I. Организационный момент.
Учитель:Ребята,сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Давайте поприветствуем их. А теперь мы отправляемся в путешествие.
II. Сообщение темы и цели урока.
Учитель:
Всему название дано и зверю и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету,
И всё, что может видеть глаз, —
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, —
Означено словами.
Учитель:О какой части речи это стихотворение?
Слайд 2.
Учитель:Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Что вы видите?
Кролик, роза, утюг, спортсмен, врач, машина, часы, мяч.
На какие 2 группы можем поделить слова?
На какие вопросы отвечают?
Что обозначают?
Слайд 3.
Учитель:Что вы знаете об имени существительном?
Дети:Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы, события, явления природы.
Учитель:Для чего следует изучать имена существительные?
Дети:Имена существительные надо изучать, чтобы уметь их правильно писать и употреблять в своей речи.
Учитель:Мы сегодня будем повторять и закреплять знания об имени существительном, выявлять знатоков этой части речи.
III. Обобщение и систематизация знаний.
Слайд 4.
Задание № 1.(Слова написаны с ошибками)
Праздник, вюга, заиц, марос, встречя, девачька.
Учитель:Посмотрите на эти слова. Что можете о них сказать?
Дети:Есть слова, которые отвечают на вопрос что? и слова, которые отвечают на вопрос кто? Некоторые слова написаны с ошибками.
Учитель:Исправьте ошибки, объяснив орфограммы.
Какое задание можно придумать с этими словами?
Дети:Разделить на группы.
Учитель:А теперь сели красиво, правильно.
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу,
На «отлично» напишу.
v Запись слов в тетради без ошибок, распределив на 2 группы.
v Устно составить предложение с одним из слов, лучшее записать, выделив основу предложения.
Слайд 5.
Задание № 2. «Найди меня».
Учитель:Перед вами слова. Вам необходимо из данных слов выписать имена существительные, дописав 1-2 свои примеры.
Берег, плывет, веселый, сад, растет, пчела, вишня, кричит, огород, звенит, прекрасный, солнце, бежит, ненастный, роза, быстро, стоит, цветут, радостный, грустный, стол.
Слайд 6.
Учитель:Вспомните, что вы знаете об одушевленных существительных?
… неодушевленных?
v Дети вспоминают правило, приводят примеры.
Слайд 7.
Задание № 3.
Учитель:Вы уже знаете, что каждое имя существительное принадлежит к одному из знатных родов. Их всего три, они располагаются на древе познания обособленно: на самом верхнем этаже – дамы, в центре – господа, а внизу – существа. Какие же это рода?
Дети.: Это существительные женского, мужского, среднего рода.
Учитель:Давайте вспомним с вами наше стихотворение.
Дети читают:
Женский род запомню я и скажу: “Она моя”.
И запомню род мужской и опять скажу: “Он мой”.
Средний род: “Оно моё” – это правило твоё.
Учитель:А теперь вам нужно верно распределить имена существительные на 3 группы. Как вы это сделаете?
Шкаф, ученик, парта, петух, книга, девочка, кот, пальто, лисица, сорока, капуста, воробей.
v Дети записывают их в 3 столбика, дописывая в каждый столбик по 2 своих примера.
Учитель:Найти и подчеркнуть одной чертой словарные слова.
Учитель:Пока ребята выполняют задание № 3,Вова, Алина, Алеша и Влад получают другие задания.
Тест № 1.
Найди лишнее существительное, подчеркни.
Какао, облако, озеро, поле, пирог.
Конь, пень, огонь, олень, тень.
Тест № 2.
Найди неодушевленные существительные среднего рода.
Эхо, экран, топливо, вагон, пение, яблоко, чучело, шоколад, ягненок.
Учитель:Устали? А теперь немножко отдохнем.
v Физминутка.
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
Слайд 8.
Задание № 4. Подумай и дополни названия:
страна -….,
город -…,
имя (свое) -…,
кличка (животного) -….,
река -…,
село -…
Учитель:Скажите, пожалуйста, чем отличаются слова правого столбика от слов левого столбика?
Дети:Собственные имена существительные и нарицательные.
Учитель:Давайте запишем 3 словосочетания. Выделите орфограммы. Имена собственные подчеркните одной чертой.
Собака Жучка, страна Россия, река Кирпили.
Учитель:Как еще изменяются имена существительные?
Дети:Изменяются по числам. Бывают единственного и множественного числа.
v Физминутка.
Учитель:А теперь я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Я буду читать стихотворение, а вы, если услышите имена существительные во множественном числе, будете хлопать, а если в единственном, то топать.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Учитель:Какие существительные во множественном числе вы услышали в стихотворении?
Дети: Лужицы, зяблики, яблоки, снегири.
Учитель:Образуйте единственное число этих слов. (Устно)
Слайд 9.
Задание № 5. Запиши имена существительные во множественном числе.
Чашка, карандаш, стриж, пенал, цветок, малыш, день, тетрадь.
Учитель:В каком числе данные имена существительные? Ваша задача — записать данные имена существительные во множественном числе. Найди в словах опасные места. Подчеркни их.
Учитель:Пока ребята выполняют задание № 5,Вова, Алина, Алеша и Влад получают другие задания.
Тест № 3.
Найди предложения с ошибками; у существительных определи число.
Показался на поляной медведь.