Поиски смысла по франклу.

Виктор Франкл считается одним из выдающихся психотерапевтов гуманистического направления. Он получил известность после своей книги “Человек в поисках смысла” (1969). В этой небольшой, но талантливой книге он описывает свой опыт пребывания в нацистском лагере во время второй мировой войны. Хотя в ней описываются ужасы концлагеря, но эта книга— о силе человеческого духа и его способности выжить в нечеловеческих условиях.

Мы приводим некоторые цитаты из книги Франкла. Как Роджерс находит позитивное в, казалось бы, негативном опыте клиента, также Франкл находит что-то значимое в той жизни, и это помогло ему выжить в условиях концлагеря. Заметим, что во многих случаях Франкл переносит внимание с текущих ситуаций на прошлое или будущее — это помогло ему выжить. Позитивное в тексте мы будем выделять.

“Мы шли по дороге из лагеря, оступаясь в темноте среди больших камней и глубоких луж. Охранники сопровождали нас криком, подталкивая прикладами автоматов. Люди с больными ногами цеплялись за соседей. Никто не промолвил ни слова, ледяной ветер не давал говорить. Мужчина, который шел впереди меня, пряча губы в поднятый воротник, прошептал: “Если бы наши жены видели нас! Я надеюсь, с ними в лагере обращаются лучше и они не знают, что происходит с нами. “Мысленно я перенесся к своей жене. И все время, пока мы шли, скользя по обледенелой дороге, поддерживая друг друга, мы знали, что каждый думал о своей жене. Случайно я взглянул на небо, где гасли звезды и розовый утренний свет стал проникать сквозь тьму облаков. Но мое сознание не отпускал образ жены, который вырисовывался с невообразимой тщательностью. Я слышал, как она обращается ко мне, видел ее улыбку, ее добродушный ободряющий вид. Реальный или нет, но ее образ был ярче того солнца, что начинало просыпаться. Меня пронзила мысль: я впервые в жизни понял истину, которую поэты вкладывали в свои песни, которую мыслители объявляли высшей мудростью. Истина — что любовь есть высшая и конечная цель, к которой может стремиться человек. Я ухватил смысл величайшего секрета, который есть воплощение человеческой поэзии и человеческой мысли: спасение человека через любовь и в любви. Я понял, как человек, ничего не имеющий в этом мире, может познать блаженство, пусть даже на миг – созерцая свою возлюбленную. Находясь в полной изоляции, не имея возможности выразить себя в позитивных действиях, когда единственным достижением может быть умение достойно переносить эти страдания — в таком положении человек может, созерцая образ своей возлюбленной, достичь удовлетворения. Впервые я понял смысл этих слов: “Ангелы теряются в вечном созерцании вечной славы”.

Мужчина, идущий впереди меня, споткнулся, и тот, что брел позади, наткнулся не него. Охрана обрушилась на них, пустила в ход приклады. На несколько минут мысли мои прервались. Но скоро моя душа нашла путь от существования заключенного к иному миру и я возобновил разговор со своей любовью: я ее спрашивал, она отвечала, потом она спрашивала, а я отвечал…

Самый ужасный момент из двадцати четырех часов лагерной жизни — это пробуждение, когда в ранний ночной час три протяжных гудка прерывают наш измученный сон. Начинается борьба с мокрыми ботинками, в которые мы с трудом можем втиснуть ноги, разъеденные язвами, больные. Потом начинаются вздохи и стоны — люди используют проволоку вместо шнурков. Однажды утром я слышал, как мужчина, которого я знал как смелого и мужественного человека плакал — ему предстояло идти по замерзшей земле босыми ногами — его обувь развалилась. В эти ужасные минуты у меня было небольшое удовольствие — маленький кусочек хлеба, который я извлекал из кармана и медленно поглощал…

…Зимой и весной 1945 года была вспышка тифа, которая скосила многих заключенных. Смертность была особенно высока среди ослабших людей, которые едва выдерживали на такой тяжелой работе. Помещение для больных было слишком мало, не было лекарств и санитаров.

Симптомы этой болезни крайне неприятны: непреодолимое отвращение даже к кусочку еды и ужасные приступы бреда. “Чтобы избежать приступов бреда, я пытался, как и другие, оставаться, в сознании всю ночь. Часами я составлял речь в уме. Я начал восстанавливать рукопись, которую потерял в камере дезинфекции в Аушвитце, я записывал ключевые слова на клочке бумаги…” (Франкл, 1959)

В каждом из примеров Франкл смещает свое внимание от тех ужасов, которые случаются здесь и сейчас, к совершенно другим ситуациям. Он думает о корочке хлеба, работает над книгой, но более всего мысли его поглощены женой. Он сумел остаться нормальным в ненормальной ситуации. Иными словами, Франкл находил смысл существования вне ужасов сиюминутного положения, и это давало ему силы справиться с жизненными трудностями.

В логотерапии перед психологами ставится задача — помочь клиенту думать в данный момент о смысле жизни, а не зацикливаться на негативных мыслях. Для зацикливания характерно чрезмерное самокопание и эгоцентризм. “Зацикливание” — довольно удобная языковая конструкция концепции логотерапии. Клиент зачастую чрезмерно сконцентрирован (зациклился) на негативном в какой-то ситуации. Это довольно типично для преуспевающего клиента из среднего класса, который в действительности имеет хорошую, удовлетворительную жизнь по сравнению с той бедностью, нищетой, болезнями, которые обрушиваются на других людей. Задача логотерапии — подвести клиента к поиску положительного смысла внутри или вне негативной ситуации.

Методы из таблицы 7.2 были в дальнейшем развиты в концепции логотерапии В. Франклом, и более детально они изложены в главе X. Также эта техника хорошо описана у Лукаса (1980,1981).

Növ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: