Детская литература как самостоятельный жанр начинает своё развитие в XVIII веке под влиянием идей Ж.-Ж.Руссо, Д.Локка, а также издательской деятельности Д. Ньюбери. Рубеж XVIII-XIX веков — переломное время для развития литературы для детей. Традиционно морализаторская, теперь она отмечена смешением поучительной и развлекательной тенденций. В XIX веке, несмотря на строгость и внешнее пуританство Викторианской эпохи, во многом под влиянием достижений романтиков развлекательная функция детской литературы приобретает всё большее значение, развиваясь в единстве с функцией эстетической.
Важной чертой детской литературы того периода можно считать многоадресность. Направленная в первую очередь на ребенка в качестве целевой аудитории, неоромантическая детская сказка требует присутствия взрослого, как сопричастного элемента, и в силу психологизма, философичности сюжета, литературной игры, видит взрослого если не второстепенным читателем, то читателем другого уровня, другого порядка. Многоадресность и вытекающая из неё многозначность, игровое начало, внимание к различным уровням языка и широкому кругу явлений окружающего мира смещают акцент с дидактической функции детской литературы на развлекательную и художественную.
Детская английская литература становится художественной литературой «по определению», то есть не только по достигнутому ею эстетическому качеству, но и по социальным функциям, по задачам и намерениям авторов. Такой поворот стал одним из самых важных в литературе конца XIX – начала XX века благодаря произведениям Л. Кэрролла и Дж. Барри.
В таблице 2 приведена характеристика мира ребенка в сопоставлении с миром взрослого по основным категориям (Приложение 1).
Мир ребенка у неоромантистов олицетворяет альтернативную реальность, построенную в фантазиях. Восприятие действительности в этом случае очевидным образом противопоставляет не только ребенка взрослому, но дает четкие границы романтизма в противовес реализму.
«Фантазия» дает возможность выйти за пределы собственного существования, вообразить другое мышление, перевоплотиться. Особенно ярко такое движение выражено у Дж. М. Барри [11, с. 10]. Так воплощается в его «детских произведениях» отрыв от материализма действительности.
В «Фантазиях», написанных для детей и о детях для взрослых, детство предстает в виде волшебной страны, это своеобразная утопия, легенда о «Золотом веке», подобная мечтам или снам. Писатель особым образом разрабатывает принцип «другого» фантастического мира, особыми законами жизни его обитателей, формами мышления и поведения. В его мире — герои хотят быть свободными и не подчиняться социальным, моральным, нравственным и материальным законам, установленные деспотичным, несправедливым обществом [34, с. 142].
Хотя в образах протагонистов сказок Дж. Барри и имеется определенная доля идеализации, не стоит отрицать и тот факт, что дети (главные действующие персонажи) еще находятся на пути становления личности, и для них характерны такие черты, обнаруженные ранее в мифообразах Нарцисса и Персефоны. В принятии решений они так же характеризуются асоциальным индивидуализмом, чувством превосходства над другими, инфантилизмом, отрывом от реальности из-за чрезмерной ранимости.
Основа становления личности ребенка – романтический поиск идеала в самом себе, вопреки конформистским началам и устоям общества, творческий путь к смыслу своего бытия. Именно поэтому невинность ребенка, о которой говорили романтики начала XIX века, ставится у Барри под сомнение. Он приходит к мысли, что дети далеко не так невинны, как думали романтики. Этическое начало не развито, они радостны и жестоки в своем наслаждении игрой и жизнью, что лишает их сострадания, заботы, морали и любви., и в целом этической и эмоциональной гибкости в оценке своих и чужих поступков. Но став взрослыми, они одновременно с новообретенной способностью быть ответственными и заботливыми, теряют самое важное по Барри — свободу и поэзию жизни. Ведь ребенок для Барри тот же Художник, а Художник — Ребенок. Детство для него становится поэтической моделью мира.
Конфликт — проблема возникает в момент взросления, когда не скованное ничем воображение, создающее другие миры, вступает в противоречие с окружающим реальным миром. Взросление, вступление в круг социальных связей означает потерю воображения, что делает личность, по мнению Барри, ущербной, не способную найти контакт с ребенком. Ребенок, равный в своей творческой свободе Художнику, с возрастом становится взрослым, обывателем, чиновником, противоположностью поэта. А Художник, тот взрослый, который сохранил способность к воображению, оказывается в пограничном положении между реальностью и вымыслом, что неизбежно приводит его к непониманию, отчуждению и одиночеству [3, с. 127].
Благодаря неоромантическим тенденциям в английской детской литературе появились новые образцы, наполненные признанием и нравственным шаблонам, там изображались самореализующиеся и самостоятельные личности, не ограниченные никакими бытовыми условиями. Герои «нового романтика» отличались целеустремленностью, готовностью к риску и борьбе. Они были полны жажды странствий и приключений, рвали связь с миром однообразного и добропорядочного мещанского благополучия ради моральных обязательств перед странной, ради поисков подвигов и славы. Таким образом, на смену господствующего мышления «во взрослой» литературе в произведениях для детей вернулись гуманистические идеи [16, с. 107].
Выводы по первой главе
Систематизировав и сопоставив теоретический материал, отобранный для первой главы, можно прийти к следующим выводам:
1. Возникновение неоромантизма оказало колоссальное влияние на развитие детской литературы викторианской эпохи.
2. Литература неоромантизма развивалась на стыке двух явлений: послеромантического викторианского Золотого Века литературы и эпохой господства реализма, что привлекает к неоромантизму как читателей романтической литературы, так и читателей реалистической литературы. Благодаря этому уровень читателей со стороны не только детской аудитории, но и со стороны взрослых значительно возрастает.
3. Художественные произведения викторианства вышли за пределы британской культуры и пользуются спросом за рубежом.
4. Впервые за историю литературы и историю Великобритании дети оказываются в центре внимания, как в литературных произведениях, так и в жизни общества. «Эмансипация» детей становится исходной точкой дальнейших либеральных перемен, вследствие которых и в литературе, и в критике, и в политике пересматривается отношение к колониям, происходит переосмысление гендерных стереотипов.
5. Неоромантизму – наиболее «английское» из литературных направлений XIX в. в силу английского приоритета эстетических идей воплощенных в произведениях авторов-неоромантиков. Писатели данного направления стремились увидеть необычное в обычном, романтическое в повседневном.
6. Викторианская литературная сказка имеет условно-реальный характер, воплощая в образах социальный опыт автора; вымышленные элементы имеют добавочный характер.
7. Детская литература, в которой «неоромантичность» авторского замысла воплощена наиболее последовательно, представлена творчеством Джеймса Барри. Этому писателю удалось особым образом совместить идеи детской и взрослой литературы, совместив их с элементами фантастического мира.