Период мухаммада ибн абд аль ваххаба

После того как Абд аль Ваххаб принял идеологию ибн Таймийи, он начал проводить реформы в мазхабе ханбали. Его деятельность в этом направлении началась с провинции Наджд, которая отличалась безграмотностью, отсутствием исламских знаний и невежеством местного населения. Его проповеди среди этих людей стали началом возрождения уже забытых идей ханбалитов. Ибн Таймийя не смог возродить идеологию ханбалитов по причине того, что начал свои деятельность в одном из религиозных центров исламского мира (Шам) и, таким образом, получил отпор от суннитских ашаритских идеологов.

Однако, Абд аль Ваххаб начал проповеди абсолютно в безграмотном и невежественном районе. С другой стороны, семейному клану Сауда было выгодно иметь подобную идеологию, которая могла бы сплотить и расширить их владения. Именно поэтому они были согласны на распространения подобных воззрений даже с применением физической силы. Люди, где-то в результате невежества, где-то под давлением династии саудитов, стали принимать воззрения, противоречащие традиционной ашаритской и в особенности матуридитской суннитской идеологии. Эта новая идеология выступала под вывеской «Ат Таухид ас-Сахах», т.е. чистое, подлинное единобожие. Абд аль Ваххаб начал проповеди с лозунгом: «Единобожие имеет две основы. Это единобожие (Таухид ар Рубубийя) и Таухид улухийя».

«Таухид рубубияй» – это единобожие в признании Аллаха Господом. Этот принцип признают все, кто называет себя мусульманами. Что же касается «Таухид улухийя», то это — граница между неверием (куфр) и единобожием. Мусульмане должны быть очень внимательными, ведь мушрики (язычники) принимают то, что у Аллаха есть творец, дающий пропитание, являющийся обладателем силы и власти. Далее Абд аль Ваххаб приводит аят священного Корана: «Скажи: «кто посылает вам удел с небес и земли? Или кто владеет слухом и зрением? И кто выводит живое из мёртвого и выводит мёртвое из живого? И кто правит делом?». И они скажут: «Аллах». Далее Мухаммад ибн Абд аль Ваххаб продолжает: «Мы должны быть очень внимательны, ибо для того, чтобы быть мусульманином не достаточно только признать Аллаха Господом, но надо признать, что нет божества кроме Аллаха, и делать дела на основании этого[555]». Абд аль Ваххаб опираясь здесь на аяты священного Корана указывает нам на то, что многобожники признавали единого Бога. Такой его подход есть свидетельство ограниченности его знаний и невежества. В частности, он говорит: «Многобожники нашего времени, т.е. мусульмане, ещё хуже чем многобожники периода посланника Аллаха. Те многобожники только в период хорошей жизни совершали ширк, а при проблемах и трудностях обращались к Аллаху. В то время как мусульмане нынешних поколений, как при проблемах, так и в благоденствии совершают «ширк». Далее Абд аль Ваххаб приводит аят Корана:

??????? ???????? ??? ????????? ??????? ??????? ??????????? ???? ???????? ???????? ?????????? ????? ???????? ????? ???? ???????????

«И когда они садятся на корабль, они призывают Аллаха, очищая пред ним веру, а когда он спасёт их на сушу они придают Ему в сотоварищи других Богов». По убеждению Абд аль Ваххаба всякий, кто совершит тавасуль (посредничество) к пророку или святым, или посетит их могилы, является язычником и неверным. Более того, неверие такого человека больше неверия и «ширка» первых поколений. Последователи Абд аль Ваххаба стали убивать всех мусульман, не придерживающихся их убеждению. Они подвергли нападению районы Наджда, Хиджаза, южного Ирака. Их лозунг был «Или признаёте наши убеждения, или — смерть!» Прошло более 800 лет с периода 4 основных суннитских правовых школ, но ни Ахмад ибн Ханбал ни другие суннитские имамы не имели подобных убеждений, чтобы за посредничество или посещение могил праведных предков мусульман считать неверными.

1. Таухид «ар-Рубубийя»

Абд аль Ваххаб слово «Раб» т.е. «Господь» принимает в значении «творца». Это противоречит священному Корану, т.к. в Коране слово «Раб» имеет значение того, кто «имеет власть», «управляет всем», «упорядочивает дела». Общий смысл этого слова включает «воспитание», «исправление», «руководство», «царство». На этом основании не правильно считать, что это слово применятся в значении «творца». Для того, чтобы более ясно разъяснить значение этого слова мы обратимся к священному Корану.

??? ???????? ???????? ?????????? ????????? ??????? ?????????? ??????????? ??? ?????????? ??????????? ??????????

А) «О, Люди! Поклоняйтесь вашему господу тому, кто сотворил вас и тех кто был до вас, может быть вы побоитесь!» [556] .

????? ??? ?????????? ????? ????????????? ??????????? ??????? ???????????

Б) «Да, Господь Ваш Господь, — Господь небес и земли, тот который их сотворил[557]». Если бы слово «Раб» в данном случае имело бы значение творца, то в этих двух приведенных аятах не было бы необходимости в «аллези халакакум», (который сотворил вас) и «аллези фатарахунна» (который их сотворил), т.е. это была бы ненужным повторением. Но если мы применим слово «Раб» в значении «властелин», «тот кто имеет власть над всем», то приведенные выше аяты будут просто необходимы. На этом основании убеждение Абд аль Ваххаба гласящее, что «Таухид ар-Рубубийя» признаётся как мусульманами, так и не мусульманами будет абсолютно неправильным, на том простом основании, что это противоречит аятам Корана.

???? ???????? ?????? ??????? ?????? ?????? ????? ????? ??????

«Скажи: «Разве другого, чем Аллах, я буду искать Господом? Он Господь всякой вещи» [558].

В этом аяте посланник Аллаха обращается к язычникам. Он говорит, что «вы мне говорите, чтобы я искал другого Бога помимо Аллаха, в то время, как нет никакого божества кроме Аллаха». Если мы признаем тот факт, что язычники признают единобожие «Рубубийя» (как утверждает Абд аль Ваххаб), то этот аят не имел бы тогда значения. На основании же «Таухид ар-Рубубийя», как язычники, так и мусульмане признают одного создателя.

В таком случае посланник Аллаха не обращался бы по приказу Аллаха к язычникам с таким обращением, и они не должны были бы указывать посланнику Аллаха, чтобы он выбирал Господа кроме Аллаха. В то время как о праведнике из семейства Фараона мы в священном Коране читаем:

??????? ?????? ????????? ????? ??? ?????????? ???????? ?????????? ????????????? ??????? ??? ??????? ??????? ??????? ?????? ??????? ??????????????? ??? ??????????

«И сказал человек верующий из семейства Фараона, который скрывал свою веру: «Неужели вы убьёте человека только за то что он говорит: «Господь мой — Аллах. И пришёл к вам с ясными знамениями от вашего Господа» [559]. Из этого аята видно что неверные не признавали единобожия Мусы.

Кроме этого, существует большое количество аятов указывающих на то, что «Раб» не имеет значение «творец». Подобные убеждения Абд аль Ваххаб перенимает от ибн Таймийи.

2. «Таухид Улухийя»

Под единобожием улухийя ваххабиты понимают искреннее поклонение только Аллаху. Именно из–за «Таухида Улухийя» Всевышний послал пророков и Своих посланников. По отношению к этому понятию, «поклонение только Аллаху», нет никаких претензий и критических замечаний. Именно поэтому мы можем этот вид единобожия «Улухийя» назвать как единобожие в поклонении. Все мусульмане имеют единую точку зрения относительно того, что необходимо поклоняться только Всевышнему Аллаху, и поклонение кому — либо помимо Него есть самый большой грех. Однако, существуют разногласия о том, что можно называть поклонением и что не является таковым. Именно в этом месте ваххабизм зашел в тупик. Если скажем, что истинное единобожие заключается в том, чтобы поклоняться только Аллаху, то это не будет правильным разъяснением темы. Во первых, необходимо определить рамки поклонения, его значение, и только после этого мы можем говорить о разнице между поклонением Аллаху и поклонением помимо Него. Если. Например, кто–либо совершит тавасуль (посредничество) к посланнику Аллаха, совершит посещение могил святых в знак уважения к ним, будет ли это считаться ширком? Является ли совершивший такой поступок монотеистом или нет? Прежде чем ответить на этот вопрос нам необходимо найти границы поклонения Аллаху и отделить их от границ поклонения кому-либо помимо Него.

Биография Мухаммада ибн Абд аль Ваххаба 2-3


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: