Игры и упражнения для детей подготовительной к школе группы
На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая подвижность артикуляционного аппарата или отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных упражнениях, которые проводятся в свободное от занятий время.
На данном возрастном этапе дети, овладевшие программным материалом в предшествующей группе, имеют достаточно развитое фонематическое восприятие. Они хорошо справляются с заданиями, направленными на различение некоторых пар звуков, на подбор слов с этими звуками и т. д.
Особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. Игры и упражнения, направленные на дифференциацию звуков, усложняются по сравнению с теми, которые предлагались детям шестого года жизни.
Воспитатель продолжает развивать у детей слуховое внимание к речи окружающих, используя более сложный материал, в котором, например, кроме выявления несоответствий в стихотворении, предлагается проанализировать слова и определить, какой звук в них пропущен или является лишним.
Воспитатель продолжает развивать у детей внимание к звуковой стороне слова. Он предлагает им такие задания, в которых требуется установить, чем отличаются слова, близкие по звучанию, например галка и палка (замена одного звука другим), ель и щель (появление нового звука). При этом педагог следит за тем, чтобы дети четко и правильно произносили изолированные звуки.
Цель данных ниже игр — поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: учить детей различать на слух и в произношении согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие; развивать внимание к звуковой стороне слова; определять в словах наличие заданных звуков, выделять в словах первый и последний звук.
Какой звук есть во всех словах?
Воспитатель произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь — и спрашивает: Какой звук есть во всех этих словах? Дети называют: Звук ш. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи — ж; чайник, ключ, очки — ч; щетка, ящик, щавель — щ; коса, усы, нос — с; селедка, Сима, лось — сь; коза, замок, зуб — з; зима, зеркало, вазелин — зь; цветок, яйцо, курица — ц; лодка, стул, лампа — л; липа, лес, соль — ль; рыба, ковер, крыло — р; рис, крепость, букварь — рь.
Воспитатель следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.
Волшебный замок
Высоко в горах стоял замок. Жила в этом замке добрая волшебница Фея с красивой дочерью и с умным сильным сыном. Сына звали так, что в его имени был звук с. Как его могли звать? (Дети называют имена, в которых есть этот звук.) А дочку звали так, что в ее имени был звук ш. Как ее могли звать? (Маша, Даша, Саша, Шура, — называют дети).
Недалеко от доброй Феи жил злой волшебник Орбод. Орбод имел сына. В его имени не было ни звука с, ни звука ш. Как его могли звать? (Дети называют имена, в которых нет этих звуков: Дима, Витя, Петя и т. д..)
В саду доброй Феи во все времена года росли красивые цветы, и было там много разных зверей и птиц. В названии одних животных был звук с. Какие это были животные? (Собака, лиса, сова, аист.) В названии других были звуки з и зь. Какие это были животные? (Коза, заяц, обезьяна, зебра.)
В саду злого волшебника Орбода росли только колючки да крапива, а дом его охраняли лишь только те животные, в названии которых не было ни звука с, ни звука з. Какие это были животные? (Тигр, лев, леопард, шакал.)
У Феи была волшебная палочка. При помощи нее она могла превращать одни предметы в другие. Стоило ей дотронуться своей палочкой до предмета, в названии которого был звук с, как он превращался в предмет, в названии которого был звук ц. Например, ссстакан она могла превратить в цццветок, сссоль в кольцццо. Сейчас мы тоже будем превращать одни предметы в другие. (Воспитатель предлагает одним детям называть предметы со звуком с, а другим превращать их в предметы со звуком ц — создает игровую ситуацию.) При назывании слов дети должны выделять голосом звуки с и ц.
Злой волшебник Орбод тоже мог превращать одни предметы в другие, но в такие, где оба этих звука (с и ц) отсутствовали. В какие предметы он мог превратить ручку, диван, кровать, пальто, веник и т. д.? (Дети называют.)
В саду доброй Феи росла волшебная яблоня, на которой весь год висели крупные сочные яблоки. И тот, кто съедал волшебное яблоко с этой яблони, становился умным и сильным. Но в волшебный замок могли попасть не все, а только те, кто придумывал и называл, два волшебных слова. Одно из них должно начинаться со звука с, другое — со звука щ. Сыну Орбода очень хотелось попасть в волшебный замок и попробовать волшебных яблок, чтобы стать сильным и умным, но он не мог назвать волшебных слов и поэтому двери замка для него навсегда оказались закрытыми. А вы можете подобрать такие слова (предметы) со звуками с и щ? Кто подберет их, тот попадет в волшебный замок. (Воспитатель предлагает детям называть по два слова, одно из которых начиналось бы со звука с, другое — с щ. Повторять уже названные слова нельзя.)
В процессе занятия воспитатель следит за тем, чтобы все дети принимали активное участие, правильно подбирали слова на заданные звуки, анализировали ошибки, допущенные их товарищами.
Рассказ о зайце
На лесной опушке жили заяц и зайчиха с маленькими зайчатами. Около дома был у них огород, на котором они выращивали овощи со звуками р и рь: Названия каких овощей вы знаете, где есть эти звуки? (Дети называют: помидоры, картофель, огурцы, редиска, репа, укроп, петрушка и пр.)
Осенью собрал заяц урожай и решил часть овощей продать, на базаре, а часть оставить себе. Овощи, в названии которых есть звук рь, заяц оставил себе. Какие овощи заяц оставил себе? (Редиску, репу, редьку.) Звук рь мягкий или твердый? Овощи, в названии которых есть звук р, заяц решил продать на рынке. Какие овощи решил заяц продать на рынке? Звук р твердый или мягкий?
Рано утром пошел заяц на базар. Идет, песни поет, а навстречу бежит ежик с большим мешком за спиной. Здравствуй, колючий! — говорит заяц ежу. Здравствуй, ушастик! — отвечает еж. Что у тебя в мешке? — спрашивает заяц. Игрушки для моих ежат, — отвечает еж. Что за игрушки? — спрашивает заяц. Да разные, — говорит еж, — есть такие игрушки, в названии которых звук ж, но есть и такие, в названии которых звук ш. Ж — какой звук: звонкий или глухой? А звук ш звонкий или глухой? Как вы думаете, какие игрушки нес еж в мешке, в названии которых есть звук ж? Какие игрушки были со звуком ш?
Попрощался заяц с ежом и пошел дальше. По дороге он встретил многих знакомых животных. Сначала он встретил тех, названия которых начинались с твердого согласного. Какие это были животные? (Волк, собака, крот, мышка.) А потом встретил таких зверей, названия которых начинались с мягкого согласного. Кто это мог быть? (Медведь, бегемот, белка, лиса и пр.)
И вот, наконец, пришел заяц на базар. Быстро он продал свои овощи, а на вырученные деньги решил купить для дома разную посуду. У енота он купил такую посуду, названия которой начинались со звонких согласных. Какую вы знаете посуду, которая начинается со звонких согласных? (Вилка, ложка, графин, блюдца и пр.) А у барсука заяц купил посуду названия которой начинаются с глухих согласных. (Кастрюля, тарелка, сковорода, половник и др.) Вечером, когда заяц, пришел домой с новой посудой, зайчиха и зайчата были очень рады его покупкам.
Подарки лесным зверюшкам
Крокодил Гена в этом году отдыхал в Африке. Из Африки он привез своим друзьям (лесным зверюшкам) много разных подарков. Каждому он подарил игрушку или предмет, который начинается с такого же звука, как и название зверюшки. Например, зайчику… С какого звука начинается слово зайчик? Правильно, со звука з. Он подарил зззвоночек. С какого звука начинается зззвоночек? (Со звука з, — под сказывают дети.) Итак, зззайчику он подарил зззвоночек.
Лллисенку… С какого звука начинается это слово? Правильно, со звука ль. Если кто-то из детей скажет со звука л, воспитатель повторяет слово, предлагая внимательно послушать и определить, какой в этом слове первый звук: л или ль. Какой же подарок приготовил крокодил Гена лисенку? Если в названии игрушки или предмета, подобранного детьми, слова будут начинаться с твердого согласного, то лисенок подарка не принимает. Он (воспитатель) говорит, что этот подарок был предназначен для другого животного: например, если кто-то назовет в качестве подарка лопаточку, то лисенок предлагает этот предмет подарить лосенку, так как слово лллопаточка начинается со звука л, а мне, говорит лисенок, больше подойдет такой подарок, как ленточка.
Педагог предлагает детям назвать, какие подарки мог подарить крокодил Гена таким лесным зверюшкам, как белочка, барсучонок, медвежонок, волчонок, лягушонок, сорока, ворона и пр., а также своему близкому другу Чебурашке.
Потом воспитатель может предложить детям подобрать подарки домашним животным: козленку, ягненку, жеребенку, щенку, ослику, котенку, верблюжонку и пр.