Представление о самом себе

С неизлечимо больными детьми была проведена большая работа, которая помогла нам понять, что происходит в их внутреннем мире. Кублер-Росс (1983) установила, что дети знают, что происходит с ними, когда они умирают. Она отметила, что дети переживают такие же стадии печали и горя, как и взрослые: неприятие, гнев, спор, депрессия и, наконец, положительная реакция. В данном случае положительная реакция предполагает осознание ситуации и решимость прожить оставшиеся дни с максимальной полнотой. Эти стадии могут появляться в любой последовательности, причем некоторые из них могут быть пропущены. В процессе умирания психическая жизнь некоторых индивидов преимущественно протекает на одной эмоциональной стадии. Нередко появляется надежда: иногда это — надежда на исцеление, а иногда надежда закончить неоконченные дела. Вообще говоря, страх составляет неотъемлемую часть детских переживаний.

Во многих случаях Кублер-Росс отмечала, что с помощью творческой деятельности — сочинения историй или рисования — дети приспосабливаются к событиям, которые происходят в их жизни, и сообщают это знание, нередко в символической форме, тем, кто способен выслушать их. Тем, кому приходится работать с серьезно больными или осиротевшими детьми, она рекомендует предоставлять детям как можно больше возможностей заниматься сочинительством и рисованием.

Блубонд-Лангер (1978) проанализировала больничные материалы по серьезно больным детям. Она обнаружила, что у таких детей оценка своего состояния проходит ряд последовательных стадий: от удовлетворительного самочувствия до стадии 1

(серьезно болен), стадия 2 (серьезно болен и поправлюсь), стадия 3 (неизменно болен, но поправлюсь), стадия 4 (неизменно болен и никогда не поправлюсь) и, наконец, стадия 5 (умирание). Эти представления о своем состоянии имеют последовательный характер. Конкретные события должны объединиться с предыдущей информацией, прежде чем ребенок перейдет к следующей стадии. Ребенок не перейдет к следующей стадии до тех пор, пока на данной стадии не произойдет событие, способное ускорить такой переход. Поэтому даже в тех случаях, когда друг умирает от аналогичной болезни, ребенок не перейдет к стадии 5, если на стадии 4 не получит сведений о смерти друга.

Мы полагаем, что установленные Кублер-Росс стадии можно без труда объединить с указанной схемой изменения представления о своем состоянии. При достижении каждой новой стадии понимания в реакциях детей вновь проявляются чувства неприятия, гнева и т. д. Если консультант способен понять этот процесс и обеспечить возможность переживания и обсуждения эмоций с помощью рисунков с целью формирования положительной реакции и понимания, тогда в состоянии ребенка, возможно, наступит улучшение, и он получит возможность рассмотреть и положительно оценить происходящее.

Спонтанные рисунки

Сюзан Бах (1966), лондонский психотерапевт юнгианского направления, стала одной из первых применять спонтанные рисунки в работе с умирающими детьми. Она полагала, что спонтанные рисунки отражают внутренний (или психологический) мир ребенка. Кроме того, эти рисунки, по ее мнению, содержат физиологическую информацию, полученную ребенком на бессознательном уровне (т. е. рисунки отражают как психологическое, так и соматическое состояние ребенка). Кепенгейер (1980) также отмечал появление в рисунках пациентов органической и психологической информации. Физиологические диагнозы этих исследователей впоследствии были подтверждены другими врачами, работавшими с этими детьми. Бах полагает (1975), что специалист, обученный методам точной оценки рисунков, получает информацию, необходимую для оказания помощи ребенку в целом.

Теоретические предположения. Консультант приобретет способность понимать содержание рисунков только тогда, когда признает правильность следующих трех постулатов (Furth, 1986)

1. Существует бессознательная психика, которая способна проявляться посредством спонтанных или импровизированных рисунков.

2. Хотя спонтанный или импровизированный рисунок и служит «необычным» средством коммуникации, тем не менее он имеет право на существование и заключает в себе определенный смысл.

3. Ум и тело («психика» и «сома») взаимосвязаны друг с другом. Эта взаимосвязь обеспечивает коммуникативную непрерывность между ними.

Оценка рисунка. Овладение навыками точной оценки рисунков составляет непростую задачу. При оценке рисунков необходимо проявлять осторожность, обращая особое внимание на опасность проектирования своих собственных эмоций и символов на рисунок другого человека (Thompson and Allan, 1987). С юнгианской точки зрения, использованный в рисунке символ или образ служит вместилищем чувств или эмоций (Allan, 1978; Allan and Clark, 1984; Allan and Crandall, 1986). Рассматривая рисунок, консультант ставит перед собой вопросы: «Какова эмоциональная окраска данного образа? Какие эмоции выразил здесь ребенок?» Постановка этих вопросов позволяет консультанту понять внутренние, эмоциональные проблемы ребенка. Эти проблемы нередко проявляются на имагистическом (образном) уровне, прежде чем достичь вербального сознания.

Для тех, кто работает с детьми и их рисунками, Бах (1966) и Фурт (1981) дают ряд рекомендаций по «рассмотрению» содержания рисунков. Вначале необходимо произвести инвентаризацию рисунка, т. е. определить наличие и отсутствие на рисунке тех или иных предметов. Такое определение позволяет сосредоточиться на месте локализации основной психической энергии. Далее рекомендуется обратить внимание на выбор цвета, его отсутствие или неправильное использование. Кроме того, необходимо отметить и подсчитать число повторений, поскольку повторения также имеют смысловое значение. Размещение и взаимосвязь предметов на листе бумаги позволяют понять, что находится на переднем (или заднем) плане жизни ребенка. Хотя картина в целом и отражает состояние ребенка, тем не менее следует учитывать, что ребенок отождествляет себя с одним предметом или лицом на картине.

Аллан (1978), Бах (1975), Капегейер (1980) и Фурт (1981) полагают, что процесс творческого самовыражения в присутствии консультанта без применения интерпретации помогает

детям освободить в критический момент своей жизни часть энергии символов и эмоций. Таким образом дети получают возможность справиться с психологическим процессом, связанным с серьезной болезнью и умиранием. Пребывание рядом с ребенком и обсуждение содержания рисунка от третьего лица («Я заметил, что ты нарисовал большую гориллу. Интересно, о чем она думает… что она чувствует… и как она собирается поступить») помогают ребенку легче переносить чувства одиночества и отъединенности.

Помощь семье. Рисунки служат одним из средств, позволяющих ребенку сообщить своей семье о своих переживаниях. Такие сообщения помогают членам семьи ребенка понять уровень информированности и потребностей ребенка (Bach, 1975). В таких случаях ребенок получает возможность более эффективно общаться с членами своей семьи в оставшееся время. Дети нередко испытывают трудности при обсуждении своих страхов, но они достаточно ясно изображают их на своих рисунках. Тогда рисунки можно использовать для перехода к беседе. Их можно показать родителям, чтобы помочь им понять некоторые из внутренних проблем ребенка. При успешном разрешении проблем семья получает утешение от рисунков и знания, что ребенок обрел спокойное расположение духа (Furth, 1981). Если разрешение проблем и не состоялось, родители, братья и сестры все же получат в свое распоряжение изображения и картины из жизни ребенка.

Метод

Встречи с каждым ребенком проводятся на индивидуальной основе. В начале каждой встречи, после установления раппорта, ребенку задают вопрос, не хотел ли бы он что-нибудь нарисовать. При вялости ребенка занятие проводят в сокращенном виде. В таких случаях его спрашивают, чем бы он хотел заняться в следующий раз. Этот вопрос позволяет ребенку чувствовать себя хозяином положения, оставляя за ним право выбора, заняться или не заняться рисованием. На начальном этапе необходимо заверить ребенка, что его рисунки действительно необходимы, и они не обязательно должны быть «правильными», как этого иногда требуют некоторые преподаватели рисования.

Применение методов можно варьировать, Одни рисунки рождаются спонтанно, без наличия конкретного стимула, а

другие возникают по подсказке: «Не мог бы ты изобразить на рисунке одно из своих сновидений?» Некоторые рисунки отражают в конкретной форме направленную деятельность творческого воображения. При работе с детьми в кризисной ситуации применение методов релаксации и направленного формирования образов, перед тем как приступить к рисованию, помогает снять напряжение и обеспечить творческую работу бессознательного. Ребенок выбирает необходимый инструмент для рисования: масляные краски, фломастеры, цветные карандаши и мелки или простой карандаш.

Когда ребенок сообщает об окончании работы над рисунком, консультант должен поблагодарить его за проделанную работу, поставить дату и спросить, как называется рисунок. Иногда рисунок имеет название, хотя нередко бывает и так,что дети не знают, как назвать рисунок. Иногда В основе создания рисунка лежит какая-нибудь история. В таких случаях ребенок диктует консультанту историю, поскольку в физическом отношении процесс написания слишком утомителен для ребенка. Если рисунок не имеет истории, тогда необходимо немного побеседовать о рисунке. Иногда детям нравится поболтать во время рисования, хотя обычно они хранят молчание, и тогда необходимо следовать их примеру. Ребенок вместе с консультантом помещает новый рисунок в специальную папку. Этот процесс входит в состав установленной процедуры или ритуала, чтобы укрепить представление о том, что консультации и рисунки имеют особое значение.

Конкретное исследование

Впервом классе Каройл был поставлен диагноз «неизлечимая форма лейкемии». Она прошла курс химиотерапии. По мере возможности она посещала занятия во втором классе школы, но тем не менее ее включили в программу проведения консультаций на дому в течение лета. В сентябре она должна была приступить к занятиям в третьем классе в домашних условиях. В течение первых нескольких месяцев реализации программы для больных, находящихся на домашнем режиме, у девочки отмечалась ремиссия, и на первый взгляд она не очень походила на больную, хотя постоянно принимала лекарства.

В число планов, которые Каройл собиралась осуществить в художественно-лингвистической школе, входила работа над рисунками. Семье нравилась ее книга стихов с рождественскими

иллюстрациями. В начале января она утратила интерес к литературному процессу (который предусматривал переработку некоторых фрагментов книги), но по-прежнему с удовольствием работала над иллюстрациями. По мере ухудшения ее здоровья мы стали уделять больше внимания процессу рисования. Мы рассматривали иллюстративный материал только с точки зрения литературного произведения без интерпретации содержания и эмоций, заключенных в данном материале, хотя в то время участились обсуждения содержания рисунков от третьего лица.

Переход от диктовки литературного произведения к рисованию отнюдь не свидетельствовал о потере интереса к школьным предметам. Ее любимыми предметами были «рисование и математика». Даже в тех случаях, когда она испытывала настолько сильное недомогание, что не могла заниматься обычными школьными предметами, процесс рисования доставлял ей достаточное облегчение, чтобы сохранить интерес к предмету своей первой любви — математике.

Когда интенсивность эмоций, отразившихся в работе Каройл, произвела на консультанта Джуди особенно гнетущее впечатление, она решила разъяснить родителям Каройл свою роль. Родители сказали консультанту, что ни при каких обстоятельствах нельзя подтверждать тот факт, что девочка умрет, так как такое подтверждение подорвет волю Каройл к жизни. В дальнейшей совместной работе Каройл и консультант знали о неизбежности смерти и признавали, что каждая из них знает об этом, но открыто не обсуждали проблему смерти девочки.

Хотя мы прямо и не затрагивали проблему ее смерти, тем не менее мы обсуждали множество других предметов, к числу которых относятся похороны, страх, конфиденциальность, вера, истина и доверие. В зависимости от содержания и формы вопросов, затронутых девочкой, консультант давала ответы в качестве помощницы или подруги. При обсуждении философских вопросов консультант выступала в роли подруги. Когда невозможность уединиться в больнице вызывала у Каройл раздражение, консультант выступала в роли помощницы. Проведение индивидуальных ежедневных учебных и консультационных занятий в течение многих месяцев сочеталось с необходимостью учитывать пожелания семьи девочки и привело к изменению границ в рамках школьного консультирования. Но как бы ни сложилась ситуация, консультант обязан исходить из задач обеспечения оптимальной заботы о ребенке.

Иллюстративный материал

Основная серия начинается с рисунка «Пауки», который был нарисован через 5 месяцев после первого занятия (рис.5.1). К этому времени у Каройл сформировалась самооценка, соответствовавшая по классификации Блубонд-Лангер (1978) стадии 3, «неизменно больна, но поправлюсь».

Каройл изображена в центре рисунка, и поэтому это изображение относится к тем немногочисленным рисункам, на которых событие описано от первого лица, усиливая личностный характер символического содержания данного рисунка. Рот широко открыт в искривленной улыбке или пронзительном крике. Пронзительный крик более вероятен, поскольку в рассказе речь идет о том, как Каройл была обманута людьми, спрятавшимися в зарослях. Каройл обнаружила этих людей, не зная, что они там прятались. В конце рассказа они положили на Каройл множество пауков, и она, визжа от ужаса, бежит домой.

Паук олицетворяет Великого Ткача или Творца (Cooper, 1978), который прядет нить жизни. Вначале центральная фигура была нарисована без рук, что свидетельствовало об ощущении беспомощности, и без пауков. Руки и пауки были пририсованы после того, как был продиктован рассказ. Правые глаз и нога

Представление о самом себе

выглядят немного меньше и слабее, чем левые глаз и нога. Дерево имеет странную форму, массивный ствол и мало листвы. Это свидетельствует о наличии проблем с получением достаточной энергии для поддержки тела девочки. Голубое облако с желтыми полосами, вероятно, указывает на потребность поплакать, а зарождающаяся радуга, символизирующая мостик между духовным и преходящим, свидетельствует о надежде обрести покой. Ноги изображены синим цветом. Девочка как бы «болтает ногами в воздухе», что позволяет заключить о существовании пока еще довольно сильного потока энергии.

Рассказ передавал ощущение коварного обмана и страха, отчасти замаскированных показной бравадой. В это время Каройл не признавала, что судьба жестоко подшутила над ней («Почему я?»), и говорила, что «неизменно будет болеть».

Неделю спустя Каройл нарисовала рисунок под названием «Всегда плачу» (рис.5.2), который также относится к стадии 3 и свидетельствует о подавленном настроении девочки. Отсутствие на изображении большей части тела подчеркивается переходом к использованию простого карандаша. Три слезинки, выкатившиеся из каждого глаза, достаточно убедительно

Представление о самом себе

Представление о самом себе

передают общее эмоциональное состояние девочки. Плач объяснялся физическими страданиями, рухнувшими надеждами, отсутствием доброжелательного внимания к себе и возможности покинуть больницу. Черты лица смещены в нижнюю половину. Нетрудно понять, какие чувства испытывает человек с лицом, искаженным подобным образом. За час до окончания работы над рисунком девочка рассказала мне, что ночью у нее был приступ головокружения и возникло ощущение, будто она не могла двигаться из-за отсутствия ног. Это состояние тела достаточно ясно передано на рисунке. И тем не менее, хотя девочка на рисунке «всегда плачет», потому что «неизменно больна», Каройл стерла ластиком первоначальное изображение шеи и нарисовала более крупную шею, которая позволяла ей высоко держать голову, несмотря на те страдания, которые она испытывала в настоящее время. Другие рисунки и рассказы девочки в этот период свидетельствуют о надеждах на благополучный исход и счастливое будущее.

На рисунке 5.3 изображена большая сильная горилла, которая находится в клетке с зеркалом и качелями. Люди бросают горилле морковь и фрукты. Не та ли это морковь, которую

Представление о самом себе

подвешивают на шесте, чтобы обмануть осла? Рисунок указывает на ведение переговоров, хотя мы и не знаем точно, что именно символизирует морковь. Быть может, горилла олицетворяет болезнь или укрощенный гнев. Можно предположить, что фрукты, которые получает горилла, олицетворяют лекарства, необходимые для контроля болезни. (Блубонд-Лангер отмечает, что на этой стадии дети нередко верят, что они принимают такие же лекарства, как и те, которые были выписаны при первой постановке диагноза, и эти лекарства отличаются от тех, которые пришлось в дальнейшем принимать. Кроме того, дети верят, что лекарства помогут им выздороветь). Непропорциональное лицо гориллы смотрит влево, поворачиваясь к бледно-желтому зеркалу. Поскольку расположенное слева яблоко и зеркало нередко символизируют знание, можно предположить, что Каройл идет к новому пониманию или осознанию своего положения.

Два дня спустя Каройл нарисовала «Галерею изобразительных искусств» (рис.5.4), которая заключает в себе известную долю шутки. Б галерее искусств находится сердитая девочка (панк), занятая разрисовыванием картин граффити, которые походят на каракули, но в действительности обозначают

глаза. Приповторном посещении галереи она заметила, что один глаз подмигнул и заговорил с ней. Затем она проснулась. Искаженные черты, вероятно, свидетельствуют о наличии проблем с рассмотрением реальности. Отсутствие рук — беспомощность — в сочетании с лиловым цветом позволяет заключить о сильной потребности в контроле и поддержке со стороны других людей. Подбор цветов для изображения множества глаз — вначале бледно-желтый, затем оранжевый, желто-зеленый и, наконец, лиловый — подчеркивает существенное ухудшение здоровья девочки. Ситуация стала настолько ненадежной, что девочке понадобилось заключить картину в багряную рамку. Говорящая картина, расположенная в верхней части листа бумаги, указывает на фантазию о том, что болезнь — это всего лишь шутка, однако реальность для разместившейся в нижней части девочки состоит в том, что она навсегда останется больной. Для нее нет счастливого будущего. Глаза символизируют интуитивную способность и говорят девочке: «Никто тебя не обманывает». Она видит реальность. Изображенные черным цветом бесформенные ноги теперь способны лишь с большим трудом передвигаться. Блубонд-Лангер отмечает, что на стадии 4 дети оценивают свое состояние как «неизменно болен и никогда не поправлюсь». Несмотря на попытку отрицать безнадежность своего состояния, девочка «пробуждается», чтобы осознать новую реальность.

Представление об осознании новой реальности получило подтверждение через 2 недели, когда был нарисован очередной рисунок. Синяя дверь расположена высоко над основанием дома и существенно затрудняет вход и выход из него. Из разъяснений Каройл можно заключить, что девочка может проникнуть в дом, из которого она должна выйти через отверстие в крыше, что свидетельствует о существовании единственной возможности спастись от тела, а именно духовным путем. Она поднимается по лестнице, ступеньки которой громко скрипят под тяжестью ее тела. Лестница приводит девочку к призраку, который живет в этом доме. Таким образом земная часть существа девочки уступает место духовной части. Призрак пугает девочку, и она с криком просыпается.

В доме три этажа, причем на двух верхних этажах обитают безглазые призраки. Дом имеет шесть окон.Два окна забиты досками. В одном окне отсутствуют стекла. Отсюда можно заключить, что на духовном (или интуитивном) уровне девочка

знает, что происходит, не испытывая потребности взглянуть в лицо реальности. В то же время ее сознательная сущность стремится ретушировать эту тягостную реальность. В нижней части рисунка отсутствует цвет, что свидетельствует в пользу концепции подавленных чувств. В таком случае черный цвет символизирует неизведанное или безрадостное будущее, к которому девочка еще не вполне готова. И тем не менее внутри дома можно различить темно-коричневый или ярко-синий цвет, которые наводят на размышление о здоровье и энергии. В окнах, заключенных в синие и коричневые рамы, видны три призрака, олицетворяющие позитивные возможности развития духовной сущности девочки. В последние месяцы окрепла никогда не покидавшая ее вера.

Следующая история также посвящена сновидению. Человек просыпается и «продолжает жить». Однако нам говорят, что он поправится и проживет счастливую жизнь. Почти весь лист бумаги занимает изображение ярко-синего водопада, олицетворяющего энергию и здоровый дух. Отсюда можно заключить, что девочка все еще находится на стадии 4. В данном случае поток воды указывает на формирование позитивного отношения к этой стадии.

Рисунок 5.Г) мы решили включить в рассмотрение не столько по соображениям хронологии развития болезни, сколько для того, чтобы подчеркнуть важное значение процесса рисования для детей. Мать Каройл не успела предупредить меня о необходимости отменить утреннее занятие. Поскольку консультант уже пришла на занятие, она предложила девочке немного порисовать, хотя та чувствовала себя слишком бальной для школьных занятий. Девочка согласилась заняться рисованием. Положение фигуры в левой части листа и несколько слезинок свидетельствовали о депрессивном состоянии. Закончив рисунок, она сказала, что даст ему название «плохое самочувствие», однако на рисунке написала «хорошее самочувствие». На просьбу дать объяснение она сказала, что теперь действительно чувствует себя лучше, и попросила разрешения приступить к школьным занятиям. При обсуждении этого события с матерью девочки мы осознали важное значение самого процесса рисования.

Шесть дней спустя появился рисунок под названием «Маскировка кролика». На этот раз лист бумаги был установлен в вертикальное положение, которое усиливало экспрессивность по сравнению с предыдущими рисунками. Кроме того, этот

Представление о самом себе

Рисунок имел поразительное сходство с гориллой, нарисованной два половиной месяца назад. Основные предметы занимают на листе бумаги такое же положение, как и на рисунке гориллы, хотя на этот раз лицо главного персонажа имеет ясные очертания. Из названия рисунка мы знаем, что это маскировка. Несмотря на идентичное положение и форму моркови, в ней отсутствует цвет. В этом случае, как и в предыдущем, мы точно не знаем, что именно символизирует морковь. Однако из разъяснений девочки нам известно, что все хотят съесть именно эту морковь. Человек «любит морковь. Об этом нельзя забывать». Затем девочка рассказала, что человек съест морковь после того, как наденет костюм из кролика. Для американских индейцев кролик символизирует трикстера. Однако облачение в шкуру кролика символизирует покорность и смирение перед Великим духом (Storm, 1972). В таком случае отсюда можно заключить, что обычные кролики, направляющиеся вправо, не собираются съесть эту морковку. Вероятно, морковку съест смиренный кролик, направившийся влево.

Во время рисования Каройл сказала: «Раньше я рисовала добрых кроликов, а теперь не рисую. Я стала другой». Затем

она сообщила, что собирается воспользоваться для рисования ручкой с пером. Этот рисунок был единственным из всей серии рисунков, который девочка нарисовала ручкой. Кроме того, девочка заметила, что два дня назад умерла ее лучшая подруга: «Она меня больше всех любила». Уникальность использования ручки для рисования и ориентация листа бумаги подчеркивают особое значение этого рисунка. В это время Каройл перешла к стадии 5, «умирание». Она пережила ряд представлений о состоянии своего здоровья и теперь приобрела способность рассматривать смерть подруги от аналогичной болезни как логический исход своей собственной болезни.

Два дня спустя появился рисунок под названием «Клумба». Рисунок был выполнен карандашом, причем лист бумаги вновь занял горизонтальное положение. На рисунке были изображены три цветка, а на предыдущем рисунке — три кролика. Одна подруга Каройл умерла 5 месяцев назад, а другая 4 дня тому назад. Если продлить вымаранный стебель цветка, он соединится с буквой «л» в конце ее имени. На бессознательном уровне она знает, какая ей уготована судьба.

Цветок справа был стерт ластиком и вновь нарисован в виде тюльпана, олицетворяющего совершенную любовь (Cooper, 1978). На рисунке изображены стайки птиц, состоящие из ворон, ястребов и орлов. Птицы, напоминающие формой букву М, расположились в ряд, а над вымаранным цветком поместились вороны. Они символизируют вестника смерти. Остальные птицы являются солнечными и небесными символами. В действительности Каройл вначале хотела нарисовать малиновок, но передумала и вместо них нарисовала ястребов. Ее обе подруги уже стали частью духовного мира. Об этом она только что получила весть.

На следующий день Каройл нарисовала «Грустное чудовище» (рис.5.6). Огромное трехногое чудовище приближается слева к крошечным фигуркам людей с просьбой стать его друзьями, причем три человечка соглашаются, а один отвечает отказом. Коричневый цвет, поверх которого нанесен зеленый, свидетельствует о возможности роста, психологического исцеления или примирения со смертью. Вагряный цвет указывает на силу чудовища и, может быть, на потребность в поддержке. Раскрашивая чудовище, Каройл рассуждала о похоронах и поминках. Рисуя людей, она рассуждала о дружбе, причем нашу дружбу назвала «крепкой». Если предположить, что чудовище

Представление о самом себе

олицетворяет смерть, тогда три части души девочки смирились с неизбежностью смерти, а одна часть не смирилась.

Четыре дня спустя появился рисунок «Спущенная шина» (рис.5.7). На этот раз на рисунке были изображены четыре цветка, один из которых находился в устойчивом положении, а три подпрыгивали в тот момент, когда спускала шина. Драматизм ситуации состоит в том, что три цветка оказались выбитыми из своей среды, и их стебли не дотягиваются до цветочных ваз. Об этом свидетельствует внутренний обвод карандашного контура цветным фломастером. Стебель цветка, находящегося в устойчивом положении, соприкасается с вазой. Вероятно, это связано с тем, что тело девочки на три четверти поражено раком. Тележку толкает человек, расположившийся с наружной стороны ручек. Если бы он тащил тележку, ухватившись за одну ручку, тележка изменила бы направление движения и стала двигаться влево. Изменение направления движения имеет важное значение для определения направления жизни девочки. Изменив направление, она теперь движется влево, на запад, т. е. к смерти. В дальнейших рисунках движение показано в этом направлении, тогда как на всех предыдущих показано движение направо. Исключение составляют фронтальные изображения. Тележка украшена

Представление о самом себе

тремя наборами из концентрических кругов, что позволяет заключить о завершении трех частей жизни: прошлого, настоящего и будущего.

Три месяца спустя Каройл нарисовала двух бабочек: черное тело, олицетворяющее куколку (насекомого) или смерть, и появление возродившейся бабочки. Кублер-Росс (1983) пишет о том, что дети в концентрационных лагерях и больницах рисовали бабочек. Каройл весьма энергичным контуром обвела лица большой и маленькой бабочек и большое вечнозеленое дерево, расположившееся рядом с маленькой бабочкой. Все контуры были дополнительно обведены цветным карандашом. Не отражает ли энергичность контуров заботу девочки о внешнем мире? Несмотря на осень, по-летнему зеленые деревья имеют очень яркую листву. Быть может, это несоответствие отражает возрождение духа? На рисунке изображены семь цветков. А ведь число семь в первую очередь заключает в себе духовное и преходящее (Cooper, 1978, стр. 117). Цветы и пятнышки на бабочках нарисованы оранжевым и пурпурным цветом, что указывает на напряженную борьбу между жизнью и смертью в теле девочки. Вначале стволы всех деревьев были нарисованы светло-желтой краской (опасная жизненная ситуация), а затем закрашены

Представление о самом себе черной. Быть может, это означает страх перед потерей связи каждого дерева с питательной почвой, связи с землей?

Два месяца спустя Каройл вновь нарисовала два вечнозеленых дерева, по одному с каждой стороны чудовища (рис.5.8). Чудовище нарисовано небесно-голубой краской, а его руки и глаза — пурпурной. На первый взгляд может показаться, что чудовище пугает крошечного человечка, взывающего о помощи Быть может, это смерть зовет девочку? На прежних рисунках отсутствовали пунктирные линии, которыми обозначено чудовище. Эти линии свидетельствуют о распаде границ тела девочки, вызванного лейкемией. Темно-розовый пуп связывает эту фигуру с центром мироздания и олицетворяет связь с нитью жизни. Чудовище почти полностью окаймлено зеленым цветом. Оно парит над землею, то ли в подвешенном состоянии, то ли в процессе вознесения на небо. При внимательном рассмотрении дома с провисшей дверью, несимметричной крышей, трубой (из которой не идет дым, а следовательно, в доме нет тепла) и двумя яркими неровными окнами (большее окно нарисовано оранжевым цветом, олицетворяющим борьбу между жизнью и смертью, а меньшее — зеленым, символизирующим здоровье), можно прийти к заключению, что человек взывает к чудовищу о помощи. Кроваво-красный рот

чудовища немного размазан, указывая на необходимость влить в него здоровую кровь.

Поскольку призыв о помощи был столь очевиден, консультант спросила Каройл, не приходилось ли ей испытывать такие же чувства, как и упомянутый персонаж на рисунке. Это был один из тех случаев, когда консультант устанавливала связь с содержанием рисунка, не прибегая к третьему лицу. Этот вопрос привел к продолжительной беседе о переживаниях родных и близких девочки, о ее желании более подробно обо всем поговорить и стремлении защитить родных от мучительных переживаний. Отсутствие окон на первом этаже и схематичное изображение фронтальной части дома могли бы рассказать нам о том, что девочка вынуждена что-то скрывать и не может быть «искренней». Таким образом, упомянутый вопрос существенно расширил рамки нашей беседы на этом и дальнейших занятиях.

Три дня спустя появился рисунок под названием «Малиновка» (рис.5.9). Хотя уже наступил ноябрь, Каройл сказала, что она видела эту малиновку. Появившееся из расколотого белого яйца тело птицы имеет такой же бледно-голубой цвет, как и небо на прежних рисунках. Взметнувшиеся крылья уходят за пределы листа бумаги, символизируя устремленный ввысь дух, который вызывает ассоциации с чудовищем на предыдущем рисунке. Большие розовые участки сложенных крыльев свидетельствуют о преобладании желания видеть ситуацию «в розовом цвете». В христианской символике малиновка олицетворяет смерть и воскрешение. Яйцо (Космическое Яйцо), осколки которого лежат вокруг малиновки, также символизирует возрождение духа и надежды. Кроваво-красный цвет, которым был изображен рот чудовища, теперь переместился на грудь, где он и должен находиться, поскольку грудка малиновки должна быть красной. Золотисто-желтый клюв с двумя ноздрями, вероятно, указывает на вдыхание духовного. Теперь мы вправе предположить, что девочка перешла к стадии смирения со

своей судьбой.

Через неделю появился рисунок под названием «Земля и море» (рис.5.10). Каройл пояснила, что на рисунке изображено возвращение принцессы (движение налево) в замок короля, которому она собирается сообщить о своем намерении выйти замуж за невольника. Рыбы, олицетворяющие поток жизни, плывут направо. Вода, как и небо, изображена синим цветом

Представление о самом себе

Представление о самом себе

Коричневый (целительный, земной) цвет занимает более половины рисунка. Поверх коричневого нанесен золотисто-желтый цвет, символизирующий духовное (а не земное) исцеление. Живые существа — люди и рыбы — прозрачны, а прозрачность символизирует увядание жизни. В таком случае мы имеем дело с изображением «переправы через воды», которая, как это можно заметить во многих культурах, предшествует и сопровождает смерть.

Две недели спустя появился рисунок под названием «Медведь и снеговик» (рис.5.11), в котором была вновь затронута тема увядающей жизни. На изображение медведя ушла большая часть времени, поскольку понадобилось несколько раз подтирать контур, чтобы добиться достаточной легкости линий. Пришлось несколько раз стирать ластиком и снеговика, чтобы получилась достаточно большая голова. Разумеется, снеговик олицетворяет преходящесть, так как ему суждено скоро растаять. Головы обеих фигур увенчаны головными уборами. На нижнем этаже дома отсутствуют окна, что свидетельствует о потребности подавить или

скрыть какое-то событие. Обе фигуры стоят в одинаковой позе, широко раскрыв руки и оставив туловище незащищенным. Как и на многих других рисунках Каройл, здесь также можно заметить некоторое несоответствие: правый глаз меньше левого. Несоразмерностью характеризуются и уши. Много сил ушло на изображение органов чувств снеговика. Быть может, раковые клетки уже затронули сенсорные рецепторы в мозгу? Стоит серый облачный день. Не указывают ли облачность и подчистка рисунка на близость ухода из этого мира? На рисунке вновь присутствует число шесть: шесть угольков, обозначающих рот снеговика, шесть секций дымовой трубы и шесть ступенек па спуске от дома. Ровно шесть недель назад Каройл была срочно госпитализирована.

Психология отношений. Образ Я, Я-концепция


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: