Памятку подготовила педагог-психолог

Вместе, но не вместо

Главное для родителей — отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают —потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор само-стоятельно, более того, значительная часть их испы-тываетстрах перед необходимостью принятия реше-

ния. За долгие годы учебы в школе им предлага-лись в основном готовые решения, все было

известно наперед и определено расписаниямии учебными планами. И растерянностьпод-ростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так ужрассчи-тывать на полную самостоятельность ребенка ввыборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если

прямо он об этом не говорит.С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственностьзасовершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так

решил. Ведь если подростку кажется, что профес-сиюон выбрал не сам, то и учится он не для себя,

воспринимая учебу как скучную и тягостнуюобязанность. Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчиваетсяоткрытой конфронтацией, значит сна-чаланадо восстанавливать «погоду в доме» а уж потомзаниматься планированием будущего.

Шагов к решению

Итак, задача родителей не навязыватьподростку уже готовое решение, а помочьему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1.Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выби-рает нетолько способ добывания денег, но и со-циальную среду, образ жизни. Предложите ребенкуподумать над тем, каким требованиям, по егомнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробныйсписок таких требований (уровень заработнойплаты,характер и условия труда,престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты

в столбцы, а в строки -названия профессий,

кажущихся ребенкунаиболее привлекательными.

Заполняятаблицу, сопоставляйтетребование и профессию: если они совпадают, ставьтев этой клетке плюс, если нет -минус.Проанализируйте,какая профессия набралаплюсовбольше всего. Возможно, около этой специальностиребенку и стоит искать свое призвание.

Разумеется, такой способ профориентации —

не самый точный. Ноего преимущество в том, что он предлагает школьникусамостоя-тельно поразмышлять (и может быть,впервые!) над личной системой ценностей, над тем, какимон видит свое будущее.

ШАГ2.Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чеговыбирать.Между тем очевидно, что жизненныйопыт под-

ростка ограничен, егопредставленияо трудовойдеятельности отрывочны, -а подчаси нереалистичны. Например,многие старшек-лассники утверждают, что собираютсястать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут.Другие смешивают понятия«профессия» и «должность»,например, заявляют: «Хочу быть

начальником!»Кто-то говорит, что любит игратьв компьютерные игры, получать информациюиз Интернета, поэтомухочет стать программистом. А ведь программист — отнюдь не простопользова-тель компьютера. Задачародителя -выступить

экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, чтопредставляет собой та или

инаяпрофессия, какие ограниченияона накладывает.

К профориентационнойработе можно привлечь

друзей и знакомых.Например, если ваше чадо

подумывает, не стать ли емуюристом — и средиваших знакомых как раз таковыеимеются, — стоит попросить их пообщаться с вашимребенком,

даже сводить его к ним на работу.

Опыт подобногообщения может заставить

подростказадуматься о том, насколько егопредставленияо выбранной специальности

соответствуютдействительности.

ШАГ 3.Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о

новых и перспективных специальностях.

В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты иногда в подобных изданиях ребенок находитпрофессию, о существовании которойон не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

ШАГ 4.От слов — к делу. Но не стоит

ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «прорепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.

ШАГ 5.Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но, прежде всего, познать себя — свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой — соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту — умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу — физическую подготовку и организаторские способности и т. д. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов — не выдать готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.

ШАГ 6.В образовательноеучереждение — на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день

открытых дверей» — и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение — ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в образовательное учреждение просто как в музей — посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое — не мое».

ШАГ 7.Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь

на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть». Ошибка — тоже опыт Выбор профессии — дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся — в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять. Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать

Памятку подготовила педагог-психолог

Мастер-класс Педагог-психолог Ошмарина М.А.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: