Пользовательский и программный интерфейсы

Тема: Концептуальные основы операционных систем АС.

Вопрос №1Операционная система. Структура,

выполняемые функции.

Операционная система (ОС) в наибольшей степени определяет облик всей вычислительной системы в целом.

Операционная система– это комплекс программ, обеспечивающий управление ресурсами ЭВМ и процессами, которые используют эти ресурсы при вычислениях.

Операционные системы характеризуются признаками:

§ количество пользователей, одновременно обслуживаемых системой (однопользовательские и многопользовательские);

§ число одновременно выполняемых процессов (однозадачные и многозадачные);

§ тип используемой вычислительной системы (однопроцессорные, многопроцессорные, сетевые, распределённые).

Пример

Операционная система WindowsXP является многозадачной, ОС Linux – многопользовательской, MS-DOS однозадачной и, следовательно, однопользовательской. Операционные системы Windows NT и Linux могут поддерживать многопроцессорные ЭВМ с 16 процессорами. Операционная система Novell NetWare является сетевой, однако, встроенные сетевые средства имеют также Windows NT и Linux.

Структура ОС

Современные операционные системы, как правило, имеют многоуровневое строение.

Пользовательский и программный интерфейсы

Структура ОС Windows (см. рис.1). Непосредственно с аппаратурой работает ядро операционной системы. Ядро [kernel] – это программа или небольшой набор программ, с помощью которых осуществляется более эффективное управление ЭВМ конкретного типа (семейство ЭВМ, тип процессора, конкретные аппаратные компоненты ЭВМ и внешние устройства).

Архитектура операционных систем Windows XP и Windows Server 2003 является модульной. Структурно ее можно разделить на две части.

Первая часть работает в режиме ядра (kernel mode) и называется исполнительной системой Windows (Windows executive). Компоненты режима ядра обладают следующими функциональными возможностями:

  • имеют доступ к оборудованию;
  • имеют прямой доступ ко всем видам памяти компьютера;
  • не выгружаются на жесткий диск в файл подкачки;
  • имеют более высокий приоритет, нежели процессы режима пользователя.

Вторая часть работает в так называемом режиме пользователя (user mode) Эту часть составляют защищенные подсистемы ОС. Особенности процессов пользовательского режима:

  • не имеют прямого доступа к оборудованию, все запросы на использование аппаратных ресурсов должны быть разрешены компонентом режима ядра;
  • ограничены размерами выделенного адресного пространства, это ограничение устанавливается выделением процессу фиксированных адресов;
  • могут быть выгружены из физической памяти в виртуальную на жестком диске;приоритет процессов данного типа ниже приоритета процессов режима ядра, это предохраняет ОС от снижения производительности или задержек, происходящих по вине приложений.

Структура ОС класса Linux (см. рис.2).

Пользовательский и программный интерфейсы

Рис. 2 Уровни операционной системы Linux.

Ядро определяет программный интерфейс. На втором уровне находятся стандартные программы операционной системы и оболочка, которые работают с ядром и предоставляют пользовательский интерфейс. Программы второго уровня стараются делать машинно-независимыми. В идеале замена ядра равнозначна замене версии операционной системы.

Функции ОС

ОС выполняют две по существу мало связанные друг с другом функции:

  • обеспечение пользователю-программисту удобств посредством предоставления для него расширенной или виртуальной машины, которую легче программировать и с которой легче работать;
  • и повышение эффективности использования компьютера путем рационального управления его ресурсами.

1. Рассмотрим первую функцию:

Предоставление пользователю-программисту вместо реальной аппаратуры компьютера расширенной виртуальной машины, с которой удобнее работать.

Под виртуальной машиной понимается вычислительная система заданной конфигурации, моделируемая для пользователя программными и аппаратными средствами конкретного реально существующего компьютера. ОС является тем слоем программного обеспечения, которое преобразует реальную машину (аппаратную часть) в виртуальную.

Пример. Извечная компьютерная проблема – нехватка оперативной памяти, решается с помощью виртуальной (реально не существующей) памяти.

Пользовательский и программный интерфейсы Под виртуальной памятью понимается расширение адресного пространства задачи, полученное за счет использования части внешней памяти – реально части жесткого диска.

Если оперативной памяти не хватает для обеспечения работа активного приложения, то приложение (либо данные) или его часть, которые не использует в данный момент микропроцессор, выгружается из оперативной памяти на жесткий диск. На их место в оперативную память загружается необходимый фрагмент активного приложения. Когда одному из выгруженных фрагментов приложения передается управление, он снова загружается в ОЗУ, а в это время может произойти выгрузка на диск другого, пассивного в данный момент приложения.

Таким образом, с использованием ресурса виртуальная память программы (приложения) циркулируют между диском и ОЗУ.

Именно поддержка виртуальной памяти позволяет на практике открывать большое количество приложений одновременно. При этом следует иметь в виду, что выгрузка на диск или загрузка с диска снижают производительность компьютера.

Используемая для этой цели часть внешней памяти называется файлом подкачки, а описанный процесс подкачки известен под названием свопинг. Объем файла подкачки может в несколько раз превышать объем оперативной памяти.

2. Рассмотрим вторую функцию:

Повышение эффективности использования компьютера за счет рационального управления его ресурсами.

Управление ОС ресурсом состоит из двух ее функций:

§ упрощение доступа к ресурсу;

§ распределение ресурсов между конкурирующими за них процессами.

Ресурс – это любой логический или аппаратный компонент ЭВМ. Основными ресурсами являются процессорное время и оперативная память. Ресурсы могут принадлежать одной или нескольким внешним ЭВМ, к которым операционная система обращается, используя вычислительную сеть.

Процесс – это последовательность действий, предписанных программой.

Для решения первой задачи операционные системы поддерживают пользовательский и программный интерфейсы.

Для решения второй операционные системы используют различные алгоритмы управления виртуальной памятью и процессором.

Пользовательский и программный интерфейсы

Для упрощения доступа к ресурсам ЭВМ операционные системы поддерживают пользовательский и программный интерфейсы.

Пользовательский и программный интерфейсы

Пользовательский интерфейс [user interface] – это набор команд и сервисных услуг, которые упрощают пользователю работу с ЭВМ.

Современные типы ОС Windows предоставляет пользователю графический интерфейс. Графический пользовательский интерфейсточки зрения пользователя) – набор правил для наглядного управления ЭВМ, с помощью которого эта работа представляет собой последовательность манипуляций с элементами управления, являющимися графическими объектами, реагирующими на положение курсора мыши и откликающимися на соответствующие события, вызванные действиями пользователя или самой ОС.

Программный интерфейс [program interface] – это набор процедур, которые упрощают для программиста управление ЭВМ.

Набор системных функций в Windows носит название API (Application Programming Interface). В этом наборе имеются более тысячи процедур для решения разных системных задач.

Еще одно определение ОС по рисунку 3.

ОС – часть ПО, выступающая в качестве интерфейса между программами, пользователями и аппаратурой компьютера.

Проектирование пользовательских интерфейсов с точки зрения программного инженера


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: