Темы рефератов
№ | Тема реферата | Примерное содержание | ФИО студента, который готовит реферат |
Семья и брак. Классификация различных типов семей, критерии их оценки. |
| ||
Функциональная (здоровая) и дисфункциональная семья. «Проблемное» поведение ребенка как проявление дисфункций семейной системы | 1.Определение понятий «функциональная семья» и «дисфункциональная семья». 2. Сравнение данных типов семей по следующим критериям оценки: выполнение семьёй её функций, семейная иерархия, сплочённость семьи, гибкость семейной системы, границы внешние, границы внутренние, правила, конфликты в семье, семейные роли. Знать определения критериев сравнения! 3. Примеры проблемного поведения ребёнка как проявление дисфункций семейной системы | ||
Структура семьи и параметры её оценки. | 1. Определение понятия «структура семьи» 2. Параметры оценки структуры семьи (состав, различные подсистемы и их функции, семейная иерархия, гибкость, сплочённость семейной системы, границы внешние и внутренние). | 3. | |
Треугольник как единица оценки семейной системы | 1.Определение понятия «семейный треугольник» 2.Виды семейных треугольников (что или кто может регулировать отношения в паре?) 3. Механизмы функционирования семейного треугольника (регуляция баланса близости-отдалённости в паре, силовая борьба и т.д.) 4.Примеры наиболее распространённых семейных треугольников (лучше с обозначением механизмов их функционирования) | ||
1. Семейная коммуникация | 1.Понятия «коммуникация», «метакоммуникация». 2.Типы нарушений семейной коммуникации: искажённая, отклонённая, замаскированная, парадоксальная коммуникация. Примеры каждого вида нарушенной коммуникации. 3. Ситуация «двойного зажима» как крайний вариант парадоксальной коммуникации. Примеры ситуации «двойного зажима». 4. Семейные правила | ||
Динамика семейной системы. Различные подходы к классификации стадий жизненного цикла семьи | 1. Определение понятия «жизненный цикл семьи», «стадия жизненного цикла семьи». 2. Обозначить критерии для классификации стадий жизненного цикла семьи и авторов, которые предлагают данные классификации 3. Одну из классификаций на выбор студента раскрыть подробно. Как дополнение к вопросу (если не выполнена самостоятельная работа) – анализ прохождения семьёй стадий жизненного цикла семьи. | 4. | |
Задачи и типичные проблемы этапа добрачного ухаживания. Причины ранних браков. | 1. Этап добрачного ухаживания, его задачи. Типичные проблемы этапа добрачного ухаживания как следствие нерешённых задач. 2. Причины ранних браков 3. Факторы риска в развитии отношений на этапе добрачного ухаживания. | 4. | |
Фаза без детей: задачи, типичные проблемы развития семьи. | Фаза без детей: задачи, типичные проблемы развития семьи: · Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни. · Формирование внутри семейной коммуникации. Определение баланса близости – отдалённости, проблема семейной иерархии, распределение областей ответственности. · Проблема различий между супругами. · Установление границ семьи. Введение брачного соглашения (ведение переговоров). Взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями. Особенности восприятия родителями супругов брачных партнёров своих детей (по К.Виттакеру) | ||
2. Фаза экспансии: задачи, типичные проблемы развития семьи. 3. | 1. Обозначить временные границы фазы экспансии. 2. Перечислить её задачи и типичные проблемы развития семьи. 3. Дать характеристику кризиса первой беременности. Мотивация рождения ребёнка. 4.Охарактеризовать изменения в супружеских отношениях на данном этапе; изменения в отношениях с расширенной семьёй и с социальными институтами в связи с рождением ребёнка | 4. | |
4. Психологические проблемы зрелого брака. | 1.Фаза стабилизации (зрелого брака), её временные границы, задачи и типичные проблемы развития семьи на данном этапе. 2. Типичные проблемы, возникающие в семье связи с обучением ребёнка в школе. 3. Кризис середины жизни и его влияние на изменение отношений между супругами. 3. Изменение отношений с прародителями. | ||
5. Психология измены и ревности. 6. | 1.Определение понятия «ревность», её виды, причины возникновения. Пути коррекции ревности. 2.Проблема понимания понятия «супружеская измена», причины супружеских измен. 3.Работа психолога по проблеме супружеской измены. | ||
7. Системный подход к изучению истории семьи. 8. | 1.Понятие «семейная история» 2.Влияние порядка рождения, пола и разницы в возрасте между детьми в семье на формирование личности ребёнка, модель его поведения в будущем. 3.Определение понятий «комплиментарный брак», «некомплементарный брак», «частично комплиментарный брак» с примерами. 4.Понятие «ключевые жизненные события», их примеры | ||
9. Функции симптоматического поведения в семейной системе. Методы коррекции симптоматического поведения | 1.Определение понятия «симптоматическое поведение». 2.Симптоматическое поведение как коммуникативная метафора. Симптоматическое поведение как метафора, отражающая групповое поведение членов семьи. 3.Функции симптоматического поведения в семейной системе. 4.Методы коррекции симптоматического поведения (Например, позитивное переформулирование, метод парадоксальных предписаний и т.д.) | ||
10. Супружеские конфликты и их профилактика. | 1. Определение понятия «конфликт» 2. Структура конфликта 3. Динамика конфликта (предконфликтная фаза, фаза открытого конфликта, стадия разрешения конфликта) 4. Функции конфликтов (конструктивная, деструктивная) 5. Виды супружеских конфликтов (по времени, по типу протекания и т.д) 6. Причины супружеских конфликтов 7. Тактики разрешения супружеских конфликтов (уход, уступки, принуждение, компромисс, сотрудничество). Профилактика супружеских конфликтов. | 8. | |
11. Правовое регулирование семейных взаимоотношений 12. | 1.Правовые документы, регулирующие семейные отношения 2. Права и обязанности супругов, закрепленные в Российском законодательстве. 3.Права и обязанности родителей и детей, закреплённые в Российском законодательстве | ||
13. Семья как институт первичной социализации ребёнка. Основные характеристики детско-родительских отношений | 1. Семья как институт первичной социализации ребёнка. 2. Определение понятия «ДРО» 3. Основные характеристики ДРО: · Характер эмоциональной связи ребёнка и родителя · Мотивы воспитания и родительства · Степень вовлеченности родителя и ребёнка в ДРО; · Удовлетворение потребностей ребёнка · Стиль общения и взаимодействия с ребёнком, особенности проявления родительского лидерства; · Способ разрешения конфликтов; · Социальный контроль; · Степень устойчивости 4. Интегративные показатели ДРО (родительская позиция, тип семейного воспитания, образ родителя как воспитателя и образ семейного воспитания) | 5. | |
14. Эмоциональная близость в семейных отношениях | 1. Понятие эмоциональной близости 2. Типы эмоционального отношения родителя к ребёнку, их характеристика и последствия для ребёнка (безусловное эмоциональное принятие, условное эмоциональное принятие, амбивалентное отношение, индифирентное отношение, скрытое эмоциональное отвержение ребёнка, открытое эмоциональное отвержение ребёнка) 3. Типы родительской любви по А.С. Спиваковской (Трёхмерная модель родительской любви. Критерии: симпатия – антипатия; уважение – презрение; близость – дальность) 4. Причины нарушений родительской любви | 5. | |
15. Различные психологические подходы к изучению материнства. Этапы онтогенеза материнской сферы по Г.Г.Филлиповой 16. | 1. Различные психологические подходы к изучению материнства. 2. Этапы онтогенеза материнской сферы по Г.Г.Филлиповой (раскрыть их содержание): · Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе · Игровой этап · Этап нянчания · Этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской (в данном случае – материнской) сферы поведения. Этап конкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком. · Послеродовый этап | ||
17. Формирование отцовства (родительской позиции отца). Современный тип отцовства | 1.Определение понятия «родительская позиция» 2.Формирование отцовской позиции. Значение отца в жизни ребёнка. 3. Современный тип отцовства (исследования И.С. Кона, В.Н. Дружинина) См. Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 114 — 124 | ||
18. Характер эмоционального отношения ребёнка к родителю. 19. | 1. Характер эмоционального отношения ребёнка к родителю как один из параметров оценки ДРО 2. Формирование привязанности матери к ребёнку (Теория Дж. Боули) 3. Типы и воспитательное значение внутренней позиции ребёнка в детско-родительских отношениях (по Г.Т Хоментаускасу). Характеристики аффективных отношений в диаде родитель-ребёнок (по А.С. Спиваковской). См. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. | ||
20. Мотивы воспитания и родительства. Степень вовлечённости родителя и ребёнка в детско-родительские отношения. Уровень протекции, забота и внимание родителя. Удовлетворение потребностей ребёнка. 21. | 1. Родительство как общественно значимая деятельность, в которая характеризуется иерархической системой мотивов 2. Виды мотивов воспитания и родительства (3 группы мотивов по А. С. Спиваковской: реализующие ценностное отношение к ребёнку, социальные и инструментальные) Указать, какие мотивы входят в эти группы 3. Степень вовлечённости родителя и ребёнка в детско-родительские отношения (параметры вовлечённости: эмоциональная включённость родителя в процесс воспитания ребёнка, степень аффективной значимости отношений с родителем для ребёнка, степень автономизации ребёнка, время и интенсивность совместной деятельности) 4. Определение понятия «протекция», её характеристика | ||
22. Стиль общения и взаимодействия с ребёнком, особенности проявления родительского лидерства и власти. Техника эмпатического «активного» слушания (эмпатического принятия). Неэффективные способы коммуникации взрослого с ребёнком | 1. Критерии оценки стиля общения и взаимодействия с ребёнком 2. Особенности проявления родительского лидерства и власти (виды социальной власти в семье по Френчу и Равенну, 7 стилей общения родителя с ребёнком по Д.Эллеру) 3. Техника эмпатического «активного» слушания (эмпатического принятия). 4. Неэффективные способы коммуникации взрослого с ребёнком (по Т. Гордону, Ю.Б. Гиппенрейтер) См. 1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.- С.156 — 167 2.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как?- Издание 2-е, исправленное и дополненное.-М.: ЧеРо,1997.-С.9-17, 80-106. | ||
23. Социальный контроль в воспитании ребёнка 24. | 1. Социальный контроль. Различия между требованиями и запретами. Способ контроля исполнения требований и запретов. 2. Виды наказаний. Условия эффективности системы санкций 3. Степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания. | ||
25. Родительская позиция | 1. Определение понятия «родительская позиция» 2. Структурные компоненты родительской позиции (когнитивный, эмоциональный, поведенческий), её характеристики (адекватность, динамичность и прогностичность). 3. Особенности родительской позиции, определяющей позитивное отношение к ребёнку. 4. Образ ребёнка глазами родителя, его влияние на взаимодействие с ребёнком | ||
26. Типы семейного воспитания. Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии ребёнка. | 1.Тип семейного воспитания как интегративная характеристика ДРО (определение понятия, параметры его оценки). 2.Типы семейного воспитания. Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии ребёнка (общие свойства всех типов дисгармоничного воспитания) 3.Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей (Например, перечислить условия функционирования семьи, порождающие нарушения типа семейного воспитания и невротизацию ребёнка (по А. И. Захарову). Неадекватные типы материнского отношения к ребёнку, которые провоцируют у детей развитие неврозов (по А.Я. Варге) Взаимосвязь различных типов семейного воспитания и акцентуации характера подростка. | ||
27. Характеристика неблагополучных семей, их классификация. Виды оказания помощи детям из неблагополучных семей. 28. | 1. Определение понятия «неблагополучная семья» 2. Виды неблагополучных семей 3. Виды оказания помощи детям из неблагополучных семей(коррекция социальных навыков (тренинги, беседы), поведенческих реакций на внутрисемейные отношения с родителями; индивидуальные консультации, просветительская работа) | ||
29. Семья в разводе. Понятие «развод». Причины развода. Стадии переживания развода (по Каслоу, по Froiland и Hozmen и др.). Проблемы, возникающие у разведённых супругов и их детей. Психологическая помощь детям и взрослым, переживающим стадии развода. 30. | 1.Понятие «развод». Причины развода. 2.Стадии переживания развода (по Каслоу, по Froiland и Hozmen и др.). 3. Проблемы, возникающие у разведённых супругов, методы психологической помощи им. 4.Психологическая помощь детям, переживающим развод родителей. | ||
31. Психологические особенности неполных семей 32. | 1.Определение понятия «неполная семья» 2.Причины возникновения неполной семьи: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей. Типы неполных семей (внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся). 3.Психологические особенности неполных семей (эмоциональные отношения матери и ребёнка, специфика воспитания детей, формирование стереотипов полоролевого поведения, образ отца и т.д.) | ||
33. Повторный брак. Отношение детей к повторному браку родителей. | 1. Типы повторных браков (брак разведённого мужчины со свободной и молодой женщиной; брак с разведённой женщиной, имеющей детей; брак с мужчиной, имеющим ребёнка от первого брака; брак вдовца с вдовой, «возвратный брак»). 2. Сложности, возникающие в каждом из этих типов браков и пути их разрешения. Закономерности развития отношений в повторных браках. Отношение детей к повторному браку родителей. | ||
34. Особенности поведения членов семьи человека с алкогольной зависимостью, их роли в семейной системе.. Методы работы с детьми из алкогольных семей. 35. | 1. Алкогольная зависимость, личностные особенности алкогольнозависимых 2. Особенности поведения членов семьи человека с алкогольной зависимостью (семейные роли в алкогольной семье по Уэгшайдеру, созависимое поведение) 3. Особенности взаимодействия педагога с членами алкогольной семьи. Методы работы педагога с детьми из алкогольных семей |