В материале может быть несколько наиболее важных фактов или высказываний. В данном очерке этих смысловых центров несколько.
Выделенные смысловые центры
Выделенные смыслы — это самые важные с точки зрения редакции идеи. Ради них и публикуется материал.
Это обычно:
1. заголовок
2. подзаголовок (лид)
3. цитаты-вставки
4. иллюстрации
5. выделенные шрифтом слова в основном тексте.
Рассмотрим выделенные редактором смысловые центры:
Заголовок и подзаголовок
Первый смысловой центр — заголовок: Герой нашего времени. Проясняется замысел в подзаголовке: Константин Воронцов строит честный капитализм. Итак, герой — тот, кто строит честный капитализм.
Цитата-вставка
Третий смысловой центр — цитата Биржа — это не НИИ советских времён, где утреннее чаепитие плавно переходило в обед. Здесь надо крутиться, чтобы преуспеть. Такова редакторская идея (советский строй — это время бездельников, а капитализм — работников).
Теперь — композиционные смысловые центры. По законам построения композиции, самыми важными частями являются, по меньшей мере, начало и конец (по закону Штирлица, лучше всего запоминается):
Вступление
Вступление (лид), где говорится о том, что невзрачный молодой человек на самом деле — лауреат конкурса Российской Академии наук. Интрига неинтересная, банальная (противопоставление: невзрачная внешность — незаурядная суть). Лид явно слабый, мало кто загорится читать дальше.
Заключение
Второй — это последний абзац — Заключение, где автор делает вывод о том, что Константин Воронцов являет собою образ Героя нашего времени. Он самостоятелен, не ждет милости от государства, имеет нравственные принципы и хорошее образование — особенно в области информатики.
Скрытые композиционные смысловые центры
Кульминация
Есть также неявный смысловой центр, который можно обнаружить, применив способ отыскания кульминации по точке золотого сечения. В классической драме именно в этой точке находится главная сцена, наблюдается наивысший накал страстей. Хотя разбираемый очерк написан не в строгом соответствии с законами пятичастной классической драмы (не соблюдается строго хронологический порядок изложения событий жизни героя), но в нём есть некоторый драматизм, а именно противостояние Героя и его антагонистов, антиподов.
Кому противостоит Герой? — Прежде всего, своим однокурсникам по МФТИ, которые бросили науку и устремились в бизнес. Они искушали его, но он отказывался. Именно этот конфликт — между стремлением к быстрой наживе и дальновидной самоотверженностью мудрого Константина — становится кульминацией очерка: он расположен в точке золотого сечения. Анализ показал, что эта точка в тексте приходится на слово предпочитая в абзаце №8 (математическое выражение этой пропорции 0,62:0,38).
Вот этот абзац: Это был период расцвета палаточно-челночного капитализма. Его сообразительные однокурсники брали кредиты, организовывали свои фирмы, проворачивали крупные сделки. Они приглашали в свой бизнес Воронцова, но он отказывался, предпочитая (вот оно — кульминационное слово — М.П.) тратить свободное время на научные исследования. Большинство из его однокурсников в конечном итоге ушли из науки, потеряли свои капиталы так же легко, как и нажили. Воронцов же приобрел имя в научном сообществе. Со временем появилась и интересная и хорошо оплачиваемая работа.
Пафос (от греч. pathos – воодушевление, страсть) состоит в том, что Герой выдержал испытание, преодолел искушение, предпочёл науку, а не погоню за золотым тельцом.
Но пафос не совпадает с главной идеей очерка, никак не отражён в заголовке. Ведь мы не можем сказать, что главная идея очерка — нравственный выбор Константина Воронцова, который принципиально отказался от участия в бизнесе, питал отвращение к наживе как настоящий бессребреник! Наоборот, Герой соответствует духу времени – заголовок не случаен. Нам намекают, что мученикам науки места в новом обществе уже не будет.
Развязка
Что исповедует Воронцов?
Он создаёт тренажёр для желающих стать биржевыми спекулянтами и фактически призывает к игре на бирже. Вот его слова, которые размещены после кульминации, двумя абзацами ниже: Для миллионов людей на Западе это (игра на бирже — М.П.) один из главных источников дохода. Они хранят деньги не в кубышке, а в акциях. У нас в этом вопросе почти полная неграмотность. Надо не отдавать деньги очередному Мавроди, а учиться распоряжаться ими самостоятельно.
Этот абзац (№11) является ещё одним смысловым центром очерка. Можно сказать, что это как раз и есть главная идея, призыв, побуждающая часть очерка. Здесь провозглашается новый образ жизни.
И вот эта двойственность кульминации (два скрытых смысловых центра) составляют главное противоречие очерка: он имеет признаки нравственных канонов советского строя, а по основному содержанию — это чистая апологетика капитализма.
Кто был прежним обычным героем, в советскую эпоху? — Герой войны или труда, передовик социалистического соревнования, все силы отдававший строительству коммунизма, самого справедливого общественного строя. На таких примерах воспитывались несколько поколений советских людей. Но их, точнее, наше время кончилось в 1991 году.
Герой настоящего очерка, на мой взгляд, представляет собой тип переходного героя переходной эпохи, когда идёт смена нравственных ценностей.
И уже явственно просматривается Герой грядущего. Он не будет отягощён теми добродетелями, которые так симпатичны нам в Константине Воронцове — детская романтическая увлечённость чистой наукой, умеренность, отсутствие алчности, сочувствие к простым людям, которые стали в своё время жертвами разнообразных жуликов типа Мавроди и потеряли свои сбережения. Ничего этого уже не будет у того, кто идёт вслед. А будут герои типа Сороса или Чубайса — поистине успешных победителей, настоящих строителей нового правового общества с древней римской моралью «конкурентоспособных личностей» (идея-фикс заместителя главы администрации Президента России некоего Суркова).