Педагогические программные средства

(курс лекций для студентов МИПФ)

Калуга, 2002

1. Программные средства учебного назначения…………………………….. 3

2. Педагогическая целесообразность использования программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса……………………….. 4

3. Классификация ППС………………………………………………………………………………………… 6

3.1. По функциональному назначению…………………………………………………………… 7

3.2. По методическому назначению………………………………………………………………… 9

3.3. По педагогическому назначению…………………………………………………………… 10

3.4. По степени самостоятельности учащихся…………………………………………… 12

3.5. Смешанная типология……………………………………………………………………………….. 13

4. Требования к педагогическим программным средствам….. 20

4.1 Психолого-педагогические требования…………………………………………………. 22

Дидактические требования к ППС……………………………………………………………….. 24

Методические требования к ППС………………………………………………………………… 26

4.2. Эргономические требования…………………………………………………………………….. 26

4.3. Эстетические требования………………………………………………………………………….. 28

4.4. Программно-технические требования……………………………………………………. 29

4.5. Требования к оформлению документации на разработку и использование ППС 32

5. Деятельность по оценке ППС…………………………………………………………………. 32

Оценочная система 1 (ФРГ)…………………………………………………………………………… 33

Оценочная система 2……………………………………………………………………………………… 37

6. Проектирование и разработка ППС……………………………………………………… 42

Перспективные подходы к созданию ППС………………………………………………….. 42

Критерии разработки ППС…………………………………………………………………………………. 44

Этапы проектирования ППС…………………………………………………………………………….. 45

Сценарий………………………………………………………………………………………………………………. 50

Разработка и представление сценариев ППС…………………………………………….. 51

Организация обучающего диалога………………………………………………………………… 53

7. Критерии отбора мультимедийных СО……………………………………………. 69

1. Программные средства учебного назначения.

Из всего многообразия педагогических применений СНИТ особо следует выделить использование программных средств (ПС) а связи с их широкой популярностью в практике отечественного и зарубежного образовательного процесса. Несмотря на многолетний опыт использования разнообразных типов ПС в учебных целях, их потенциальные возможности остаются неисчерпанными. Причиной этого является как неразработанность теоретических основ, раскрывающих целесообразность создания и прим нения ПС в целях обучения, так и отсутствие четкой классификации или типологии, комплекса требований, предъявляемых к ним.

Проблемы разработки и использования программных средств учебного назначения опираются на ряд теоретических положений представляющих:

• педагогическую целесообразность применения ПС учебного назначения;

• функциональное назначение отдельных типов ПС, используемых в целях обучения;

• типологию ПС по методическому назначению;

•требования к ПС, используемым в учебно-воспитательном процессе.

Программным средством учебного назначения будем называть ПС, в котором отражается некоторая предметная область той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Программное средство учебного назначения обычно предназначается для использования в учебно-воспитательном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров сферы образования, в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения.

Использование программного средства учебного назначения ориентировано на:

  • решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и (или) разрешения — проблемно-ориентированные ПС;
  • осуществление некоторой деятельности с объектной средой (например, с системой подготовки текстов, информационно-поисковой системой, базой данных) — объектно-ориентированные ПС;
  • осуществление деятельности в некоторой предметной среде (в идеале — со встроенными элементами технологии обучения) предметно-ориентированные ПС.

С помощью ПС можно представлять на экране в различной форме учебную информацию; инициировать процессы усвоения знаний, приобретения умений и (или) навыков учебной или практической деятельности; эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренаж, повторение; активизировать познавательную деятельность обучаемых; формировать и развивать определенные виды мышления.

Педагогическое программное средство (ППС) представляет собой новое дидактическое средство, предназначенное для частичной или полной автоматизации процесса обучения с помощью применения компьютерной техники.

В состав ППС входят:

1. Программа (совокупность программ) для ЭВМ, направленная на достижение заданных дидактических целей при обучении той или иной учебной дисциплине;

2. Комплект технической и методической документации по использованию данной программы в учебном процессе;

3. Набор вспомогательных средств для использования в учебном процессе (учебные пособия, слайды и т.д.);

(Набор вспомогательных средств может отсутствовать.)

Программу для ЭВМ, входящую в состав ППС, часто называют обучающей программой, хотя она может реализовывать различные виды учебной деятельности: выдачу нового учебного материала, контроль усвоения знаний, закрепление полученных знаний и т.д.

Техническая документация содержит описание внутренней структуры обучающей программы, знание которой необходимо, например, при внесении каких-либо изменений в программу; инструкции по ее эксплуатации; сведения о необходимом составе технических средств и др.

Методическая документация содержит рекомендации преподавателю по применению обучающей программы и вспомогательных средств в учебном процессе.

Программные средства мультимедиа технологии


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: