Практическое занятие № 4

1. Сущность оценки персонала. Основные подходы к оценке персонала.

Оценка персонала — это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места.

Цели оценки персонала

— Административная цель;

— Информационная цель;

— Мотивационная цель.

Задачи оценки персонала: оценить потенциал для продвижения и снижения риска выдвижения некомпетентных сотрудников; определить затраты на обучение; поддерживать у сотрудников чувство справедливости и повышать трудовую мотивацию; организовать обратную связь с сотрудниками о качестве их работы; разрабатывать программы обучения и развития персонала.

Все субъекты оценки подразделяются на формальные и неформальные.

Субъекты оценки персонала: линейные руководители; работники службы управления персоналом; коллеги и работники, имеющие структурные взаимосвязи с оцениваемыми; лица, не имеющие непосредственного отношения к оцениваемому сотруднику.

Предметом оценки результатов труда персонала являются личные качества работников, процесс труда и результативность труда.

В науке управления можно выделить два подхода к оценке персонала.

Первый подход — традиционный, предполагает оценку персонала, ориентированную на результат проделанной работы. Второй подход — современный, предполагает оценку персонала, ориентированную на развитие компании.

Традиционный подход был основан на том, что аттестация персонала была в первую очередь связана с оценкой проделанной работы, с проверкой соответствия работника занимаемой должности посредством выявления его способностей выполнять должностные обязанности.

Современный подход к оценке персонала, ориентированный на развитие организации, включает три основные черты: постановку целей и нормативов по контролю за их реализацией; оценку проделанной работы; улучшение работы, развитие компании и оценку вклада в это развитие каждого работника в отдельности.

2. Критерии оценки персонала. Типология критериев. Системы оценки персонала.

Критерии и методы оценки эффективности персонала – это комплекс вопросов, с которыми приходится ежедневно сталкиваться руководителям мелких и крупных компаний во всем мире. Практическое занятие № 4

Практическое занятие № 4

Систе?ма оце?нки персона?ла — это набор нескольких инструментальных систем, прочно связанных основными функциями управления персоналом: подбор и расстановка персонала; отивация, компенсации и льготы: обучение и развитие: работа с кадровым резервом: контроль и принятие кадровых решений.

3. Оценка индивидуальных качеств работника. Оценка труда руководителей и специалистов.

Индивидуальные характеристики работникаоцениваются с помощью различных оценочных шкал, вопросников или тестов, позволяющих оценить личные и деловые качества, а также особенности рабочего поведения, оказывающие влияние на эффективность работы. При оценке личных качеств работника на первый план выходят те качества, которые имеют наибольшее значение для достижения высоких рабочих результате: коммуникабельность, личностная зрелость, эмоциональная устойчивость и др.

В связи с разделением управленческого труда результат труда руководителя, как правило, выражается через итоги производственно-хозяйственной и иной деятельности организации или подразделений (например, выполнение плана по прибыли, рост числа клиентов и т.п.), а также через социально-экономические условия труда подчиненных ему работников (например, уровень оплаты труда, мотивированность персонала и т.п.).

Результат труда специалистов определяется исходя из объема, полноты, качества, своевременности выполнения закрепленных за ними должностных обязанностей. При выборе показателей, характеризующих ключевые, основные результаты труда руководителей и специалистов, следует учитывать, что они оказывают непосредственное и решающее влияние на результат всей деятельности организации; занимают значительную часть рабочего времени персонала; их сравнительно немного (4—6);.составляют по крайней мере 80% всех результатов; приводят к достижению целей организации или подразделения.

4. Технологии оценки персонала. Технология «Центр оценки персонала».

Технологии и методы работы

1) Оценка качества человеческого ресурса в компании (Программа расширенного кадрового аудита)

2) Assessment Center (Центр оценки)

3) Development Centre (Центр развития)

4) Индивидуальная оценка руководителей

5) Оценка профессиональных знаний

6) Оценка эффективности работы персонала компании на основе объективных показателей эффективности (Balanced score cards and Key Performance Indicators)

7) Оценка уровня сформированности управленческой команды, (проектной группы, отдела, подразделения) в организации

8) Метод оценки социально-психологического климата в коллективе и системы внутренних коммуникаций (СПК)

9) Технология оценки процессов взаимодействия между основными подразделениями в организации

10) Диагностика корпоративной культуры

11) Наблюдение на рабочем месте

12) Метод экспертной оценки 360°.

Development Centre (Центр развития) — один из методов диагностики профессионально-важных качеств и навыков сотрудников организации, обладающий мотивационным и обучающим эффектом. Центр развития рекомендуется проводить:

В начале обучения, направленного на формирование менеджерских навыков. Этот метод позволяет создать участнику самомотивацию на дальнейшее обучение, понять свои проблемные зоны и расставить приоритеты в развитии.

В конце программы обучения. В этом случае участники могут самостоятельно оценить уровень сформированности своих управленческих навыков, понять, каких результатов достигли в процессе обучения.

Основное отличие Центра развития от сходного по названию Центра оценки заключается в том, что Центр оценки в большей степени предназначен для диагностики личностного и профессионального потенциала с целью отбора персонала и оценки эффективности деятельности сотрудника. Центр развития скорее ориентирован на решение задач развития, обучения сотрудников и на оценку соответствующих навыков.

Эконометрика без галстука: практическое занятие №4


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: