По педагогическому назначению

В настоящее время в учебном процессе используется большое число обучающих программ, весьма отличающихся по различным параметрам. До тех пор, пока речь не идет о проектировании, вопрос об их типологии представляет преимущественно академический интерес. Но когда речь идет о рекомендациях по разработке обучающих программ, необходимо, прежде всего, уточнить, какие именно программы имеются в виду. Ведь различие между интеллектуальными обучающими программами и программами на отработку умений и навыков (реализующимися по разветвленной программе) весьма велико. Если прибегнуть к аналогии, то можно утверждать, что в дидактическом плане здесь различие не меньшее, чем между современным компьютером и простейшими обучающими устройствами, которые использовались в учебном процессе 25—30 лет тому назад.

До сих пор отсутствует принятая типология обучающих программ, и большинство авторов выделяет три—пять типов обучающих программ, которые отличаются друг от друга по самым разнообразным признакам. Обычно выделяют следующие типы программ:

  • На закрепление умений и навыков;
  • Так называемые наставнические программы;
  • Программы на моделирование различных ситуаций;
  • Программы, использующие игровые приемы и методы;
  • Программы, реализующие проблемное обучение.

С точки зрения проектирования первостепенное значение имеют следующие линии классификации обучающих программ:

  • какие обучающие функции возлагаются на компьютер;
  • способ реализации этих функций;
  • особенности применяемых учебных задач;
  • техническое и программное обеспечение обучающих программ.

Перейдем к рассмотрению каждой из указанных линий классификации обучающих программ.

С точки зрения обучающих функций, которые возлагаются на компьютер, наиболее существенным представляется:

  • компьютер выполняет только некоторые обучающие функции (например, но изложению нового материала, закреплению умений и навыков) или обеспечивает фрагмент обучения в целом (т. е. изложение нового материала, постановку учебных задач, управление процессом решения задач, контроль и оценку деятельности учащихся;
  • «величина» фрагмент (урок, тема, раздел, учебный курс). Данный параметр имеет принципиальное значение, поскольку способы разработки сценария урока и курса обучения по учебному предмету весьма различны: обучающая программа учебного курса отнюдь не механическое объединение множества сценариев отдельны уроков, а качественно иное образование. Это обусловлено тем, что здесь появляются новые проблемы индивидуализации обучения, построения рефлексивного управления. Иначе должна решаться и проблема управления решением учебных задач.

Что касается способа реализации обучающих функций, то здесь принципиальное значение имеет прежде всего следующее:

1) Особенности взаимодействия между учащимся и компьютером. Здесь имеется в виду:

а) наличие диалога и его типы (фактический «деловой», педагогически направленный);

б) возможность постановки учащимся учебной задачи по своему усмотрению;

2) Способ управления учебной деятельностью. Различают:

а) управление по ответу или по процессу;

б) уровень индивидуализации обучения (адаптивный по нескольким ответам учащихся или рефлексивное управление, опирающееся на построение динамической модели учащегося);

в) управление: прямое — непрямое (второй тип управления предполагает, что при затруднении учащемуся предлагается либо вспомогательная задача, либо некоторая эвристическая рекомендация);

г) жесткость детерминации управления, которое задает «поле самостоятельности» учащихся.

Проектирование обучающих программ имеет специфические особенности. Одна из наиболее существенных особенностей состоит в том, что основу таких программ составляют сценарии, включающие правила перехода от одной ситуации к другой в зависимости от действий обучаемого. С психолого-педагогической точки зрения системы, реализующие такие программы, аналогичны тренажерам, иллюстрирующим работу некоторых механизмов. Правда, последние, как правило, предоставляют учащимся меньший выбор альтернативных решений.

Как подчеркивают многие специалисты, при проектировании обучающих программ необходимо прежде всего иметь в виду дидактические возможности. Однако нельзя не учитывать имеющиеся в распоряжении техническое и программное обеспечение с точки зрения возможностей предъявления информации учащимся и анализа их ответов, поддержания диалога и т. п.

Льготная пенсия для педагогов или досрочная пенсия учителям


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: