Предмет и объект исследования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСЬКА

Наше высшее образование стремительно становится самым демократическим в мире. Наш девиз: «от каждого – по способности, каждому – по диплому». Распространение этого принципа на присвоение научной степени настоятельно потребовало выхода в свет настоящего пособия. Оно должно помочь всем желающим (независимо от их физических и умственных возможностей) написать серьёзный научный труд в течение шести месяцев, уделяя занятиям всего по 30 – 40 минут в неделю.

Предлагаемый интенсивный курс написания диссертаций на текущий момент наиболее широко применяется в культурологии, которая и будет в центре нашего внимания. Однако приведённые советы можно с успехом использовать и в других наиболее прогрессивных дисциплинах нашего времени: педагогике, футурологии, андрогогике, социальной работе и теософии. Предлагаемая техника исследования в последнее время стремительно распространяется на психологию, политологию, социологию, философию.

К сожалению, пока что в своём развитии заметно отстают история, археология, этнология, лингвистика и многие другие науки. Тем не менее, мы верим, что в ближайшее время, и они приобщатся к передовым рубежам познавательного процесса. Далее неизбежно настанет черёд физики, химии, математики, астрономии, физиологии и других предметов, которые, вероятно, также займут своё почётное место в ряду прикладных культурологических дисциплин.

ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы исследования

Обычно в этом пункте начинающие исследователи указывают получение научной степени и прибавку к зарплате. Это неправильно. Но, помимо данного аспекта, здесь можно писать практически всё. Главное – не забывайте периодически употреблять слово актуальность.

Научная новизна работы

Когда речь заходит о научной новизне исследования, невольно вспоминается известный культуролог Агачев, который ставил одну и ту же проблему на протяжении десяти лет в более чем сотне статей, причём всякий раз – впервые. Далёкого от культурологии человека столь продолжительная новизна может удивить. Но ведь в пределах данной конкретной статьи эта проблема действительно ставилась впервые. К тому же всё, что было раньше быстро и успешно забывается. Не случайно в среде культурологов многократно воспето состояние вечно удивлённого ребёнка, хранящего девственную чистоту ума и помыслов.

Если же с девственностью у вас не всё ладно, то вы всегда можете придать своим мыслям новизну, просто назвав какое-то широко известное явление новым словом.

Термины исследования

Давно привычным стал вопрос: «Огласите, пожалуйста, Ваши дефиниции». Культура публичного выступления требует, что бы дефиниции оглашались медленно, нараспев, с поднятыми кверху глазами и слегка печальным, задумчивым выражением лица. Признаком высшего профессионализма является перенесение задумчивого выражения с лица на прочие части тела.

Основной проблемой современной культурологии является недостаточное количество терминов, что не позволяет адекватно выразить всё скопившееся у человека богатство культурологической мысли. Поэтому, в каждой кандидатской диссертации по культурологии должно быть введено не менее 20 новых понятий, а в докторской – не менее 56,5. Вообще же, идеальным считается введение одного нового понятия на каждую тысячу печатных знаков.

Стремительный рост словарного запаса среднего культуролога, к сожалению, заметно опережает процесс формирования определений к данным словам. Впрочем, эту черновую работу можно будет оставить представителям прикладных дисциплин. Более серьёзной представляется другая проблема, которая ожидает культурологию в будущем. Это – нехватка фонем русского языка для создания новых терминов. Надеемся, что данная проблема будет успешно решена нашими более молодыми коллегами. Например – за счёт заимствования новых букв с санскрита, хинди или путунхуа.

Вообще же, к терминам надо относиться проще. В связи с чем, по мнению некоторых специалистов, культурологические термины следует переименовать в ТЫрмины. Это должно создать непринуждённую, панибратскую обстановку между человеком и понятиями.

Историография проблемы

Истинный культуролог способен черпать знания отовсюду. Однако, не спешите включать в список литературы полюбившийся вам настольный календарь за прошлый год или расписание пригородных электропоездов, выявленное в процессе прочтения свежей газеты. Эти вещи ещё пригодятся при составлении списка источников.

Основная же задача этого раздела – упомянуть все книжки, с которых вы списали свою работу, создав при этом впечатление, что по теме ничего толком не сделано. Поэтому, для облегчения написания историографического обзора, мы предлагаем список устойчивых выражений:

«легла в основу нашей концепции» — очень авторитетный автор, член научного совета или его личный друг

«книга оказала существенную помощь» — из её материала состоит как минимум половина работы

«оказала неоценимую помощь» — вместе с текстом мы заимствовали сноски и часть списка литературы

«общее качество работы снижают отдельные недостатки её методического аппарата» — не удалось заимствовать сноски

«использовали отдельные положения методологического характера» — автор книги пару раз упоминается во введении

«помогла углубить наше понимание» — книга содержит картинки

«идея автора до конца не ясна» — не содержит картинок

Предмет и объект исследования

Предмет культурологического исследования должен быть определён объективно, а объект – предметно. Как правило, предмет исследования формируется в процессе самого исследования. Объект формируется из предмета путём его всестороннего приращения. Бывает, что предмет исследования настолько всеохватен, что приращивать уже некуда. Не следует делать из этого особой трагедии.

Урок 14. Определяем объект и предмет


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: