Отражение нашей личности в списке грязного белья.

Читая описание поведения взрослых детей на работе, многие из нас говорят «Это про меня!» Такая реакция похожа на наш отклик на Список Грязного Белья (Описание проблемы), когда мы впервые услышали его на нашем первом собрании. Спустя некоторое время черты, которые, на наш взгляд, свойственны взрослым детям, начинают проявляться во всех областях нашей жизни, а не только в сфере, которая привела нас на наше первое собрание ВДА.

Некоторые виды поведения, перечисленные в Списке Грязного Белья (Описании Проблемы) легко проявляются в работе, как, например, «Мы ведем себя обособленно и испытываем страх перед людьми, обличенными властью», или «Мы испытываем страх перед агрессивными людьми и любой формой личной критики». Другие черты могут проявляться в работе не так явно, так как мы привыкли жить кое-как. Если мы не сосредоточены на работе, мы можем не заметить проявления таких черт, как «Мы испытываем чувство вины, когда отстаиваем свою точку зрения» или «Мы строго судим себя, у нас очень низкая самооценка», а также «Обычно мы не действуем, а реагируем на действия других».

Первое воспоминание о рабочем инциденте, который сейчас я могу объяснить реакцией ВДА, связано с моим начальником, являвшемся исполнительным директором компании, в которой я работала. Он всегда общался со мной очень по-доброму, и в его отношении ко мне проскальзывали отеческие нотки. Я закончила составлять один важный и объемный договор для своей компании. Я была очень довольна и горда тем, что мне удалось завершить эту работу. Я отнесла документ в кабинет начальника, который в тот момент сидел за своим рабочим столом, и положила в папку «Входящие». «Я принесла документ», гордо сказала я. Он ответил мне «Хорошо», и снова сосредоточился на своей работе. Я почувствовала боль и отвержение. Почему он не сказал мне, что я выполнила отличную работу, и не прервал свои дела, чтобы ознакомиться с документом? Я была расстроена и, вернувшись в свой кабинет, села за стол и расплакалась. Я скрыла свои чувства от остальных сотрудников. Я знала, что не должна так расстраиваться, но я расстраивалась. Сейчас я понимаю, что эта ситуация отбросила меня обратно в детство. Я возвращалась из школы с хорошими оценками и ожидала внимания от своего отца-алкоголика, но он не обращал на меня внимания или был занят. Когда случился этот инцидент на работе, я совершенно не понимала, что моя реакция типична для взрослых детей алкоголиков.

Взрослые дети могут чувствовать себя на рабочем месте совсем не так, как остальные сотрудники. Их не покидает ощущение собственного несоответствия. Мы можем обладать огромными знаниями в сфере своей деятельности, но при этом чувствовать постоянный страх публично опозориться, проявив некомпетентность или плохо подготовившись. Мысленно мы проигрываем сценарии, в которых наши коллеги стыдят или унижают нас. Нам часто кажется, что за нами наблюдают. Нам страшно, что кто-то может подойти и сказать: «Ты не разбираешься в этом» или «Ты должен был это предвидеть».

Манипуляция была для меня основным способом выживания на работе. Поскольку мой отец с детства внушил мне, что я глупый, я боялся признаться коллегам, что мне нужна помощь, или что я не знаю, как выполнить то или иное задание. Когда я нуждался в помощи, обычно я прибегал к манипуляции, и либо проявлял чрезмерную вежливость, либо изображал жертву, либо вызывался сделать что-либо полезное «в обмен» на помощь. Я даже не рассматривал вариант «прямо попросить о помощи», так как надо мной довлело мнение моего отца. Однажды я позвонил в одно из подразделений своей компании, чтобы прояснить один вопрос. Узнав об этом, мой начальник запретил советоваться с подразделениями, чтобы не выглядеть глупо и не подрывать его авторитет. Я тут же превратился в 12-ти летнего подростка, опустил голову и подумал «Папа был прав». Сейчас, после восемнадцати лет выздоровления по программе, мой образ мыслей изменился и я знаю, что мне не обязательно прибегать к манипуляции. Сейчас я могу прямо попросить о помощи, так как моя самооценка стала выше и я больше не боюсь показаться глупым. Иногда я проваливаюсь в старые шаблоны мышления и в привычное поведение, но у меня есть инструменты, помогающие мне вернуться к исходной позиции.

Будучи взрослыми детьми, мы, возможно, проявляем повышенную чувствительность при общении со «сложными» коллегами. Наши коллеги легче, чем мы, прерывают общение с неприятными им людьми, пресекают необоснованную критику и избавляются от «начальников-самодуров». Мы часто чувствуем бессилие и по дороге с работы думаем: «Почему люди позволяют себе так вести себя со мной на работе?». Иногда мы даже чувствуем желание отомстить: «Ну, я еще покажу им!»

В то же самое время некоторые из нас закрепляют за собой звание «проблемного сотрудника». Большинство таких «горе-работников» представляют собой взрослых детей, продолжающих с детства разыгрывать роль козла отпущения. Литература о взрослых детях алкоголиков содержит описание дисфункциональных ролей, которые присущи детям из алкогольных и дисфункциональных семей, а именно: семейный герой, козел отпущения, потерянный ребенок и клоун (шут). Эти роли мы можем воспроизводить и в рабочей обстановке.

Ребенок, выполнявший в детстве роль козла отпущения, часто проявляет сопротивление или принимает обвинения в ситуациях, где он не виноват. На работе такой «козел отпущения» превращается в «горе-работника» и часто ведет себя вызывающе, а потом жалуется на то, что с ним обращаются несправедливо. Им руководит обида, из-за которой козел отпущения часто оказывается вовлеченным в сложные ситуации. Часто такие ситуации завершаются скандалом и проявлениями гнева в отношении начальника или коллег. Нередко «козлы отпущения» и «горе-работники» увольняются, считая, что с ними обошлись несправедливо. ВДА помогает «горе-работникам» преисполниться желанием и готовностью изменить свое поведение.

«Ребенок-герой» обычно вырастает и превращается в перфекциониста-трудоголика, которому свойственно проявлять независимость и чрезмерную ответственность, но при этом страдать от низкой самооценки. «Потерянный ребенок» часто обладает огромной наблюдательностью и способностью слушать и слышать и редко обращается к другим за помощью. На работе «потерянный ребенок» старается не привлекать внимания и иногда страдает от депрессий и неспособности устанавливать близкие отношения.

«Клоун» или «шут», обладая хорошим чувством юмора, на рабочем месте сразу превращается во всеобщее посмешище. Он (она) всегда готов(а) развлечь и рассмешить своих коллег. Такой сотрудник всегда стремится быть в центре внимания, он легко сходится с людьми, но в глубине души всегда чувствует свою ненужность.

В детстве мы усвоили эти роли, чтобы защитить себя. Большинство наших поведенческих шаблонов развивались по принципу защитных механизмов и помогали нам выжить в обстановке алкоголизма, дисфункциональности и насилия. Эти роли мы продолжаем с завидным постоянством играть и во взрослом возрасте. Мы ищем в ВДА способы изменить свое поведение на работе.

Как хранить грязное белье. Места для хранения и полезные советы


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: