Подбор и изучение литературы и других библиографических источников, параллельное составление списка использованной литературы.

Библиографические изыскания (поиски источников по каталогам, картотекам в библиотеках, просмотр списков литературы в конце книг, статей соответствующей тематики, изучение библиографических указателей и др.) помогают определить степень разработанности конкретной темы, определённого направления или отдельного вопроса, а также подобрать необходимые для написания работы источники.

Какие-то источники может подсказать вам преподаватель, во многом поможет библиотекарь.

Итак:

-вы знаете свою тему,

-знаете, из каких частей должен состоять реферат,

-вкратце ознакомились с имеющимися источниками, сделали закладки в нужных местах,

-определились с планом: знаете, какие вопросы и в какой последовательности вам предстоит осветить в процессе написания реферата.

Если вы работаете в читальном зале библиотеки, заготовьте отдельный лист для каждого раздела. По ходу переработки источников конспективно излагайте своими словами (или цитируйте) материал источников именно на том листе, к какому разделу относится данный материал. Таким образом, у вас соберутся не систематизированные, но раскиданные по разделам вашего плана материалы. Точно так же стоит поступать в случае работы сразу за компьютером: набирайте текст, заполняя разделы своего плана, набрав их заголовки в первую очередь.

В конце реферата ученик обязательно должен привести список литературы (сюда же относятся и сайты Интернета), которая была им использована при подготовке и написании работы. Кроме того, в самом реферате отдельные положения должны быть подкреплены ссылками на соответствующие источники; ссылка на источник должны быть также от каждой приведенной в работе цитаты (об этом говорится в следующем уроке). Поэтому надо сразу же делать библиографическую запись источника, который вы использовали, формируя список использованной литературы (на листе бумаги, либо на компьютере), сразу озаглавив его: Список использованной литературы. Окончательный вид он примет только к завершению работы над черновиком, и может быть потом подкорректирован на этапе редактирования текста.

Однако при выписывании дословных цитат из источников уже в черновике следует помечать после цитаты кратко фамилию и название этого источника, а также, в случае печатного документа, – страницу, с которой взята данная цитата. По окончании работы, когда список будет выстроен в должном порядке и пронумерован, можно будет грамотно оформить ссылки, не затрачивая большого труда для повторного просматривания источников, выискивая процитированные сайты или страницы документов.

4. Анализ и систематизация собранного материала:написание черновика основной части.

К данному этапу у вас уже должен быть «костяк» черновика реферата: все разделы плана заполнены найденными в источниках положениями, фактами, доказательствами и т.д. Теперь приступаете к написанию каждой главы в отдельности, начиная с первой.

Материал следует излагать, соблюдая логику: сначала выдвигаете положение (утверждение, мысль), а затем приводите доказательства, факты. Или излагаете материал в хронологическом порядке, если тема требует этого.

На компьютере вы просто можете менять абзацы местами, делая вставки, пояснения, перефразирования, добиваясь логичности и последовательности. В рукописном варианте (при наличии полей, которые непременно надо оставлять) можно нумеровать абзацы, делать вставки на полях, обозначать перестановку абзацев стрелочками, но лучше все-таки после всей этой работы написать новый черновик с учетом всех изменений, оставляя поля. Ведь вам еще показывать вашу работу преподавателю, а ему трудно будет разобраться в буреломе ваших пометок, и некуда будет вписать свои поправки.

Не следует перегружать текст большим количеством цитат. Учитесь пересказывать чужую мысль своими словами, не искажая её смысла.

В конце каждого раздела (главы) следует сделать вывод. Все главы в целом должны достаточно полно раскрывать тему.

Стиль изложения реферата не должен быть слишком наукообразным. Если используете сложные термины, поясняйте их значение (в скобках рядом, либо в сноске внизу страницы). Это покажет проверяющему, что вы понимаете, о чем пишете, а не переписываете бездумно. Подкрепляйте утверждения примерами, фактами. Старайтесь писать точно, грамотно, кратко, не отвлекаясь от основной темы. Разделяйте текст на абзацы: каждую новую мысль (утверждение, факт, пример) начинайте с красной строки. Не допускайте повторений одних и тех же мыслей, а также одних и тех же слов – подбирайте синонимы.

(Если вам жаль расставаться с некоторыми повторяющими друг друга по смыслу выписками – приберегите их для введения или заключения – не выкидывайте безвозвратно.)

Как правильно оформить список использованной литературы


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: