществ. Она не может применяться к их прошлому или к вымершим обществам. Такая работа оставлена последующим направлениям в дисциплине, таким как направление Эванс-Притчарда, который вводил в антропологию материалы из истории и археологии.

Основные положения функционализма Малиновского:

Исторический процесс непознаваем. Попытки исследования длительной эволюции культурных элементов — бессмысленны.

Задачи этнологии состоят в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязей и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной культуры, вне взаимосвязи ее с другими культурами.

Этнология отталкивается от концепции “социальных институций”, под которыми понимались социально установленные и признанные нормы и модели поведения. С их помощью и в их рамках индивиды реализовывают свои взаимные ожидания, достигая при этом социально и индивидуально значимых результатов. В своей совокупности “социальные институции” формируют социально-функциональную структуру общества.

Культура служит нуждам индивида и прежде всего трем его основным потребностям: базовым (а именно, необходимости в пище и удовлетворении прочих физических потребностей), производным (а именно, потребности в распределении пищи, в разделении труда, в защите, в регулировании репродуцирования, в социальном контроле) и интегративным (потребностям в психологической безопасности, социальной гармонии, цели жизни, в системе познания, законах, религии, магии, мифологии, искусстве и т.п.). Каждый аспект культуры имеет свою функцию в рамках одной из перечисленных выше потребностей. Например, магия, по мнению Малиновского, дает психологическую защиту от опасности, миф — придает исторический авторитет системе управления и ценностям, присущим данному обществу. Культура не имеет лишних и бесполезных элементов.

Выводы.

Бронислав Малиновский считается основателем функциональной школы в этнографии и антропологии. Соглассно его воззрениям, культура представляет собой органическую совокупность взаимосвязанных элементов, служащих для удовлетворения первичных(биологических) и вторичных (порожденных) самой культурой потребностей людей. Каждый из этих элементов или социальных институтов выполняет определенные функции, выявлением которых и должен заниматься исследователь общества и культуры.

Основываясь на своем опыте практических исследований, Малиновский разработал методологию, согласно которой антропологобязан некоторое время быть наблюдателем в обществе, которое он изучает. Он стремился толковать те или иные проблемы конкретной культуры в терминах фундаментальных человеческих ситуаций изучать функционирование отдельных элементов культуры внутри культуры как целого.

Таким образом Малиновский пришел к функциональной интерпритации религии: религия есть эмоциональный ответ на требование культурного выживания данной общности. В книге «Магия наука и религия» он пишет, что магия и религия «суть одновременно образ действияи система верований и социальный феномен, и личный опыт».

Функциональный взгляд на культуру настаивает на принципе, что в каждом типе цивилизации любой обычай, материальный объект, идея и верование выполняют некую жизненную функцию, представляют собой необходимую часть внутри работающего целого. Основная единица функционального анализа – «институт культуры», к которым Малиновский относит магию и религию.

Таким образом, культура представляет собой инструментальный аппарат, с помощью которого человек способен лучше справляться со специфическими конкретными проблемами, встающими перед ним в ходе его взаимодействия со средой с целью удовлетворения своих потребностей.

Культура является целостным образованием, разные элементы которого взаимозависимы. С динамической точки зрения, то есть с учетом типов деятельности, культура может быть разделена на ряд аспектов, таких как образование, социальный контроль, экономика, системы познания, верований и морали, и виды творческого и художественного выражения.

Функционалистская концепция Б.Малиновского имела и имеет до сих пор значительное число сторонников, в то же время она неоднократно подвергалась критике. Сторонники видят в ней методологию проведения антропологических исследований. Противники критикуют за биологизаторство культуры (К. Леви-Строс)[6], за тривиальность, многословие, описательность и упражнение в философском прагматизме (Э.Эванс Причард), за откровенный антиисторизм(С.А.Токарев) и за многое другое. Но, несмотря на это, ни один серьезный культуролог или этнолог, говоря о культуре, не обходит вниманием теорию британского антрополога.

Российский этнолог А.А. Никишенков отмечает, что антропология в послевоенной Великобритании развивалась на теоретических основаниях, сформулированных Редклифф-Брауном и Малиновским. Более того, он допускает, что можно говорить о двух линиях развития структурно-функциональной традиции: структуралистской (Редклифф-Браун), и интуитивнобеллетрической, связанной с Малиновским.

Список литературы

1. Х.Кейрнс. Научная теория культуры (1941)

2. А. Байбурин. Бронислав Малиновский и его Научная теория культуры

3. Овчаренко В. И. Бронислав Малиновский (биография)

4. Сонгинайте Н.С. Социальная антропология Бронислава Малиновского // Журнал социологии и социальной антропологии 1998. Т.1. № 2.

5. Научная теория культуры Б.Малиновский ; пер. с англ. И.В.Утехина, сост и вступ. ст. А.К. Байбурина. 2 изд.

6. http://ru.wikipedia.org

Основные принципы воспитания детей 1. Общие положения


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: