Предмет и задачи исправительной психологии

Тема 10. ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ (ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ) ПСИХОЛОГИЯ

10.1. Предмет и задачи исправительной психологии.

10.2. Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализации.

10.3. Психологический анализ коллектива осужденных.

10.4. Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их перевоспитания.

Первое условие исправления – сознание своей вины. Сенека Младший

Предмет и задачи исправительной психологии

Исправительная (пенитенциарная; от лат. «роеnitentiarius» – покаянный, исправляемый) психология изучает психологические основы ресоциализации – восстановления утраченных социальных связей и качествличности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе.

Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности уголовного наказания, динамику личности осужденного, социально-психологические явления в общностях осужденных, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малых групп в условиях социальной изоляции, психологические особенности личности воспитателя и коллектива исправительного учреждения [28, с. 326].

Взаимодействуя с уголовно-исполнительным правом, пенитенциарная психология призвана разрабатывать практические рекомендации по ресоциализации осужденных, средства и приемы психологической коррекции личности преступников.

Исправительная психология исследует закономерности и особенности жизнедеятельности человека, отбывающего наказание, положительные и отрицательные факторы условий социальной изоляции для личностной самореализации индивида. Задача работников исправительных учреждений состоит в диагностике личностных дефектов осужденных, разработке обоснованной программы их исправления, предупреждении тех многочисленных отрицательных «влияний тюрьмы», которые традиционно содействуют криминализации [18, с. 656].

Следует отметить, что стратегической задачей любого исправительного учреждения является возможность оторвать преступника от условий его криминализации, разрушить его преступные связи и установки. Однако, как показывает практика, эта задача оказывается менее всего разрешаемой в местах лишения свободы.

В качестве общих задач исправительной психологии можно указать следующие:

– психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов ее общей социализации, правовой социализации, а также дефектов ее психической саморегуляции;

– разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации;

– осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации, нивелирование личностных акцентуаций, психопатических проявлений, снятие всевозможных психологических барьеров, проявлений криминальной психологической защиты;

разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация;

– всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее психической активности, формирование социально-положительной микросреды;

– формирование социально-положительных жизненных перспектив[18, с. 656].

Основное значение в ИУ приобретает воспитательная деятельность.

Воспитательная работа в ИУ складывается из следующих компонентов:

1) изучение каждой конкретной личности;

2) создание отдельных групп осужденных, из которых впоследствии будет складываться коллектив;

3) режимное, трудовое воздействие на группы осужденных и на каждого отдельного осужденного для ликвидации дефектов психических свойств, качеств, для выработки положительного опыта, навыков, привычек;

4) применение методов воспитательного воздействия на личность и группы осужденных для выработки положительных качеств;

5) постоянная деятельность по повышению интеллектуального, волевого, эстетического уровня каждого отдельного осужденного;

6) подготовка осужденных к жизни на свободе [16, с. 419].

Вся направленность воспитательной работы должна последовательно создавать отрицательное отношение к прошлому; чувство виновности за совершенные действия, за ущерб, причиненный государству или отдельным лицам; интерес к трудовой и общественной жизни ИУ; желание изменить в себе качества, свойства, которые привели к действиям, нанесшим этот ущерб; перспективу жизни после отбытия наказания.

Конструктивная деятельность призвана обеспечивать процесс перевоспитания осужденных и выражается прежде всего в прогнозировании и планировании системы действий, направленных на изучение отдельных осужденных, группы осужденных, мер воспитательного воздействия, применяемых к ним.

Вся воспитательная деятельность, а тем более перевоспитание лиц, совершивших преступление, может проходить только при глубоком знании всех психических особенностей каждой личности.

Познавательная деятельность по изучению личности осужденных осуществляется путем применения целой совокупности специальных методов познания (собирание и изучение документов, проведение беседы ,наблюдение, анализ результатов труда осужденного, психолого-педагогические эксперименты).

01 Предмет психологии


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: