Игровой тренинг «Планета доброты и толерантности»
Педагог –психолог:Вольских Римма Расимовна, МБОУ «С(К)ОШ № 119 г. Челябинска».
Цель тренинга: Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.
Задачи:
Воспитательные:
1) Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;
2) Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.
Развивающие:
3) Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
4) Развитие творческого потенциала учащихся.
Обучающие:
5) Знакомство детей с понятием “толерантность”; с историческим аспектом толерантности в мире;
6) Стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций;
7) Диагностика различий среди участников тренинга.
Беседа, игра, упражнения, методы арт- и музыко-терапии, работа в группах, релаксация, творческие задания.
Возраст участников: обучающиеся 7-11 лет
- помещение с расставленными столами для групповой работы (2 группы – 2 стола);
- мультимедийное оборудование, презентация;
- CD-проигрыватель, музыкальное оформление: песни — «Дружба», «Улыбка», «Вместе весело шагать», музыка для релаксации;
- тексты стихов для участников тренинга — С. Маршак «Всемирный хоровод», Б.Заходер «Мы – друзья»;
- альбомные листы, карандаши;
- карточки с проблемными ситуациями для каждой группы;
- кусочки «планеты толерантности», фломастеры и цветные карандаши для творческого задания.
Структура занятия:
1) Первый этап — организационный: создание психологической комфортности в группе.
2) Второй этап – теоретическо-практический: знакомство с темой тренинга, игровые и творческие задания;
3) Третий этап — заключительный: рефлексия занятия.
Ход проведения тренинга:
Первый этап
Дети заходят в класси рассаживаются на свои места. Звучит песня «Улыбка» Шаинского
— Здравствуйте, друзья.
Сегодня наше занятие посвящено теме доброты и толерантности.
16 ноября – Международный день толерантности.
— А вы знаете, что такое толерантность?
(ответы детей)
— ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это уважение, принятие и понимание многообразия мира.Уважение, принятие и понимание разных людей, разных национальностей и религий, разного цвета кожи и образа жизни. Но для того, чтобы понять различия нужно поприветствовать друг друга.
Игра «Давайте поздороваемся».
Я приглашаю в центр класса по два представителя от каждой команды. Представьте себе, что вы встретили приятеля из другой страны и я предлагаю всем поздороваться друг с другом разными способами, постарайтесь использовать разные способы приветствия своих товарищей.
— Задание понятно?
Итак, начали…
— У всех получилось? Интересно было?… Спасибо.
Второй этап
— А теперь послушайте стихотворение
Звучат стихи С. Маршака «Всемирный хоровод»
— О ком это стихотворение?
Дети: — о детях разных стран и народностей.
— Да, действительно все дети на планете разные, дети разных национальностей и разного цвета кожи, дети, разного вероисповедания и, говорящие на разных языках, дети, живущие в разных условиях , с разным здоровьем. И поэтому мы с Вами должны с уважением, и пониманием относится к таким разным, не похожим друг на друга детям, быть терпимыми и толерантными к различиям.
Но обстановка в мире не всегда столь дружелюбная…
Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети.Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами.Они уезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь.
Друзья, вы должны понять, что ко всем людям, даже если они другой национальности и цвета кожи, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать им в беде!
В 20в. В Польше жил педагог, писатель, врач Януш Корчак, который внёс свой вклад в развитие толерантности в мире.
В 1912 он стал директором «Дома Сирот» для еврейских детей в Варшаве, которым руководил до конца жизни.
Когда началась Вторая мировая война и была оккупирована Варшава, Корчак остался со своими воспитанниками. В 1940 году его арестовали, несколько месяцев он просидел в тюрьме, откуда его выкупили его бывшие воспитанники.Он снова возвращается в «Дом Сирот», который находился на территории Варшавского гетто. Гетто — это жилые зоны, куда фашистами насильственно сгонялись люди еврейской национальности для изоляции от остального населения. Положение детей там с каждым днем ухудшалось. Множество людей пытались уговорить Корчака покинуть гетто, зная, что власти разрешили ему уходить и возвращаться, но Корчак отказался.
5 августа 1942 детей «Дома Сирот» отправили в концлагерь в Треблинку. Через несколько дней Корчак вместе со своими детьми вошел в газовую камеруи погиб.
(звучит тихая спокойная музыка)
Итак, мы продолжаем путешествие по планете доброты и толерантности.
Звучит стихотворение Б.Заходера «Мы – друзья»
— Ребята, скажите, пожалуйста, отчего это такие закадычные друзья повздорили?
— Мы все разные, даже друзья и поэтому мы должны научиться слышать, понимать и чувствовать друг друга.Звучит песня «Дружба»
— Ну что ж, давайте поиграем.
— Я приглашаю команды в центр класса. Каждая команда образует круг, а на роль ведущего, предлагаю выбрать капитанов команд, которым мои помощники завязывают глаза. Задача ведущих на ощупь узнать всех своих товарищей по команде, это можно делать с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Как только капитан справится с задачей, на роль ведущего выбирается следующий участник команды и так до тех пор, пока все не узнают друг друга.
Итак….начали…
— Толерантность – это способность человека терпимо относится к тем, кто думает и поступает не так, как ты.
— Толерантность – это уважение к другому!
Упражнение «Пересядем!» Пересаживаются те, кто любит мороженое, мандарины, лыжную прогулку, шашлычок, запах ели, конфеты…(стулья уже расставлены парами по кругу).
— А сейчас посмотрите на своего соседа. Работать мы будем парами, встав напротив друг друга.
Упражнение «Комплименты» Каждый участник, долго не задумываясь, сделает комплимент своему напарнику и делает шаг навстречу. («Вы сегодня отлично выглядите», «Мне в Вас нравится…)
Игра «Чем мы похожи?» Каждый в паре находит какое-либо сходство с собой. Например, одинаковый цвет волос, имя на одну и ту же букву, одинаковая черта характера и т.п.В течение 2-3 мин каждой паре необходимо найти у себя по 1 сходному и 1 отличительному качеству. Сравниваться могут внешность, события, личностные качества и др.
Вот видите, какие мы все разные и живём все на одной планете.. и поэтому…
— Не оценивайте людей… а что? как вы думаете?
Вы все разныеи в этом ваша самая большая ценность! Вы все разныекто- то любит читать, кто-то заниматься спортом, кто-то играет с собачкой, а кто-то разводит цветы, но нам хорошо вместе. Ты нам нужен!
Толерантность проявляется и дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других
Практическое задание.
— Приглашаются капитаны команд для получения заданий.
Вы вытягиваете по 2 карточки, на которых написаны проблемные ситуации, ваша задача обсудить в командах способы поведения в той или иной ситуации, выбрать вариант ответа или придумать свой, записать его (это сделают помощники), и объяснить свой выбор.
Даётся 4 минуты на выполнение этого задания.
Задания:
Какой ты дома?
1. Младший братишка сломал твою игрушку…
? Ты его прощаешь, он сделал это ненарочно…
? Ты ударишь его…
? Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
2.Ты поссорился со своей сестрой…
? Ты пытаешься объясниться с ней…
? Ты обижаешься и мстишь ей за это…
? Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
Пожилая женщина медленно идет.
? Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
? Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
? Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
Какой ты в школе?
1.В классе учитель уже спросил тебя…
? Тебе хочется ответить еще, ты будешь подскакивать на месте, говоря: «Спросите меня…»
? Ты предоставишь другим возможность ответить….
? Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
2.Ваш одноклассник одет хуже, чем ты…
? Для меня это не важно.
? Ты подсмеиваешься над ним.
? Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?