Педагогическое мастерство учителя

Для выполнения задания необходимо посетить 4 – 6 уроков одного учителя. Уроки одного учителя можно посещать в разных классах, в любой день в течение недели.

Предварительно необходимо получить у учителя разрешение на посещение урока.

Во время посещения уроков одного учителя, с его разрешения, студент изучает и анализирует индивидуальные стилевые особенности общения учителя с учащимися на уроке: общую характеристику стиля общения, речевого и невербального поведения учителя, его педагогический этикет и такт, способы воздействия на учащихся.

Во время урока ведется протокол по схеме:

Дата_______________________________________________________

Класс______ № урока (по расписанию)__________________________

Учитель____________________________________________________

Тема_______________________________________________________

Цель наблюдения: (например невербальное поведение)____________

Время Основные этапы и ход урока Наблюдения примечания
Отмечается начало каждого этапа урока Указываются этапы урока в соответствии с дидактическими задачами и организационными задачами (организационный момент, целеполагание, проверка домашнего задания, актуализация ранее изученного материала, повторение, изучение нового материала, первичная проверка усвоения изученного, закрепление, применение, обобщение, контроль, информация о домашнем задании, подведение итогов урока). Описываются отдельные характеристики общения (признаки стиля)

На каждом уроке оцениваются отдельные особенности процесса общения с использованием нижеприведенной шкалы, причем, на каждом уроке (кроме пробного) студенты изучают одну из характеристик общения.

Содержание наблюдений на уроках:

0 урок (пробный) — наблюдаются все нижеперечисленные характеристики, наблюдения записываются в графу «Примечания».

1 урок — общая характеристика стилей, темперамент учителя.

Для описания студент может воспользоваться любой классификацией. В случае если стиль общения определяется как либеральный, демократический, авторитарный, для наблюдений и анализа можно использовать следующие рекомендации:

а) демократический стиль. Наблюдается: побуждение к совместной деятельности, разделение ответственности «делегирование полномочий», уважение к говорящему, организация диалога. В речи — преобладание местоимения МЫ, конструкций «Давайте вместе…», «Кто считает иначе…» «Как вы считаете?» и т.д.

б) авторитарный стиль. Наблюдается: повелительная интонация, монолог, стремление к единоличной ответственности. В речи — местоимение Я, конструкции «Я считаю», «Слушать!», «Пишите!»

в) либеральный стиль. Преобладание призывов, просьб, сокращение дистанции в общении с учениками — заигрывание, попытки утвердиться за счет других, демонстрация тождественности с учениками, ответственность перекладывается на учеников, встречаются нарушения педагогической этики. В речи — использование молодежного сленга.

г) непоследовательный — сочетает характеристики всех стилей, как правило, не подчинено определенной цели, смена стилей происходит ситуативно, стихийно.

Для определения и характеристики темперамента необходимо обратиться к учебникам по психологии.

2 урок — речевое поведение.

В графе «Примечания» записываются все реплики учителя и делаются записи, характеризующие речь. Для этого можно: определить характеристики голоса — силу, тембр, высоту; особенности речи — темп, интонационную гибкость, выразительность, использование пауз, дикцию. Наблюдая, необходимо выяснить, насколько речь учителя ясна, правильна, доступна, лаконична, логична, богат ли лексический запас, используются жаргонизмы, слова-паразиты.

3 урок — невербальное поведение.

В графе «Примечание» описывается жестовый рисунок урока (все жесты, мимика, телодвижения учителя). Наблюдая, необходимо определить, какие жесты чаще всего использует учитель (указательные, описывающие, вспомогательные, поддержки, угрозы, запрещающие), насколько они оправданы, каков характер жестикуляции (активная, не выражена, сдержанная).

Описать мимику учителя. В какой ситуации лицо учителя выражает радость, гнев, огорчение, сожаление, сочувствие, ожидание, внимание. Дать характеристику выразительности мимики (выразительная, не выражена, отсутствует).

4 урок — педагогический такт и этикет.

Описать этикетность ситуаций приветствия и прощания. Подсчитать количество использования этикетных формул, описать их виды (просьба, приветствие, прощание, извинение, одобрение, сожаление, благодарность). Определить, насколько учитель тактичен по отношению к детям, допускает ли проявления бестактности, как ведет себя в конфликтной ситуации.

5 урок — способы воздействия на учащихся.

Определить, какими способами учитель добивается дисциплины на уроке, как формирует интерес к своему предмету. Описать приемы индивидуального и фронтального воздействия, оценить их целесообразность.

6 урок — способы оценивания учащихся.

Опишите предпочитаемые учителем способы оценки, одобрения (мимика, жесты, слово). Как часто используется качественная оценка, похвала. Соблюдает ли единство требований к оценке знаний учащихся. Соблюдает ли единство требований к оценке учебной деятельности (сравните с пробным уроком). Существует ли у учителя предпочтения в оценке отдельных учащихся, класса.

7 урок — резервный. Урок используется для уточнения отдельных характеристик педагогического мастерства учителя.

Стилевые особенности поведения учителя в общении на уроке

(по А.А. Леонтьеву)

Отрицательное Положительное
Просто называет тему, не пытается заинтересовать учеников Заинтересовывает, умело разъясняя тему, определяя цели
Не следит за ходом обсуждения, допускает многословие Не допускает отклонения от темы
Не умеет прерывать повторения Пресекает повторение уже сказанного
Не подводит частичных итогов в ходе урока Каждый этап урока завершает выводом
Неполно подводит заключительный итог, не сравнивает его с поставленной целью Обоснованно подводит заключительный итог урока
Слишком рано прерывает, не умеет внимательно слушать Умеет внимательно слушать, не прерывая преждевременно
Недостаточно активизирует пассивных учеников Активизирует пассивных учеников
Не умеет предупреждать и разрешать конфликты Умеет предупредить и разрешить конфликт
Не вовлекает всех учеников в общение Вовлекает в общение всех учеников
Не умеет создавать деловую атмосферу Может обеспечить деловую обстановку
Много говорит сам, мало спрашивает и слушает Выясняет мнения, сам говорит по существу
Грубый, бестактный, невежливый Вежливый, корректный, деликатный

Инструкция:

  • бланк заполняется при посещении уроков у одного учителя;
  • цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 в бланке обозначают номер урока;
  • оценки для каждой характеристики общения выставляются

по вертикали (от 1 до 7 баллов);

  • 0 баллов ставится в том случае, если качество не может наблюдаться объективно (например, качество слушания на контрольном уроке, при написании диктанта);
  • если качество оценивается отрицательно, ставятся оценки от 1 до 3 баллов, положительно — от 5 до 7 баллов;
  • в последней колонке подсчитывается среднее арифметическое по каждой из 12 характеристик отдельно (сложить все 7 баллов и разделить на 7);
  • если представленное качество не может наблюдаться, то оно не оценивается (0 баллов); в этом случае среднее арифметическое высчитывается, исходя из имеющихся оценок;
  • в п. 8 высокие оценки ставятся при отсутствии конфликтов.

Общий анализ педагогического мастерства учителявыполняется на отдельном листе и содержит в себе выводы по вышеперечисленным характеристикам общения на всех уроках одновременно с примерами из протоколов урока. В конце общего анализа делается вывод объектной продук тивности стиля и выделяются характерные черты индивидуальности стиля общения данного учителя (приложение).

Примеры анализа педагогического мастерства учителя приведены в приложении 1 .

Педагогическое мастерство.avi


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: