Система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классах
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой.
Итоговая аттестация – серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.
Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять.
Главная задача учителя — сделать так, чтобы ученики умели, хотели и могли самостоятельно добывать знания.
В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ
У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.
В систему работы по подготовке к ОГЭ входят:
— Психологический настрой учащихся;
— Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ;
— Создание методической базы;
— Ресурсы ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет — ресурсы);
— Работа с текстом;
— Создание банка тестовых заданий;
— Элективные занятия в системе подготовки к ОГЭ;
— Диагностика уровня подготовки учащихся;
— Индивидуальные папки учащихся 9-х классов.
Мы, учителя – практики, понимаем, что проблема формирование у детей орфографической грамотности – одна из главных в методике преподавания русского языка в школе.
Каждому известно, что для этого необходимо развивать, закреплять орфографическую память, зоркость и слух. Но как добиться того, чтобы учащийся мог не только видеть и работать над допущенными уже ошибками, но до письма смог различить в потоке речи отдельные орфограммы и быстро выбрать правильное написание. Ведь нам, учителям русского языка, хорошо знакома ситуация, когда заучивания учащимися орфографических правил не обеспечивает эффективности их применения на практике. Поэтому и усиливается поиск действенных методов повышения грамотности учащихся.
«Овладение новым понятием или обобщением происходят не сразу, а постепенно в процессе деятельности человека». Д.Н.Богоявленский.
Приёмов и методов найдено много. Все они подробно изложены в методической литературе, в той или иной степени являются эффективными. Я не буду на них останавливаться, тем более, что у каждого метода и приёма есть свои преимущества. За годы своей работы учителем – практиком пришла к выводу, что одним из более приемлемых приёмов работы над повышением грамотности является составление и использование алгоритмов учащимися. Тем более, применяя этот способ, убедилась в эффективности такой работы.
На первом этапе необходимо дать учащимся понятие о том, что такое алгоритм.
«Алгоритм — это конечный набор правил, который определяет последовательность операций для решения конкретного множества задач и обладает пятью важными чертами: конечность, определённость, ввод, вывод, эффективность». (Д. Э. Кнут)
Важным является тот момент, когда дети должны сами прийти к выводу, что алгоритмом можно назвать план, рецепт, правило или инструкцию, если все команды, предписания и условия описаны детально, точно и однозначно. Тогда все исполнители команд будут понимать их одинаково и делать в точности одно и то же.
Если уж ты взялся составить алгоритм, неоднократно повторяю я детям, будь добр – устрани малейшую неточность и двусмысленность.
Пошаговый алгоритм написания изложения
Микротема Ключевые слова
Ваша задача – сохранить главную информацию и избавиться от второстепенной. Сделать это можно с помощью следующих методов. Основные приёмы сжатия текста:
1. Исключение:
повторов;
• синонимов:
• уточняющих, поясняющих слов;
• фрагмента предложения;
• однородных членов предложения;
• одного или нескольких предложений.
• Обобщение:
• Замена однородных членов предложения обобщающим наименованием;
• Замена прямой речи косвенной;
• Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
3. Упрощение
Слияние нескольких предложений в одно.
• Замена предложения или его части указательным местоимением
• Замена сложноподчинённого предложения простым
• Замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
а) замена придаточного определительного синонимичным определением;
б) замена придаточного обстоятельственного синонимичным деепричастным оборотом;
в) сокращение количества частей сложного предложения.
В текстедолжно остаться, то содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел.
Ключевые слова и микротемы – опора для определения главной информации.