Пересказы с перестройкой текста и с творческими дополнениями.

Выборочный пересказ.

Выборочный пересказ, как и выборочное чтение, — это работа над темой. Что, значит, пересказать выборочно? Это, значит, выбрать из текста ту его часть, которая способствует узкому вопросу, узкой теме.

Выборочный пересказ бывает нескольких видов.

Немалый интерес представляет параллелизм в пересказе. Так, один школьник пересказывает все, что связано с Морозом — Красным носом, другой — все про Мороза — Синего носа (сказка «Два Мороза». 1 класс). Сравнение этих двух линий создает проблемную ситуацию, оживляет урок, вносит элемент юмора.

Пересказ по иллюстрации предполагает воспроизведение лишь той части рассказа, которая изображена на картинке.

При пересказе иллюстрация не только опора для воспроизведения содержания обычно небольшого отрывка текста, но и возбудитель эмоций, стимулятор речевого творчества.

Перед выборочным пересказом дети читают текст про себя, а с целью их подготовки к пересказу учитель задает вопросы: «Какой отрывок перескажешь? Почему?» и т.д. Полезно также выборочное чтение по тем же заданиям, что и выборочный пересказ.

Подготовка к выборочному пересказу облегчается составлением плана (во II классе — коллективно, в III — самостоятельно), вопросами учителя и языковой подготовкой, особенно предложений, помогающих связывать разрозненные части текста. Рассказы выбираются такие, в которых сравнительно легко выделяются сюжетные линии, например: рассказ Д.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» (выбрать то, что связано с лисицей), сказка «Морозко» (две линии поведения — мачехиной дочери и падчерицы), рассказ Л. Пантелеева «Честное слово» (только то, что непосредственно рассказано о мальчике).

Выбирать материалы из рассказов можно не только по отдельным линиям действия, но и по другим признакам.

Сжатый пересказ.

Излагать тему нужно уметь не только подробно, но и кратко, конспективно. Это относится и к пересказу: тема должна быть раскрыта в главных чертах, схематично. Пересказать кратко детям труднее, чем передать содержание прочитанного в полном объеме, так как в кратком пересказе нужно отобрать важнейшее, отбросить второстепенное, детали. Школьнику приходится самому определять, что в тексте важно и что не очень. Он должен выбрать из текста основное и передать его связно, последовательно, не нарушив логики повествования, без пропусков. Естественно, что сокращение текста не может проходить механически, путем удаления некоторых предложений и абзацев. Если ученик пойдет по такому пути, то неизбежны логические разрывы, пропуски. Школьник должен передать главное содержание своими словами, по-своему. Следовательно, в сжатом пересказе речевая задача еще сложнее, чем в полном, подробном.

Особенно трудно передать сжато высокохудожественные тексты, где, как говорится, слова из печени не выкинешь. Художественные описания вообще не следует пересказывать сжато. Не рекомендуются для сжатого пересказа тексты, содержащие диалог. Обучать сжатому пересказу удобнее всего на познавательных текстах, где легко прослеживается действие:

Наиболее труден для сжатого пересказа текст с диалогами. Диалоги при сокращении текста приходится перестраивать, передавать в форме косвенной речи. Еще больше трудности возникают при пересказе драматических отрывков.

Сжатый пересказ конспективен, следовательно, он учит отвлечению от частностей, выделению главного, основного.

Полный текст, подробный пересказ Сжатый пересказ План Выражение мысли всего рассказа в одной фразе

Обучение всем этим формам работы над текстом, в общем, идет параллельно, однако указанная последовательность соблюдается: от подробного пересказа (и выборочного) дети переходят к пересказу сжатому; он в свою очередь связан с составлением плана (озаглавливание частей рассказа), а краткое выражение мысли всего произведения — это результат всех видов аналитико-синтетической работы над текстом.

Возможен и обратный путь, иногда он даже удобнее: от краткого (в одном предложении) выражения главной мысли произведения к плану, затем к краткому пересказу и, наконец, к подробному пересказу (с диалогами, с деталями, художественными средствами языка).

Не следует требовать, чтобы в сжатом пересказе обязательно был, развернут каждый пункт плана. Такое требование может привести к механической работе, будет сковывать творчество учащихся. В данном примере сжатый пересказ обладает внутренней связью, передает основное содержание рассказа, однако полного совпадения с пунктами плана здесь нет.

Сжатые пересказы — необходимая ступень развития речи. Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухости языка, отучит детей от художественных деталей. Чтобы этого не случилось, нужно проводить четкую границу между подробными и сжатыми пересказами.

Пересказы с перестройкой текста и с творческими дополнениями.

Отдельные творческие элементы могут встречаться и в подробном, и в выборочном пересказах. Но здесь мы рассмотрим те случаи, когда перед школьниками специально ставится задача по перестройке или дополнению текста рассказа.

Известны следующие варианты творческой перестройки и дополнений при пересказе:

пересказ с изменением лица рассказчика; чаще всего это пересказ в третьем лице, если в оригинале повествование ведется от первого лица.

пересказ от лица одного из персонажей — работа, имеющая много общего с выборочным пересказом, но требующая иногда весьма значительных изменений и дополнений;

пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, описаниями внешности людей; продолжение рассказа, судьбы героя;

инсценирование рассказа, т.е. составление на основе прочитанного художественного произведения диалогов, их чтение по ролям, а также сценическое воплощение; составление сценария по рассказу;

словесное рисование («что я изобразил бы на картине»).

Пересказ с изменением лица рассказчика, строго говоря, еще не может быть назван творческой работы, так как перестройка текста носит преимущественно грамматический характер. Однако замена первого лица глаголов третьим лицом приводит к необходимости некоторых изменений и в содержании текста.

Значительно выше творческий уровень работы учащихся в пересказах от лица одного из персонажей, например, пересказ сцены спасения воробьишки от лица Пудика, затем от лица воробьихи-мамы (М. Горький. Воробьишко).

Чтобы успешно справиться с таким пересказом, ученик должен войти в роль персонажа, понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.

Творческие дополнения могут быть правильно сделаны лишь в том случае, если школьники поняли содержание рассказа и хорошо знают все обстоятельства, в которых протекает действие.

Следовательно, предлагать детям продолжать судьбу героев нужно очень осторожно, на материале, знакомом младшим школьникам.

Дополнять пересказываемый текст можно также сопоставлениями с фактами, аналогичными описанным, но известными ученику из других источников, а также выражением своего отношения к тому, о чем рассказано. Все эти творческие дополнения развивают воображение школьников, стимулируют самостоятельную речь, повышают интерес к тексту и его пересказу. Творческие дополнения — это всегда разрешение проблемы, стоящей перед учеником.

Для повышения эмоционального уровня восприятия художественного текста дается также словесное рисование или иллюстрирование. Когда прочитан рассказ или описание, учитель говорит: «Как вы представляете себе обстановку в такой-то момент действия? Расскажите, как будто все это перед вашими глазами, будто вы сами видите и описываете».

Обычно словесные картины рисуются к тем эпизодам, которые особенно важны для понимания идейного замысла рассказа. Если же иллюстрируется описание, то выбираются самые красивые и в то же время доступные детям картины.

К одному рассказу могут быть нарисованы две-три картины, получится картинный план, который отражает самые важные моменты.

Иногда детям предлагают словесно нарисовать ряд кадров, как будто этот рассказ проходит перед нами на экране (так называемая воображаемая экранизация). Задание учителя звучит так: «Представьте себе, что вы не рассказ читаете, а смотрите кинофильм. Перед вами на экране сменяются кадры. Попробуйте рассказать, какие картины проходят перед вами. Опишите их одну за другой».

Переходом от обычного чтения к инсценированию служит чтение по ролям. Читая в лицах, дети отрабатывают выразительность, лучше выделяют слова, принадлежащие героям. При пересказе дети передают только диалоги, а ведущий (или ведущие) в кратких словах обрисовывает обстановку, на фоне которой протекает действие.

Творческие виды пересказа применяются там, где они уместны, следовательно, очень часто. Важно, чтобы они не были эпизодичны, чтобы проводились постоянно, не навязывались бы учащимся, а выполнялись по их собственному желанию. Учитель должен натолкнуть детей на творческий замысел, а предложение пересказать текст как-то по-особому должно исходить от самих детей.

Максим Бендус про левый взгляд на оружие


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: