Повторение упражнения 30

1. Я боюсь, что окружающие негативно оценят следующую особенность моего поведения/внешнего вида:

2. Что они подумают обо мне как о человеке, если заметят эту особенность (в общих чертах):

3. А) Как я себя оцениваю (среднее значение):_____________

Б) Оценка А. по этим признакам:______________________

В) Оценка Б. по этим признакам:______________________

4. Другие черты характера, на которые люди обращают внимание, формируя общее мнение о человеке:_____________

Другие черты характера Оценка себя Оценка А. Оценка Б.

5. По каждому качеству оцените себя и двоих выбранных индивидуумов по 100-балльной шкале, отражая тем самым степень восприятия окружающими этого качества.

6. Снова вычислите среднее значение.

7. Сравните полученные средние значения с теми, которые указаны в пункте 3.

8. Изложите вывод, который вы сделали в результате этого упражнения:

Повторите упражнение с другими качествами.

Упражнение 31

Заполняя ежедневные формы по анализу мыслей, особое внимание уделите мыслям о том, как это ужасно, когда окружающие полностью отвергают вас или считают вас ниже своего уровня из-за одной особенности вашего поведения или внешности. При изменении мыслей с позиции критики определи —

те (возможно, вместе с помощником), насколько каждая ваша мысль подтверждается фактами. Выполните это с помощью известных вам восьми вопросов, а также с помощью других, которые вы сами можете задать себе.

1. Если я взгляну на весь свой собственный опыт вплоть до сегодняшнего дня, то будет ли эта мысль объективной? (Как часто, по моим наблюдениям, другие формировали отрицательное мнение обо мне как о личности, основываясь на какой-то одной особенности моего поведения (внешности)? Например, кто-то мне прямо об этом говорил или заметно изменялось отношение ко мне.)

9. По моим наблюдениям, как другие чувствовали себя в подобных ситуациях? (Замечал ли я, что окружающие формировали о них отрицательное мнение как о личности, основываясь на какой-то одной особенности их поведения или внешности?)

2. Могу ли я увидеть что-нибудь по телевизору, прочитать в книге или журнале, услышать по радио или от других людей, что способствовало бы доказательству правдивости моей мысли?

3. Может ли что-нибудь доказать неправильность моего суждения?

4. Могут ли другие люди (можете вспомнить кого-то конкретно) думать так же, как и я?

5. Если это касается осуждения других людей: «Буду ли я думать по-прежнему, если ситуация примет другой оборот?»

6. Если кто-то другой думает так же и я желаю уменьшить его тревогу, какие бы конкретные факты я мог противопоставить его мыслям.

7. Могу ли я к той же самой ситуации подойти с другими мыслями, которые по возможности будут менее тревожными? Если да, то почему этого нет в действительности? (Эти мысли вы будете записывать в графе НОВЫЕ МЫСЛИ.)

Попросите вашего помощника поделиться своим опытом при ответе на эти вопросы, чтобы помочь вам изменить ваши мысли.

Отвечая на эти вопросы, используйте опыт, который вы приобретете в поведенческих экспериментах упражнения 28 и последующих упражнениях.

Внимание!

Регистрируя ваши мысли, всегда помните про общие логические ошибки, изложенные в разделе 3.9. Если вы их обнаружите, то запишите внизу и последовательно исправляйте.

Упражнение 32

Это упражнение подобно упражнению 30, но в данном случае рассматривается возможность чрезмерного осуждения себя на основании какой-то одной особенности вашего поведения или внешнего вида. Чтобы постоянно не фиксироваться на одном негативном аспекте, необходимо научиться воспринимать свое поведение с разных точек зрения. Поскольку вы демонстрируете определенный тип поведения, вы можете, например, бояться того, что окружающие сочтут вас невротиком, глупым, зацикленным, ни на что не годным или плохим человеком.

Подумайте о негативном суждении, которого вы боитесь вследствие определенной особенности вашего поведения или внешнего вида, например, «ни на что не годный».

Определите свою изначальную позицию относительно того, насколько вас ценят и уважают окружающие в связи с определенной вашей особенностью поведения или внешнего вида. 100 — уважают и очень высоко ценят абсолютно все окружающие, 0 — никто вас не ценит.

Затем подумайте о человеке, которого, по вашему мнению, окружающие оценивают очень высоко и сильно уважают. Определите его ценность по 100-балльной шкале. Назовем этого человека А.

Теперь подумайте о человеке, которого, по вашему мнению, окружающие вообще не ценят. Определите его ценность по 100-балльной шкале. Назовем этого человека Б.

Вы должны определить, что делает вашу самооценку более или менее выраженной. Подумайте и напишите, какие качества

особенно влияют на вашу самооценку. «Весьма уважаемый» — достаточно распространенная категория; существует много способов подтвердить это. Начните с поведения, которое заставляет вас считать себя ни на что не годным человеком, к примеру, повышенное потоотделение при разговоре. Ваш лист может выглядеть примерно так:

100 баллов 0 баллов
Не потеет во время беседы Потеет во время беседы
Милый/дружелюбный Пошлый
Умный Глупый
Честный Нечестный
Красивый/прекрасный Уродливый
Сильный Слабый
Спокойный Нервный
Хороший(ая) отец/мать Плохой
Надежный партнер Ненадежный
Верный друг Предатель
Хороший служащий Прогульщик
Хозяйственный Плохой хозяин
Благородный Эгоист
Поступает из хороших побуждений Думает только о своих интересах
Обладает хорошим чувством юмора Не понимает юмора
Имеет интересные идеи Безыдейный
Общительный Молчун
Интересный собеседник Зануда
Внимательный слушатель Невнимательный
Золотые руки Руки из одного места растут
И т. д. И т. д.

Вам следует выбрать качества, которые особенно заметно влияют на вашу самооценку. Оцените себя по каждому выбранному качеству. Пишите 100, если ваша самооценка соответствует тому, что указано в левом столбце таблицы. Пишите 0, если вы

думаете словами из правого столбца таблицы. Если вы оцениваете себя примерно посередине, поставьте число, которое отражает степень присутствия этого качества. Например, если вы думаете, что из 100 человек только 10 глупее вас, поставьте себе 10 баллов напротив качества «умный — глупый». Если вы считаете, что половина людей сильнее и половина слабее вас, отметьте 50 баллов по качеству «сильный — слабый». Самооценка 0 баллов возможна только в том случае, если вы считаете, что в мире нет человека более нервного, чем вы.

Кроме того, оцените выбранных вами двух индивидуумов, А. и Б., по всем названным вами качествам.

Вычислите среднее значение для всего перечня качеств. Выполните это для себя и для двух выбранных индивидуумов.

Если вы считаете конкретное качество чрезвычайно важным, можете удвоить значение этого признака, когда будете подводить общий итоговый счет (среднее значение).

Цель этого упражнения очевидна: оценивая себя, вы должны научиться обнаруживать как можно больше качеств. Это поможет вам, фиксируясь на негативном аспекте своего взаимодействия с окружающими, принимать во внимание и положительные качества, присущие вам. Вы убедитесь, что ваша самооценка базируется на большем количестве аспектов вашего поведения и проявлений, чем вы думали прежде. Кроме того, вы увидите двух других людей, выбранных вами, в более реалистичном свете, а не просто в черно-белом.

А сейчас выполните то же самое применительно к вашей ситуации.

1. Я боюсь, что окружающие негативно оценят следующую особенность моего поведения/внешнего вида:

2. Что я думаю о себе как о человеке (в общих чертах):

3. А) Насколько я себя ценю (среднее значение):

Б) Оценка А. по этим признакам:

В) Оценка Б. по этим признакам:

4. Другие черты характера, относящиеся к самооценке:

Другие черты характера Оценка себя Оценка А. Оценка Б.

5. По каждому качеству оцените себя и двоих выбранных индивидуумов по 100-балльной шкале, отражая тем самым ваше собственное мнение.

6. Снова вычислите среднее значение.

7. Сравните полученные средние значения с теми, которые указаны в пункте 3.

8. Изложите выводы, которые вы сделали в результате этого упражнения:

Повторите это упражнение с другими качествами.

Упражнение 33

Вернитесь к упражнению 29 и проведите расширенный телефонный опрос. Акцентируйтесь на вопросах, непосредственно связанных с двумя последними пунктами:

• Отвергают ли отвечающие какого-либо человека как личность из-за конкретных негативных особенностей его поведения или внешнего вида?

• Какие последствия это обстоятельство может иметь (избегание данного человека, сплетни, и т. п.)?

Телефонное исследование:

3. Что я спрошу?

4. Прогноз ответов, которые я получу:

Интервью 1

(Дата:…) Интервью: _

10 — 2756

Интервью 2

(Дата:… ) Интервью: _

Интервью 3

(Дата:…) Интервью: _

Интервью 4

(Дата:…) Интервью: _

Итоговый вывод от_____телефонных абонентов.

Теперь, ежедневно заполняя формы по анализу ваших мыслей, имейте в виду вопросы и ответы этого раздела.

Упражнение 34

Ведите «Позитивный дневник», в котором в течение 5-10 минут ежедневно вы будете записывать, что позитивного с вами произошло за день или какими позитивными качествами вы обладаете.

Каждый день необходимо громко вслух читать записи за предшествующие дни. Таким образом вы привыкнете делать себе комплименты.

В этой «Рабочей тетради» вы найдете 14 форм. Повторяйте это упражнение минимум 14 раз, другими словами, на протяжении двух недель. В дальнейшем, если пожелаете, можете продолжить эту хорошую практику, последовательно излагая комплименты себе в другой тетради или записной книжке.

Позитивный дневник

Дата:________________________

Позитивные действия/качества

Дата:_______________________

Позитивные действия/качества

Дата:_______________________

Позитивные действия/качества

ю* 147

Дата:_______________________

Позитивные действия/качества

Дата:_______________________

Позитивные действия/качества

Дата:_______________________

Позитивные действия/качества

Дата:_______________________

Позитивные действия/качества

Дата:_______________________

Позитивные действия/качества

Дата:_____________________

Позитивные действия/качества

Дата:_______________________

Позитивные действия/качества

Дата:_______________________

Позитивные действия/качества

Дата:______________________

Позитивные действия/качества

Дата:_______________________

Позитивные действия/качества

Дата:______________________

Позитивные действия/качества

Упражнение 35

Составьте список знакомых, у которых вы спросите, что позитивного они находят в вас. Запишите их ответы вместе со своими выводами о них.

Что позитивного они находят во мне?

Дата:___________________Ответ:

Дата:___________________Ответ:

Дата:___________________Ответ:

Дата:___________________Ответ:

Дата:___________________Ответ:

Дата:___________________Ответ:

Дата:___________________Ответ:

Упражнение 36

Вначале придумайте одну или две фразы, включающие в себя факт того, что вы МОЖЕТЕ быть собой довольны. Они должны быть позитивными утверждениями.

Например:

«Я честный и хороший человек»

«У меня золотое сердце»

«Я хорошо отношусь к другим и к самому себе»

«У меня много положительных качеств»

Напишите эти фразы на карточке. Каждый день доставайте эту карточку хотя бы раз в день и читайте написанное на ней громко вслух.

Позитивная установка:

Упражнение 37*

Начните с первого упражнения, записанного на кассете. Не забудьте о хорошей подготовке. Это упражнение необходимо выполнять, приняв удобное положение. Не торопитесь переходить к следующему. Выполняйте упражнение не реже одного раза в день. Ведите запись каждого упражнения. До и после выполнения по 10-балльной шкале оцените, насколько вы чувствуете напряжение. Как только вам удалось хорошо расслабиться с помощью этого упражнения, можете перейти к выполнению второго, но не ранее 10-кратного повторения первого.

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

* Если у вас есть возможность приобрести кассеты или компакт-диски с записью релаксирующих текстов, то можете продолжать работу в той последовательности, которую мы предлагаем. (Заказать компакт-диски можно на сайте www. psyline.ru.) Если такой возможности нет, пропустите упражнения 37 — 42.

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Упражнение 38

Сейчас вы можете приступить к выполнению второго упражнения, записанного на кассете. Оно находится на стороне Б.

Как только вам удалось хорошо расслабиться с помощью этого упражнения, можете перейти к выполнению третьего, но не ранее 10-кратного повторения второго.

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Упражнение 39

Можете начать упражнение 3. Как только вам удалось расслабиться с помощью данного упражнения, можете перейти к выполнению следующего, но не ранее 10-кратного повторения этого упражнения.

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Упражнение 40

Вы можете повторять это упражнение несколько раз в день, потому что оно короткое. Не переходите к выполнению следующего упражнения до тех пор, пока не научитесь хорошо расслабляться таким способом. Повторите это упражнение не менее 20 раз.

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Упражнение 41

Выполните четвертое упражнение без кассеты. Медленно сосчитайте про себя от 1 до 10. Вы должны произнести установки на релаксацию. Помните об использовании слова «РАССЛАБЬСЯ». Не спешите при выполнении этого упражнения, особенно на первых порах.

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Упражнение 42

Выполните упражнение на расслабление при самых разных обстоятельствах:

1. СТОЯ

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

2. ПРИ ХОДЬБЕ

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

3. ПРИ ВКЛЮЧЕННОМ РАДИО

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

11—2756

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

4. ПРИ ВКЛЮЧЕННОМ ТЕЛЕВИЗОРЕ

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

5. ВО ВРЕМЯ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

и*

6. ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА ПО ТЕЛЕФОНУ

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

7. (ПРИДУМАЙТЕ ЧТО-НИБУДЬ САМИ)

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Дата, напряжение до, напряжение после, примечания

Упражнение 43

Расположитесь напротив зеркала в общественном холле и смотрите кому-нибудь в глаза. Обращайте внимание на свое положение и выражение лица. Вначале это может показаться странным, но вскоре вы привыкнете к этому упражнению.

Не обязательно выполнять упражнение в полной тишине, вы можете задавать любые вопросы и делать какие угодно замечания. Например:

Как вы поживаете? Привет. Меня зовут… (представьтесь) Извините за опоздание. Я даже не представляю себе это. Я хочу, чтобы книгу мне вернули не позже чем завтра. Ты хочешь пойти со мной в кино сегодня вечером? Я думаю, как мило с вашей стороны пригласить меня. Если ты сделаешь это хоть раз, мы больше не увидим друг друга. • Я выгляжу довольно хорошо, не правда ли?

Повторите упражнение не менее 5 раз. Если после этого у вас останется напряжение, проделайте его еще 5 раз.

Отчет о выполнении упражнения с зеркалом:

Дата:_ Отчет:

Дата:_ Отчет:

Дата:_ Отчет:

Дата:_ Отчет:

Дата:_ Отчет:

Упражнение 44

В течение следующих дней вы будете практиковать упражнение на зрительный контакт. Для этого немного дольше обычного смотрите в глаза людям, с которыми вы незнакомы или мало знакомы. Если вы почувствуете желание отвести взгляд,

попытайтесь задержать его на секунду дольше. Сначала это может показаться неестественным поведением, но с течением времени позволит вам поддерживать контакт глазами при общении. Выполняйте упражнение не менее 10 раз. Каждый раз ведите отчет.

Отчет о выполнении упражнения на контакт глазами:

Дата:_ Отчет:

Дата:_ Отчет:

Дата:_ Отчет:

Дата:_ Отчет:

Дата:_ Отчет:

Упражнение 45

Запишите на магнитофон свои высказывания. Для этой цели используйте высказывания из упражнения 43, которые вы можете записать на магнитофон в спокойной уединенной обстановке. Прослушайте запись и скорректируйте те дефекты, которые обнаружите. Запомните, что ваш голос звучит немного иначе, чем вы привыкли его слышать.

Упражнение по прослушиванию собственного голоса:

Громкость:_______________________________________

Четкость:________________________________________

Быстрота речи:____________________________________

Интонации:______________________________________

Другие характеристики:_____________________________

Упражнение 46

Запишите на магнитофон короткую беседу с вашим помощником и прослушайте ее. Обратите внимание, какие улучшения можно было бы внести в вашу речь, касающиеся громкости голоса, четкости произношения или интонаций.

Спросите своего помощника, что он думает о вашей речи, и внесите его поправки в отчет. Повторите упражнение 3 раза.

Отчет о прослушивании беседы с вашим помощником:

Дата:

Громкость:__________

Четкость:___________

Быстрота речи:_______

Интонации:_________

Другие характеристики:

Дата:_______________

Громкость:__________

Четкость:___________

Быстрота речи:_______

Интонации:_________

Другие характеристики:

Дата:_______________

Громкость:__________

Четкость:___________

Быстрота речи:_______

Интонации:_________

Другие характеристики:

Упражнение 47

На протяжении последующих дней обращайте особое внимание на невербальное поведение других людей. Вы можете делать это и во время беседы, но желательно наблюдать со стороны — так вам будет удобнее делать выводы. Некоторые наблюдения (не все) вы можете делать, просматривая телевизионные программы. После наблюдения (идеально — во время него) изложите ваши выводы по всем аспектам так, как указано в соответствующих формах. Повторите упражнение не менее 6 раз. Если есть возможность, поинтересуйтесь мнением того, кто был рядом с вами (помощника или знакомого).

Наблюдение невербального поведения других людей:

Дата: —

Место:_____

Кто:_______

Что он делал:

Контакт глазами:

Положение тела:

Выражение лица:

Манера речи:___

Вывод:________

Дата:

Место:________

Кто:__________

Что он делал:___

Контакт глазами: Положение тела: Выражение лица:

Манера речи:___

Вывод:________

Дата:____________________________________________

Место:___________________________________________

Кто:_____________________________________________

Что он делал:______________________________________

Контакт глазами:___________________________________

Положение тела:___________________________b________

Выражение лица:___________________________________

Манера речи:______________________________________

Вывод:

Дата: _ Место: Кто:

Что он делал:

Контакт глазами: Положение тела: _ Выражение лица:

Манера речи:___

Вывод:_________

Дата:

Место: Кто:

Что он делал:

Контакт глазами: Положение тела: Выражение лица: Манера речи:___

Вывод:

Дата:__________

Место:________

Кто:__________

Что он делал:___

Контакт глазами: Положение тела: Выражение лица:

Манера речи:___

Вывод:________

Упражнение 48

Если у вас или вашего помощника нет видеокамеры и вы не можете взять ее напрокат, то можете пропустить это упражнение.

Снимите на видеокамеру короткую беседу с вашим помощником или знакомым и просмотрите и прослушайте запись. Посмотрите, что бы вы могли улучшить в вашем невербальном поведении. Попросите вашего помощника посмотреть запись и высказать свое мнение. Включите все поправки в ваш отчет.

Выполните это упражнение не менее 3 раз.

Отчет о просмотре видеозаписи с помощником:

Дата:

Контакт глазами:__

Положение тела:__

Выражение лица:__

Манера речи:_____

Другие наблюдения:

Дата:____________

Контакт глазами:__

Положение тела:__

Выражение лица:__

Манера речи:_____

Другие наблюдения:

Дата:____________

Контакт глазами:__

Положение тела:__

Выражение лица:__

Манера речи:_____

Другие наблюдения:

VHIBI

Упражнение 49

Обратите внимание и пронаблюдайте за всеми невербальными проявлениями вашего поведения в то время, когда вы с кем-то беседуете. Сразу после беседы запишите свои наблюде- , ния и выводы в специальные формы. Повторите это упражнение не менее 10 раз.

Если возможно, попросите кого-нибудь, кто находился с вами рядом (помощника или знакомого), высказать свое мнение.

Наблюдение невербального поведения:

Дата:_ Место: С кем:

Что делали:

Контакт глазами:

Положение тела:

Выражение лица:_____________

Манера речи:________________

Вывод и план на следующий раз:

Дата:__

Место: С кем:

Что делали:

Контакт глазами:

Положение тела:

Выражение лица: Манера речи:___

Вывод и план на следующий раз:

Дата:

Место: С кем:

Что делали:

Контакт глазами: Положение тела: Выражение лица: Манера речи:___

Вывод и план на следующий раз:

Дата:_

Место:

С кем:

Что делали:

Контакт глазами:

Положение тела:

Выражение лица: Манера речи:___

Вывод и план на следующий раз:

Дата:

Место:

С кем:

Что делали:

Контакт глазами:

Положение тела:

12 — 2756

Выражение лица:______________

Манера речи:_________________

Вывод и план на следующий раз:

Упражнение 50

Составьте список вопросов, которые будут использованы в небольшой беседе.

Продумайте все ситуации, в которых вы могли бы начать беседу: в общественном транспорте, во время перерыва на работе, в институте, в школе ваших детей, в магазине, на вечеринке и т. д. Поговорите с вашим помощником, возможно, он предложит больше вариантов ситуаций.

Ваши вопросы:

Ситуация 1:___________________________________________

1. 2. 3. 4. 5.

Ситуация 2:___________________________________________

1. 2. 3. 4. 5.

Ситуация 3:___________________________________________

1. 2. 3. 4. 5.

Упражнение 51

Разделите нижеуказанные вопросы на открытые и закрытые.

Если вопрос закрытый, постарайтесь изменить его на открытый.

Что вы думаете об этом? Открытый/закрытый

Вам нравится зарубежное пиво? Открытый/закрытый

Как дела на работе? Открытый/закрытый

Разве не здорово вчера было? Открытый/закрытый

Все в порядке? Открытый/закрытый

Вы работаете в страховой фирме? Открытый/закрытый

Какой красивый дом, не правда ли? Открытый/закрытый

Правильные ответы вы найдете ниже.

Правильные ответы к упражнению 51:

Что вы думаете об этом? Открытый

Вам нравится зарубежное пиво? Закрытый. Открытый: Какой сорт пива вам нравится? Как дела на работе? Открытый

Разве не здорово вчера было? Закрытый. Открытый: Как тебе понравилась вчерашняя вечеринка? Все в порядке? Закрытый. Открытый: Как дела? Вы работаете в страховой фирме? Закрытый. Открытый: Чем вы, в частности, занимаетесь?

Какой красивый дом, не правда ли? Закрытый. Открытый: Что вы думаете об этом доме?

12*

Упражнение 52

Вы можете быстро научиться различать открытые и закрытые вопросы. В течение несколько дней посмотрите телевизионные программы, в которых беседуют люди. Каждый раз, когда вы наблюдаете в передаче открытый или закрытый вопрос, вносите его в соответствующую графу этой таблицы.

Открытые и закрытые вопросы, прозвучавшие по телевизору

Дата Открытые Закрытые

Упражнение 53

Решите для себя, что в следующей беседе со знакомым вы будете задавать только открытые вопросы. Вы можете начать это со своим помощником. Позже выполните данное упражнение с другими знакомыми, в компании которых вы не волнуетесь. Повторите упражнение не менее 5 раз.

Отчет о выполнении упражнения с открытыми вопросами:

Дата:_____

Замечания:

Дата:_____

Замечания:

Дата:_____

Замечания:

Дата:_____

Замечания:

Дата:_____

Замечания:

Упражнение 54

Отработайте все изложенные навыки слушания собеседника вначале со своим помощником, партнером или другом.

В то время как ваш помощник рассказывает о том, что он видел или сделал, вы слушаете и показываете, что слушаете. В каждом случае подводите итог, суммируя свои подтверждения и одобрения собеседника.

Выполните это упражнение не менее 5 раз для того, чтобы освоить эти навыки.

Упражнение на слушание вашего помощника:

Дата:_____________________

Открытые/закрытые вопросы:

Подтверждения:

Комплименты:

Итого:

Замечания:

Дата:_____________________

Открытые/закрытые вопросы:

Подтверждения:

Комплименты:

Итого:

Замечания:

Дата:_____________________

Открытые/закрытые вопросы:

Подтверждения:

Комплименты:

Итого:

Замечания:

Дата:

Открытые/закрытые вопросы:

Подтверждения:

Комплименты:

Итого:

Замечания:

Дата:_____________________

Открытые/закрытые вопросы:

Подтверждения:

Комплименты:

Итого:

Замечания:

Упражнение 55

В течение нескольких дней постарайтесь отработать роль заинтересованного слушателя в различных ситуациях. Начните со своими друзьями и знакомыми, в обществе которых вы чувствуете себя более непринужденно. После каждого упражнения в отчете указывайте вашу оценку собственных навыков слушания. Особенное внимание уделите тому навыку, который менее всего развит.

Отработка умения слушать со знакомыми:

Дата:_

Открытые/закрытые вопросы:

Подтверждения:

Комплименты:

Итого:

Замечания:

Дата:_____________________

Открытые/закрытые вопросы:

Подтверждения:

Комплименты:

Итого:

Замечания:________________

Дата:_____________________

Открытые/закрытые вопросы:

Подтверждения:

Комплименты:_____________________________________

Итого:___________________________________________

Замечания:________________________________________

Упражнение 56

Подготовьте несколько завершающих беседу фраз, которые вы можете использовать в определенных ситуациях с определенными людьми.

Завершающие беседу фразы:

Ситуация 1:

Ситуация 2:

Ситуация 3:

Ситуация 4:

Ситуация 5:

Ситуация 6:

Упражнение 57

В течение нескольких дней по нескольку раз в день отрабатывайте завершение беседы. Записывайте, как выполнение данной техники проходит для вас и вашего собеседника. Делайте это со знакомыми, по крайней мере начните так, чтобы процедура не вызывала слишком сильного волнения. Сейчас для вас самое главное — выработать навыки завершения беседы.

Упражнение по завершению беседы:

Дата:_________________

С кем я завершаю беседу:

Как я завершил беседу:

Замечания:

Дата:_________________

С кем я завершаю беседу:

_Как я завершил беседу:

Замечания:

Дата:_________________

С кем я завершаю беседу:

Как я завершил беседу:

Замечания:

Упражнение 58

Ниже приводятся примеры комплиментов. Определите, соответствуют ли они модели, которую мы вам предложили. Если нет, укажите ошибки и скорректируйте их. Правильные ответы находятся на следующей странице.

1. Ваш костюм действительно подходит вам.

2. Я думаю, что вы действительно сделали хорошо.

3. М-м-м-м…

Правильные ответы к упражнению 58

Ваш костюм действительно подходит вам. Это лучше выражать как персональное мнение: «Я думаю, что ваш костюм действительно подходит вам.

Я думаю, что вы действительно сделали хорошо.

Лучше сказать, что конкретно он сделал хорошо, какой в этом позитивный аспект, то есть «Я думаю, что это здорово, что ты сдал экзамен».

М-м-м-м…

Лучше более конкретно: «Я не могу припомнить более вкусного соуса, чем этот. Я думаю, он хорошо подходит к говядине».

Упражнение 59

Сейчас вы приступите к практике произнесения самых разных комплиментов. Каждый вид комплимента вы повторите

несколько раз с разными людьми. Они не должны относиться к чему-нибудь важному. Вы можете начать практиковаться с вашими близкими или друзьями. Обычно это дается несколько легче. Позже вы продолжите практику с малознакомыми людьми, коллегами и т. д.

На следующих страницах запишите, какие комплименты вы произнесли и какой от этого был эффект. Впоследствии можете использовать их для записи других видов комплиментов, которые вы придумаете сами.

/. Сделайте кому-нибудь комплимент по поводу интерьера его дома. Выполните это не менее трех раз. Например:

• Я думаю, что у вас прекрасный диван, кресло, стол и т. д.

• Я думаю, что … очень хорошо сочетается с…

• Цвет этого … очень красив, как я посмотрю.

• Я нахожу этот вид фантастическим.

2. Сделайте кому-нибудь комплимент по поводу того, что он сделал. Выполните это не менее трех раз. Например:

• Я думаю, это здорово, что вы так пунктуальны.

• Я думаю, что вы приготовили невероятно вкусную вещь.

• Я думаю, вы очень чисто убрали здесь.

• Мне очень понравилось беседовать с вами.

• Очень мило с вашей стороны, что вы позвонили. Я дей-

ствительно ценю это.

3. Сделайте кому-нибудь комплимент по поводу его внешности. Выполните это не менее трех раз. Например:

• Я думаю, что у вас действительно прекрасная прическа.

• Я думаю, что у вас очень выразительные глаза.

• Я думаю, это великолепно, что вы надели такой краси-

вый наряд сегодня вечером.

4. Сделайте кому-нибудь комплимент по поводу его определенного качества или способности. Выполните это не менее трех раз. Например:

• Я думаю, что ты надежный друг.

• Я думаю, вы очень аккуратный человек.

• Вы всегда в хорошем настроении. Я думаю, это чудесно.

5. Сделайте кому-нибудь комплимент, который вы придумаете сами. Выполните это не менее пяти раз.

Упражнение на выражение комплиментов:

Дата:_______

Комплимент:

Реакция:____

Замечания:__

Дата:_______

Комплимент:

Реакция:____

Замечания:__

Дата:_______

Комплимент:

Реакция:

Замечания:________________________________________

Дата:_________________

Комплимент:______________________________________

Реакция:__________________________________________

Замечания:________________________________________

Дата:_________________

Комплимент:______________________________________

Реакция:__________________________________________

Замечания:________________________________________

Упражнение 60

Большие веса или много повторений. Научные данные.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: