Отрывок из романа в. н. елсукова «принцесса и принц»

Путь к Свету

Православный альманах

Шаг четвертый

О познании истины

Отрывок из романа В. Н. Елсукова «Принцесса и принц»

— Я сейчас вам дам одну книжицу почитать, а после соберемся и поговорим о судьбе России. Устал я немного, — сказал старец и, помолившись, пошел в келью. Спустя пару минут он вернулся, держа в руках книгу.

— Вот, возьмите. Обратите внимание на страницы, где сделаны закладки.

Настоятель благословил всех и отправился отдыхать. Пошли спать и его послушники. Леонид тоже вернулся к себе в домик, упал на лежанку и сразу заснул. Проснулся он часа через четыре, которые пролетели как одно мгновение. «Отец Венедикт скоро позовет, книжку нужно хотя бы пролистать», — подумал он и взял издание в руки. На титульном листе прочел: «Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий, в миру Василий Николаевич Муравьёв, 1865–1949. Издательство Братства святителя Алексия, 1997 год. По благословению преосвященнейшего Прокла, епископа Симбирского и Мелекесского. Автор-составитель — Александр Трофимов». Затем открыл страницу, где была первая закладка, и стал читать дальше: «На вопрос своего духовного сына о будущем России старец предложил ему подойти к окну и посмотреть. Тот увидел Финский залив и множество плывущих под разными флагами кораблей.

— Как это понять? — спросил он у батюшки. Старец ответил:

— Наступит такое время, когда будет в России духовный расцвет. Откроются новые храмы и монастыри, даже иноверцы будут к нам приезжать креститься на таких кораблях. Но это ненадолго — лет на пятнадцать, потом придет антихрист.

Когда Восток наберет силу, все станет неустойчивым. Число — на их стороне, но не только это: у них работают трезвые и трудолюбивые люди, а у нас такое пьянство…

Наступит время, когда Россию станут раздирать на части. Сначала

ее поделят, а потом начнут грабить богатства. Запад будет всячески способствовать разорению России и отдаст до времени восточную ее часть Китаю. Дальний Восток будут прибирать к рукам японцы, а Сибирь — китайцы, которые станут переселяться в Россию, жениться на русских и в конце концов хитростью и коварством возьмут территорию Сибири до Урала. Когда же Китай пожелает пойти дальше, Запад воспротивится и не позволит.

Многие страны ополчатся на Россию, но она выстоит, утратив большую часть своих земель. Эта война, о которой повествует Священное Писание и пророки, станет причиной объединения человечества. Люди поймут, что невозможно жить так дальше, иначе все живое погибнет, и выберут единое правительство — это будет преддверие воцарения антихриста.

Потом наступит гонение на христиан…

Как свеча перед тем, как погаснуть, ярко вспыхивает, озаряя все последним светом, так и жизнь Церкви. И это время близко».

«Очень похоже на современность, — осознал Леонид. — Если старец умер в 1949 году, значит, имел дар пророчества».

Тут раздался голос Сергия:

— Вы уже проснулись? Вас отец Венедикт зовет.

—Да-да, иду.

— Как отдохнули? — осведомился настоятель.

— Вроде неплохо. Вот и книгу вашу чуть-чуть успел почитать. Скажите, батюшка, все, что предсказал старец Серафим, обязательно сбудется? Что-то мрачные перспективы ожидают Россию, судя по этим пророчествам.

— Мрачные перспективы ожидают весь мир человеческий: грядет конец света. В конце истории у России особая миссия: здесь будет центр духовной жизни, поэтому дьявол и ополчится на нее, чтобы уничтожить, раздавить, связать грехом и поработить. По его навету целые народы озлобятся на нашу страну, но об этом не надо грустить или бояться этого. Умереть за Христа — великий подвиг, о котором многие настоящие христиане всегда мечтали. Наша же с вами задача — стать такими христианами. Утраты в человеческой жизни — ничто по сравнению с теми благами, которые приготовил Господь. Вспомните Его слова: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо, что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» Если и будут китайцы владеть Сибирью, то не очень долго. Всё — Господне. А земля сгорит.

Схиигумен замолчал. Прочитанное в книге и услышанное сейчас от батюшки поразило Леонида. Эмоции переполняли его.

— У меня на Афоне глаза открылись, я столько узнал, причем не из книг, а из уникального человеческого опыта. На этом полуострове люди живут и думают совершенно по-другому — истинно! А весь остальной мир заблуждается.

— Поэтому и забудьте про мир. Он лежит во зле. Живите с Богом и для Бога. Ему отдайте свое сердце, взамен же получите благодатный дар.

— Я попробую.

— Это вы хорошо сказали: «Попробую». Бог вам в помощь! Без Него это невозможно. Наша вера тоже от Него.

— Я уже понимаю, что без Него ничего не происходит.

— Именно так. «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом». Большинство людей лишь суетятся, пытаясь осуществить свои жизненные планы. «И кто же из них, заботясь, может прибавить себе роста хотя бы на локоть?» Слепотой духовной поражены они из-за своего неверия. А причина неверия — гордость. Благодаря ей воспаляется ум фантазиями. Желает он не Господа, а всяческого самоугодия. Пресмыкается такой ум по земле, как червь. С большой грустью говорю, что неверующий человек, безбожник, хуже животного. Ибо животные не пытаются переходить Богом установленных пределов своей природы, а этот желает быть тем, чем не может по определению Всевышнего. Вот и мучается он неуемной жаждой греха, неутолимыми страстями, которые приводят его к депрессии, унынию и отчаянию. И хотя внешне такие люди выглядят весело и бодро, хотя снаружи они самодовольны и напыщенны, сердце их изнывает от неудовлетворенности, ибо невозможно человеческий дух насытить грехом, жизнь — смертью.

— Вы очень точно сказали! Одолевает необъяснимая и невыносимая тоска, и непонятно, от чего она происходит. Ничто не радует в жизни, лишь копится злость на то, что совершается не по твоей воле. Это ужасно!

— Нет правды на земле, Леонид. Правда в Боге, а в этом мире только ложь, одна ложь.

— Согласен, отец Венедикт. Одни миражи! Мы запрограммированы извне или самозапрограммированы на определенные действия. Еще будучи студентом, я подметил: что человек выносил в голове, то и ляжет в основу его поступков. Внимательно слушая собеседников, ты быстро начинаешь понимать, чего можно ждать от окружающих. Почти все мои сверстники в Англии думали одинаково и делали одно и то же.

Мне было неинтересно с ними. Я понял: только Господь открывает нам настоящий смысл жизни и освобождает от иллюзий!

— Не совсем так: необходимо и самому потрудиться. Без работы человека над собой, без твердой веры, желания и воли Бог не помогает, ибо это будет насилием, а Он никого никогда ни к чему не принуждает, хотя всё в Его власти: вмиг может сотворить всех праведниками. Он нас создал свободными в нашем произволении, и мы сами решаем, быть ли с Ним или оставаться в рабстве у своих страстей. Насилие — оружие дьявола, Господь же долготерпит, ожидая, что мы опомнимся и изменимся по отношению к Нему. Только у Бога правда, и правда Его всегда предшествует Его силе. Никого не наказывает Господь без вины, а кающихся грешников еще и милует нам, людям, в пример. Ищите правды Господней! Ложь Царства Небесного не наследует. Живите по совести перед Ним и ближними. Не вам все обязаны, а вы должны выполнять то, что требуется по вашему положению в монастыре, в семье, на работе — в обществе. Если будешь без ропота делать определенное тебе Всевышним, то научишься истинной любви. Хочешь смерти — живи в грехе, хочешь жизни — живи с Богом. В этом вся наша свобода. Господь же промышляет о праведниках и попускает до времени грешникам существовать. У революционеров был лозунг: «Свобода, равенство, братство». Пусть у христиан будет другой: «Живи по совести, исполняй свой долг, через это дарует Бог свободу от погибели». Кстати, если бы власти так же, как наш Господь, не насилием руководствовались, а поступали по правде, честных, трудолюбивых и преданных Родине людей поддерживали, воров, негодяев и преступников не оставляли без наказания, то жизнь бы улучшилась, государство сделалось сильным, непобедимым.

— Извините, батюшка, как власть может поддерживать честных и трудолюбивых граждан? Обычно она лишь налагает обязательства соблюдать законы, платить налоги и прочие подобные.

— Господь воздает всем, кто чего достоин, так и у властей должно быть. Как государство может поощрять людей жить по совести? Очень просто. Нужно, чтобы грех не был общественной нормой, — наоборот, он должен быть презираем. В нравственном обществе нет места пьянству, наркомании, разврату и так далее, тем более их пропаганде. Грех в здоровом обществе — дело частное, а грешники — изгои, которые сами ограничивают свое полноценное участие в социальной жизни. В такой стране пребывать в грехе и делать карьеру становится невозможным. Общественный контроль не позволяет падшим людям занимать высокое положение и, пользуясь своим статусом, заражать

греховностью других. И здесь наша Церковь — большой помощник, чтобы вместе с державным правительством с детства приучать граждан к нравственности и полезному труду. Кстати, Бог, когда изгонял Адама из рая, заповедал ему в поте лица добывать хлеб насущный, поэтому и руководство страны обязано дать возможность гражданам трудиться, стимулируя при этом именно честный труд, всячески препятствуя легкому и нечестному обогащению.

— Знаете, отец Венедикт, вы сейчас несколькими предложениями ответили на вопросы, над которыми много веков безрезультатно бились светила общественных наук.

— Ничего нового я не сказал — так, общие рассуждения. Построить рай на земле невозможно. Думайте лучше, как душу свою спасти, и не загружайте голову тем, что в Божьей власти. Это Его дело — промышлять о царствах-государствах.

— Но Церковь же всегда молилась за страну, за царей, она ведь небезучастна к социальной жизни?

— Да, молилась и молится, но общественное служение не основное ее дело. Наша Церковь — это маяк, освещающий путь в Царствие Небесное. Она призывает всех вознестись туда от грешной земли вслед за Христом — вот ее главная задача. Есть заповедь любить Господа, а есть заповедь любить ближнего. Так вот, социальное служение для Церкви — это забота о нуждающихся людях, которая может помочь обрести им веру в Бога. Сейчас в России замечательный Патриарх, настоящий тихий молитвенник. Святейший в сложное, бушующее страстями время, как по лезвию бритвы, ведет свою паству и не оступается. И все потому, что не земными делами он озабочен в первую очередь, а спасением духовно страждущих. Патриарх Алексий очень мудрый человек, Божий. Если же увлечься мирскими хлопотами, сокровища благодати можно растерять.

Старец замолчал, а потом добавил:

— Что-то я сегодня много болтаю. Не дело монаху язык распускать. Уж извините, мне нужно молиться, — и ушел.

Очень многозначительный фильм!!!!!!! \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: