- естьспособ организациивоспитательного процесса на уровне конкретного учреждения (И.А. Колесникова, Е.Н. Барышников).
- есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания: цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база, и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (по Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой и версии АПИМ).
- есть развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы (по Л.И. Новиковой).
- это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
Обратить внимание на расхождениев составе и порядке компонентов системы, включая место цели в разработках теории воспитательных систем: по Сласт. (С. 61)Цель — выступает в роли системообразующего фактора, а не элемента педагогической системы, т.е.в роли внешней по отношению к ней силы.
Воспитательный процесс — это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Системообразующим фактором воспитательного процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление.
Этапы развития воспитательной системы школы.
Первый этап — становление системы. Включает прогностическую стадию. Идет разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами.
Второй этап — отработка системы. Осуществляется развитие школьного коллектива, соуправления, определяются ведущие виды деятельности, направления функционирования системы, пед технологий.
Третий этап — окончательное оформление системы. Есть содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества.
Четвертый этап — перестройка воспитательной системы, либо революционным, либо эволюционным путем.
Воспитательная система класса — способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель.
Воспитательная система в статике характеризуется четырьмя взаимосвязанными компонентами: педагоги и воспитанники (субъекты) содержания образования и материальная база (средства).
Виды воспитательных систем различаются не своими сущностными характеристиками (они совпадают), а исключительно их назначением и, как следствие, особенностями организации и функционирования.
Воспитывающие ситуации — специально организованные педагогические условия, которые вызывает у учащихся необходимое психическое состояние, представления, чувства, мотивы, поступки.
Воспитывающая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача. Различают: оперативные задачи, органично выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач.
Решение всех типов задач предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов:
• анализ ситуации и постановка педагогической задачи;
• проектирование вариантов и выбор оптимального для данных условий решения;
• осуществление плана решения задачи на практике, включающее организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса;
• анализ результатов решения.
Коллектив как объект и субъект воспитания.
Детский коллектив — это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта.
Разработчики теории коллектива и коллективного воспитания:
В первой половине ХХ века:А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий, В.А. Сухомлинский.
Во второй половине ХХ века: концепция формирования воспитательных коллективов (Т.Е.Конникова, Т. А. Куракин, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.), разработка принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю.Гордин, М.П.Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М.Коротов и др.), разработка педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.Щуркова и др.).