Порядок нанесения составляющих тени

На цилиндрических стоящих (в том числе наклонно) предметах при классическом освещении тон (собственно тень) располагается приблизительно по линии, ограничивающей третью четверть изображенной вертикальной (наклонно вертикальной) плоскости справа. Эта линия является условной осью собственно тени – самого темного участка поверхности.

Прямо стоящий цилиндр

Фрагмент наклонно стоящего цилиндра

Изначально прокладывают слабый полутон на все изображение.

Отметить, учитывая характер освещения, что горизонтальная поверхность цилиндра, будет самой светлой. Следовательно, нанесенный ранее полутон на ней останется далее нетронутым (возможно лишь некоторое утемнение у линии абриса эллипсовидной плоскости) или даже будет высветляться ластиком.

На оставшуюся нарисованную поверхность повторно в несколько слоев (накладывая один на другой) наносят полутона с градацией, утемняя от левой вертикальной контурной линии предмета до оси собственно тени (тона) и далее осветляя к правой вертикальной контурной линии, таким образом, чтобы, покрытая полутоном плоскость, каждый раз начиналась чуть правее предыдущего слоя и кончалась чуть левее. В результате будет получен тон (собственно тень) модели. Количество повторных нанесений полутонов зависит от интенсивности тоновой подачи рисунка в целом.

Затем высветляют зону непосредственной близости к горизонтальной плоскости, на которой расположена модель (рефлекс, вызываемый данной плоскостью). Осветления рефлекса можно добиться как уменьшением нажима на карандаш в процессе штриховки, так и легким «промакиванием» ластиком во время или после завершения работы.

В последний момент сильным нажатием ластика проявляют блик (можно оставить незаштрихованный участок бумаги), расположенный приблизительно по линии, ограничивающей вторую четверть изображенной вертикальной (наклонно вертикальной) плоскости слева.

Выполняя штриховку, следует ориентироваться на характер плоскости: для горизонтальной – штрихи, тяготеющие к горизонтальности, для вертикальной – к вертикальности. Особенно актуально пожелание для горизонтальных поверхностей, которые при применении вертикальной штриховки (частичном, либо полном) попросту выворачиваются или «встают дыбом».

Вертикальная штриховка (эффект «трубы») Не поддерживающая форму штриховка («вывернутая» плоскость) Штриховка по форме (подчеркивает горизонтальную плоскость)

5. Рассмотреть «падающие тени».

Падающая тень отбрасывается самим предметом и всегда темнее собственной. Подача в виде градуированной штриховки от тона (непосредственно рядом с предметом) к слабому полутону (по удалению от него). Т.к. изучение детального построения теней не входит в программу можно ограничиться «намеком» или отобразить видимую в натурной постановке форму, учитывая вышеизложенные правила.

«Намек» на тень Видимая в натурной постановке, тень

6. Самостоятельно, пользуясь выданной ранее таблицей или удачными рисунками других учащихся, выполнить графитным карандашом на листах писчей бумаги по 4-5 светотеневых набросков простейших геометрических тел на каждом (шар, куб, цилиндр, конус, призма, параллелепипед и т.д.). Количество и выбор предметов осуществляется преподавателем по факту получения результатов работы. Также можно попросить нарисовать отсутствующий в примерах объект, предположив характер теней, на основе полученного опыта.

7. Обсудить рисунки, особое внимание уделяя анализу положенных теней. При необходимости исправить ошибки.

ПРИМЕРЫ

Рисунок А.Г.

Рисунок М.А.

Домашнее задание

1. Повторить всю теоретическую базу, полученную в студии.

2. Пользуясь выданной ранее таблицей или ксерокопиями рисунков других учащихся, выполнить графитным карандашом на писчей бумаге светотеневые наброски простейших геометрических тел по листу на каждое (шар, куб, цилиндр, конус, призма, параллелепипед и т.д.). Количество и выбор предметов осуществляется преподавателем по результатам прошедшего занятия.

Базовое нанесение теней!Обучающий ролик/Карина Лейзерович


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: