Педагогические возможности

РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

ТРЕНЕР И КОНФЛИКТ. Рассмотрение конфликтов, причин их возникновения и развития необходимо, прежде всего, для определения мер по их предотвращению.

Предупреждение конфликтов предполагает снятие источников, причин и условий их возникновения с помощью мер воспитательного характера. Пресечение же — достигается применением каких-либо организационных мер, конкретных педагогических санкций.

Под разрешением конфликта понимается нормализация взаимоотношений между спортсменами на основе сближения их мотивационных устремлений.

Среди тренерского состава встречается разное отношение к конфликтам. В частности, есть две крайние позиции. Первая — ее сторонники недооценивают возможности отрицательных последствий острых конфликтных ситуаций, их влияния на взаимоотношения, общую атмосферу в команде. Приверженцы другой позиции проявляют излишнюю боязнь конфликтов, стремятся любой ценой смягчить противоречия, удовлетворить любое требование во избежание обострения противоречий.

Обе эти крайние позиции дают не лучший результат.

Наиболее целесообразная стратегия по отношению к конфликтам заключается не в стремлении избегать их любой ценой, а в умении обратить их по возможности на пользу группы, тем более что разногласия бывают часто и весьма конструктивными.

Многие конфликты, например, (конфликт между нарушителем спортивного режима и остальными членами команды), успешно выполняют воспитательные функции. А.С.Макаренко в своей педагогической деятельности широко использовал прием обострения конфликта. Он указывал, что при возникновении противоречия между требованиями общества и требованиями личности возникает опасность углубления этого противоречия. Он считал, что в этом случае не стоит сохранять это дефективное отношение, не позволять ему расти, а уничтожить его, взорвать, довести конфликт до последнего предела, до такого состояния, когда уже нет возможности ни для эмоции, ни для какой тяжбы между личностью и обществом, когда ребром поставлен вопрос — или быть членом общества или уйти из него.

Наиболее эффективно позитивные возможности конфликта могут быть, видимо, использованы именно для осуществления коллективом своих воспитательных функций. «Полезность» конфликта также связана с его сигнальной функцией: чем больше объективных оснований имеется в возникновении конфликта, тем непосредственнее он указывает на то или иное неблагополучие.

Иное дело, разумеется, конфликты с отрицательной направленностью. Кроме ухудшений в отношениях и испорченного настроения они ничего не приносят. Эти конфликты необходимо своевременно предупреждать, обнажать, пресекать. Для того, чтобы избежать подобных обострений, разногласий, тренеру следует быть тактичным, внимательно относиться к ученикам, их запросам, доверять спортсменам и уважать их. Только при этих условиях поддерживается тот здоровый морально-психологический климат, который сам по себе становится надежной защитой от влияния неблагоприятных факторов, являющихся зачастую источником отрицательных конфликтов.

Как показывает реальный практический опыт, тренер оказывается вовлеченным почти в каждый значительный конфликт в команде, либо в качестве одной из противостоящих сторон, либо в качестве арбитра, задачей которого является регулирование возникшей сложной ситуации. Совершенно очевидно, что стратегия и тактика его поведения в такой ситуации, поиск и выбор оптимального решения, играют весьма существенную роль как в общем совершенствовании психологической атмосферы и регулировании отношений конкретных спортсменов, так и в укреплении своего авторитета.

Важно, чтобы спортивный педагог не только сам не был источником конфликтов с отрицательной направленностью, но, прежде всего, умел правильно их преодолевать, если они возникнут в команде.

В целях разрешения и преодоления конфликтов необходимо:

— к разрешению конфликтов привлекать наиболее авторитетных членов команды, не зависящих от конфликтующих сторон ни материально, ни морально;

— исключать предвзятость в изучении конфликтов, стремление оправдать одного из конфликтующих, признавая правильность его поведения;

изучать историю взаимоотношений и поведения лиц, попавших в конфликтную ситуацию;

— нацеливать конфликтующих на конструктивный подход к поиску выхода из ситуации;

— учитывать личностные особенности конфликтующих, в первую очередь те, которые могут усугублять трения;

— при изучении существа межличностных противоречий, проявлять гибкость и учитывать психологические состояние спортсменов;

— тщательно сопоставлять информацию о конфликтующих сторонах и сверять ее с внешними факторами;

— не оглашать и не делать выводов в ходе разбирательства;

— не сообщать конфликтующим ту или иную информацию, которая может способствовать укреплению ошибочной позиции;

— правильно использовать общественное мнение по существу конфликта;

— контролировать поведение лиц, выведенных из конфликта, корректировать их поступки, побуждая к проявлению порядочности и объективности;

— тщательно готовиться к выступлению по факту конфликта или беседам с конфликтующими.

Конечно, педагогические рекомендации не являются исчерпывающими. Успешность разрешения конфликтов зависит от психологической проницательности, находчивости тренера, опоры на актив команды и наиболее авторитетных спортсменов.

Предотвращение возможных конфликтных явлений происходит более эффективно, если оно строится в зависимости от этапов их возникновения и протекания.

Если известны предпосылки к конфликтной ситуации в команде, тренеру следует:

— выяснить обстоятельства и существо возникших разногласий, их причину, источники и т.п.;

— опросить лиц, имеющих информацию о зарождающемся межличностном противоречии;

— провести беседу со спортсменами, между которыми возникли трения;

— проанализировать реальные отношения между ними, определить возможные последствия;

— принять активное участие в преодолении разногласий между участниками конфликтной ситуации, используя, прежде всего, средства педагогического воздействия.

Если взаимоотношения в команде неблагополучны тренеру необходимо:

— использовать вышеизложенные рекомендации;

— принять меры, исключающие нанесение физических оскорблений;

— провести разбирательство по существу межличностного конфликта;

— добиться эстетического устранения возникших острых разногласий.

Педагогические приёмы использования интерактивной доски в ДОУ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: