Полученные психологические данные и результаты.

Первичное психологическое исследование.

Биографические данные

Повод для обследования

Целью данного исследования является оценка детско-родительских отношений, эмоционального состояния ребёнка, проживающего в данной семье. Необходимо оценить отношение ребенка к матери, к отцу; прояснить степень влияния матери на отношение к отцу; выявить уровень тревожности девочки в настоящее время.

Краткие сведения из истории развития ребенка

На момент обследования девочке 9 лет. Беременность у матери протекала хорошо. Родилась доношенной в срок, роды длительные. До года девочка практически не болела, развитие соответствовало возрасту, без особенностей.

Родилась в браке, проживала с отцом и матерью в 2-х комнатной квартире. Со слов ….., муж не оказывал должного финансового обеспечения, в связи с этими обстоятельствами ей пришлось с ребёнком переехать к своей матери ….. (имя).

…., со слов матери, особых проблем в воспитании не доставляла, однако с 3-х лет начала проявлять активность и непослушание, агрессивную позицию в отстаивании своих желаний, что связано с возрастным периодом.

Воспитанию дочери … и отчим уделяют много внимания: всегда посещают родительские собрания, проверяют дневник, следят за успеваемостью в школе. Это оказывает огромное влияние на её личностное формирование: девочка вежлива, старательна, слушает учителей.

С отцом у ребенка отношения напряжённые. Как утверждает мать, наблюдаются эпизоды, когда девочка жалуется на давление отца, отказывается говорить с ним по телефону.

Мать описывает характер дочери так: «Целеустремленная и т д».

В квартире, где проживает сейчас …. 2 комнаты, у девочки имеется своя комната и кровать, выделена учебная зона.

С отцом … видится редко, но часто общается по интернет-связи.

4. Содержание обследования.

Проведена анамнестическая беседа с матерью, в ходе которой были записаны необходимые биографические и другие сведения, а также за ребенком и отношениями мать-ребенок произведено наблюдение. Для диагностики отношения матери к ребёнку был проведён «Опросник родительского отношения» В.В. Столина и А.Я. Варга.

Для диагностики эмоционального состояния ребёнка, его эмоционального отношения к членам семьи были использованы и проведены в отсутствие матери следующие методики:

1) Тест Рене Жиля (исследование межличностных отношений ребёнка);

2) Проективная методика «Рисунок семьи» (исследование межличностных отношений ребёнка, а также личностных характеристик);

3) Метод незаконченных предложений в детской адаптации (исследование направленности личности учащегося, системы его отношений);

Также был проведен опрос по отношениям с отцом и матерью и наблюдение в ходе игровой деятельности ребенка.

Полученные психологические данные и результаты.

При первом впечатлении ребенок приветлив: девочка улыбается, здоровается. Адекватно реагирует на общение с психологом. Проявляет активность, задает специалисту вопросы. …. спокойно отпускает мать из кабинета психолога и демонстрирует готовность к сотрудничеству.

Девочка социально адаптирована, легко устанавливает контакт. В начале беседы охотно подчиняется правилам, высказанным доброжелательным тоном. На вопросы отвечает охотно. В незнакомом помещении ведет себя свободно, творчески исследуя его в установленных границах. В контакте со специалистом заинтересована.

При выполнении заданий … сохраняет устойчивое внимание. Инструкции понимает.

Внешние эмоциональные проявления выражены, разнообразны. Обладает жестикуляцией. Выражение лица также подвижно, как и тело. С эмоциями справляется, речь логически обоснована.

В своих рассказах …. много говорит о межличностных отношениях с ровесниками и окружающем мире. На вопросы об отношении к матери и отчиму отвечает положительно, с теплотой. Даёт резко негативный ответ об отношении к отцу. На вопрос, с кем бы она хотела проживать, отвечает без размышлений – с мамой и отчимом. Рассказала о негативном отношении к отцу – «папа мне ничего не разрешает», «он мне не нравится».

По результатам тестирования выявлено, что самой значимой фигурой для девочки является её мать — разрыв с матерью для ребёнка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы. Предложенный рисунок семьи выполняет охотно. На рисунке изображена мама и сама девочка. Фигура отца отсутствует. Хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании – платье матери тщательно прорисовано. Если первая фигура нарисована тщательно, декорирована, то можно думать, что это наиболее любимый член семьи, которого ребенок почитает и на которого хочет быть похож.

Результаты теста по методике Р. Жиля в рамках поставленных перед специалистом задач были проинтерпретированы по двенадцати шкалам: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к родителям как супружеской чете, отношение к бабушкам и дедушкам, отношение к отчиму, отношение к друзьям, отношение к учителю, любознательность, стремление к доминированию, общительность, закрытость/осторожность, социальная адекватность поведения.

Отношение к определённому лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения. Рассмотрим наиболее значимые для нас шкалы.

1) Отношение к матери.

Девочке было предъявлено 20 стимулов в виде графических рисунков и высказываний. На 70% стимульного материала …. выбрала мать. Это указывает на наиболее тесную эмоциональную связь ребёнка с матерью.

2) Отношение к отцу.

…. было предъявлено 20 стимулов в виде графических рисунков и высказываний. Отец из 20 стимулов не упомянулся ни разу.

3) Отношение к матери и отцу как родительской чете.

Не воспринимает родителей как супружескую пару. Размещает вместе с мамой отчима.

4) Отношение к отчиму.

На первой стимульной картинке, где присутствует отчим, поставила себя рядом с ним. Это говорит о положительных взаимоотношениях. В целом, отношение с отчимом определяется 70% положительных выборов рисунков.

…. отметила положительное отношение к бабушке и дедушке – размещала их рядом с собой и мамой с отчимом. На вопрос, по кому ты тосковала сильнее бы всего, девочка ответила – по маме, отчиму и бабушке.

По другим критериям данной методики можно сказать, что у ребёнка высокий уровень любознательности, социальная адекватность поведения в норме, общительность и стремление доминировать на среднем уровне, Возможна закрытость и осторожность.

Метод незаконченных предложений направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний.

В результате тестирования определяются сферы, в которых преобладают положительные установки, и области, в которых преобладают установки, близкие к отрицательным или отрицательные. В данном исследовании мы выявили, что отношение к матери и отчиму позитивное, к отцу – индифферентное.

Опросник родительского отношения позволяет выявить эмоциональное отношение к ребенку, заинтересованность в его делах и планах, межличностную дистанцию в отношениях с ребенком, форму контроля за поведением ребенка, особенности восприятия и понимания ребенка родителем.

Принятие дочери у …. находится на очень высоком уровне. Она принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает индивидуальность, одобряет интересы, поддерживает планы, проводит с … достаточно немало времени и не жалеет об этом. Проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. Стремится сохранить между собой и ребенком психологическую дистанцию. Отмечается адекватное отношение по вопросам послушания и дисциплины: с одной стороны, не требуется безоговорочного послушания, не навязываются строгие дисциплинарные рамки, с другой стороны …. не живет в ситуации вседозволенности, осуществляется достаточный контроль над её действиями.

Выводы.

По итогам психологического исследования можно сделать вывод, что наиболее значимой фигурой для девочки является её мать — разрыв с матерью для ребёнка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы. Также положительны и отношения с отчимом. Факты, указывающие обратное, не были обнаружены в ходе данного психологического исследования.

Известно, что положительные отношения с матерью влияют на развитие личности в целом. При позитивных детско-родительских отношениях личность развивается гармонично, в особенности это влияет на установление межличностных отношений, на развитие коммуникативных функций, самооценку и многое другое. Поэтому, изъятие ребёнка из данной семьи нецелесообразно, особенно учитывая личное пожелание ….. При исследовании личности не было выявлено тревожных черт, что могло бы указывать на внушение ребёнку установки против отца. На предложенные проективные методики невозможно ответить специальным образом, преследуя особые цели, в частности, ребёнку данного возраста.

Педагог-психолог ….

Психологическая диагностика


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: