Практическое занятие № 3. речевая недостаточность и речевая избыточность как причины возникновения алогизмов

Задание 1. Укажите логические ошибки в речи, абсурдность высказывания, возникшие в результате неправильного словоупотребления, нарушения лексической сочетаемости, пропуска слов. Исправьте предложения:

1.Наша индустрия почти догнала уровень США по количеству выпускаемых изделий. 2. Взаимодействие ПТУ с другим обучением изучается социологами. 3. Прошу обеспечить моих родителей, проживающих на территории хозяйства, кормами и сеном. 4. Для домашних насекомых в магазине ничего нет. 5. На фабрику требуются два рабочих: один для начинки, другой для обертки. 6. День рождения начнется в три часа. 7. Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить. 8. Продавцы в синих безрукавках, форменных юбках, пиджаках, все как один смуглолицые и черноусые, не могли не восхищать клиентов.

Задание 2. Найдите речевые ошибки (тавтология явная и скрытая, плеоназм). Отредактируйте предложения:

1.Направление развития экономики в ХХ веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление. 2. Вспашка под сахарную свеклу проводится тракторными плугами, и лучшая по качеству вспашка достигается тракторными плугами с предплужниками, так что в настоящее время пашут под свеклу плугами П-5-35 с предплужниками. 3. Сегодня у нас в гостях гость из Новосибирска. 4. Он был настолько болезненный, что постоянно простуживался и болел. 5. Мы перед принятием решительных решений. 6. Сложилось странное положение: согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, которых еще никогда не показывали и показать не сможем. 7. Хочу коснуться еще одного момента, касающегося доверия избирателей: предпринимаемые нами меры ни в коей мере не должны подрывать доверие к государственным учреждениям. 8. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг. 9. Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый стремится привезти на память подарок или памятный сувенир. 10. Дело в том, что раньше в добрых делах нашего отдела, в его починах и начинаниях участвовали все. Теперь совсем другое дело. 11. Минувшей осенью в прошлом году никому не известный пловец из Голландии завоевал первенство, опередив сильнейших асов водной дорожки. 12. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством. 13. Правительство в это трудное и нелегкое время должно представлять единый монолит. 14. Необычный феномен могли наблюдать жители Уфы в прошлое воскресенье. 15. Над жителями Камчатки постоянно висит дамоклов меч устрашения в ожидании землетрясения.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Дайте правильное явное определение понятиям: Океан, нос, жена, Россия, корова.

Пример: Франция – страна (род), столицей которой является город Париж (видовое отличие).

Задание 2. Найдите ошибки, допущенные при делении понятия:

Спортсмен: российский, высокооплачиваемый, лыжник, иностранный, шахматист.

Пример: Космонавт: родившийся на Алтае, летавший в двадцать первом веке, Г. Титов, американец.

1) Первое правило делений нарушено, так как, например, космонавт Ю.А. Гагарин не вошел ни в одну из составляющих деления.

2) Второе правило делений нарушено, так как в данном делении задействованы четыре различных основания (место рождения, время полетов, личность космонавта, гражданство).

3) Третье правило делений нарушено, так как понятия «космонавт, летавший в 20-м веке» и «космонавт-американец» вступают в отношение пересечения, а следовательно, не исключают друг друга.

4) Четвертое правило делений нарушено, так как понятие «космонавт Г. Титов» и «космонавт, родившийся на Алтае» вступают в отношение подчинения, а следовательно, деление не является непрерывным.

Задание 3. Укажите ошибки в сочетании однородных членов предложения и отредактируйте фразы:

1.В охотничьих угодьях ведется подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия. 2. Условия кредитования и валютных операций освещаются в специальных выпусках газеты, лекциях и брошюрах, докладах и журналах. 3. Необходимо обратить внимание не только на знания стажеров, но и их практические навыки. 4. Огромное помещение цирка будет универсальным: в нем можно будет проводить не только цирковые представления, но и устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, демонстрировать кинофильмы. 5. За короткий срок в городе-спутнике построены не только новые школа, больница, а также драматический театр и библиотека.

Практическое занятие № 4. Логичность речи и синтаксическая организация высказывания

Построение предложений с местоимениями

Задание 1. Укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие в результате неправильного использования местоимений (искажение смысла, подмена понятия, введение местоимений в текст при отсутствии существительных, которые замещаются, неправильный выбор грамматической формы местоимения)

1. В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбежки. 2. Тайна строения поверхности Венеры, казалось, надолго скрыта от науки: ее не видно. 3. Вся техника, которая используется в сельском хозяйстве, служит не только для того, чтобы облегчить жизнь земледельцев, но и чтобы помочь растениям улучшить их жизнь. 4. Будем чаще проводить такие встречи: они вызывают интерес у молодежи к своей профессии, развивают их любовь к театру. 5. Освобождать попавшего под высокое напряжение человека можно только с помощью специальных средств, рассчитанных на него. 6. Если после трехдневного содержания этих собак в специальном месте за ними не явятся владельцы, последние подлежат уничтожению. 7. Никогда не бывает случая, чтобы животные по их вине остались без кормов, всегда вовремя стараются они вывезти навоз из помещения. 8. Много лет исследователи работали над созданием центрифуги для отделения и промывки красного шлама, но до сих пор они не нашли промышленного применения. 9. Завод накануне большого события: к ним должна прибыть новая поточная линия. 10. Это сотая новинка для детей, производство которых освоено с начала года предприятиями города.

Vrsta


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: